3 июля. Председатель и руководитель фракции партии "Справедливая Россия. Патриоты за правду", депутат Госдумы РФ Сергей Миронов назвал внешнюю политику России "нравственной", объяснил, почему фракция нажала кнопку "Воздержаться" во время голосования по кандидатуре Михаила Дегтярева на министра спорта РФ, и рассказал, как видит решение "миграционного вопроса" в стране.
— Почему решили посетить Хабаровский край?
— Я посещаю все регионы, где пройдут выборы в законодательные органы власти. Хабаровский край это уже седьмой регион, на следующей неделе я полечу дальше, будут Марий Эл, еще Республика Алтай и Тыва. Я посещу все эти субъекты в обязательном порядке.
— "Справедливая Россия" последние созывы не была представлена в Законодательной думе Хабаровского края. С чем это связываете?
— Я думаю, что недорабатывали и, может быть, не уделяли должного внимания работе на земле, с проблемами людей. У нас федеральные проекты, мы обычно говорим: вот в регионе давайте, повторяйте, делайте то же самое. А людей волнуют проблемы, которые касаются их личной жизни на своей родной земле. Сейчас нынешний руководитель делает с моей точки зрения все правильно, делает так, как и должен делать председатель регионального отделения нашей партии, опираясь на мнение, на позицию и на ожидания избирателей.
— Как вы относитесь к людям, которые меняют партии?
— Дело в том, что причины могут быть разные. У нас же тоже в партии есть представители — кто-то из КПРФ пришел, кто-то из Единой России, кто-то пришел из ЛДПР. Я спокойно к этому отношусь. Но есть обратная сторона медали. Когда человек приходит к нам, избирается по нашим спискам, а потом вдруг: все, я депутат, а вы там вообще курите нервно в сторонке. К сожалению, нет механизма отзыва. Я абсолютно убежден, что должен быть закон для тех, кто шел по партийным спискам: если ты вдруг рвешь все отношения с партией, более того, голосуешь как ее оппонент, у партии должно быть право отозвать такого депутата.
Сергей Миронов. Фото: фото предоставлено Пресс-службой Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ
— В региональном отделении достаточно людей, которые ранее были в партии ЛДПР. Почему так произошло?
— У нас в регионах есть — я в данном случае говорю не только о Хабаровском крае, именно из ЛДПР очень сильные, мощные, хорошие ребята и девчата, которые пришли к нам, работают не за страх, а за совесть. Я очень этим доволен. Здесь, наверное, было связано с тем, что ориентировались на одну политическую силу, а когда этой силы не стало, посмотрели, на кого можно еще ориентироваться. Думаю, что с этим связано.
— Как вы видите ситуацию с уголовными делами экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала?
— Ну, а как здесь можно видеть? Есть решение суда. Решение суда не подвергается сомнению. Я знаю, что до решения суда мои однопартийцы, товарищи поддерживали его. После вынесения приговора они поняли, что есть решение — это всё. Поэтому я решение суда не могу ни обсуждать, ни тем более как-то комментировать.
— Были случаи, когда новое нынешнее руководство партии в регионе обвиняли в антипрезидентской риторике. Допустимо ли это в вашей партии?
— Обвиняли без доказательств. Собственно говоря, недоброжелателей-то у нас много. Не могу не напомнить, что вообще-то нашу партию хоронят каждый год с 2006 года. Мы не должны пройти в Госдуму никогда, мы на каждых региональных выборах должны провалиться. А мы проходим и спокойно набираем. Время от времени я получаю письма: а у вас там такой-то негодяйский негодяй, он там плохое слово на заборе написал — я утрирую, конечно. Начинаешь разбираться, ничего такого не было. Поэтому обвинение не значит утвержденный факт.
— Из Хабаровского края получали такие сигналы?
— Получал. Разбирались. Все не соответствовали действительности.
— В этом году состоялись выборы президента Российской Федерации. Ваша партия не выдвигала своего кандидата, а решила поддержать действующего президента Владимира Путина. Почему вы приняли такое решение?
— Да ответ лежит на поверхности. После восьмилетней борьбы вводится индексация пенсии работающих пенсионеров. Еще в 2006 году мы записали в программе необходимость прогрессивной шкалы подоходного налога, вот она пошла. Президент нас слышит. Президент, понимает, что нужно людям, и делает всё абсолютно правильно.
— Если мы возьмем глобальную мировую политику, то Владимир Владимирович — единственный сегодня политик в мире, который демонстрирует нравственность в отношениях между странами. Он понимает, что будущее за многополярным миром, а не за гегемонией Соединенных Штатов Америки.
Сергей Миронов. Фото: ИА AmurMedia
— Отмечу назначение нового министра обороны Андрея Рэмовича Белоусова. После обстрела пляжа в городе-герое Севастополе, я сказал на пресс-конференции, что, наверное, мы уж все понимаем: наводили ракеты американские специалисты, украинцы сами никогда не смогли это сделать. Я сказал тогда, что надо бить по американским целям. По Вашингтону? Я разъяснил, что речь о беспилотниках, которые болтаются над Черным морем. Они же наводят. И вот Белоусов поставил задачу разобраться с этим беспилотником. Абсолютно правильный подход.
— Как вы оцениваете нашу международную политику? Все ли получается, а что не получается?
— Получается очень многое. Во-первых, никакой изоляции России, в принципе, выйти не может. Президент строит многополярный мир. Мы видим, какая очередь в БРИКС выстроилась, это здорово, это очень мощно. И то, что делает наш президент, он делает абсолютно правильно. Это действительно политика нравственная с точки зрения заботы о людях, о гражданах каждой страны. И здесь мы полностью поддерживаем нашего президента Владимира Владимировича Путина. По внешней политике у нас вообще вопросов никаких нет, у нас по внутренней политике есть и предложения. Весь этот глобализм уже давным-давно трещит по швам. Вот этот мультикультуризм в Европе, пустили они, там же сами они ужасаются, что у них уже не Франция, не Германия, а непонятно какая страна.
— Вы проводите довольно жесткую линию по миграционной политике. Как решить вопрос с иностранными рабочими?
— У нас вообще радикальная позиция. Мы считаем, что было бы неплохо ввести визовый режим со странами Центральной Азии. Мы предложили, чтобы любой въезжающий сюда иностранец платил въездной сбор — если что, мы за эти деньги его депортируем отсюда. Мы считаем, что, если любой мигрант совершил преступление, он должен ответить по всей строгости закона российского. Обязательно вывести миграционную службу в отдельную структуру, я бы даже напрямую переподчинил ее президенту.
— Снимут ли с нашей страны когда-нибудь санкции, и выдержит ли наша экономика такое давление Запада?
— Давление мы любое выдержим, санкции снимут. Обозначу несколько международных проблем, которые без России не решить: проблема изменения климата, проблема наркотрафика, проблема терроризма международного, проблема нераспространения ядерного оружия — эти все проблемы необходимо решать с участием России. Жизнь заставит и санкции снять, и договариваться, и садиться за стол переговоров.
— В этом году впервые Государственная Дума согласовывала кандидатуры в новое правительство Российской Федерации. Вы обсуждали в вашей фракции, какие из кандидатов вызвали больше всего разногласий?
— У нас абсолютная четкая позиция. Мы голосовали против господина Силуанова, против господина Решетникова. Мы воздержались, например, по вашему бывшему губернатору. Причина очень простая. Совершенно ненормальная ситуация в международном спорте. И я считаю, что руководство спортивное нашей страны не отстаивает национальные интересы. У меня нет уверенности, что ваш бывший губернатор на этом международном уровне может достойно отстаивать интересы наших стран.
— Почему вы воздержались, а не голосовали "против"?
— Нет оснований прямо против голосовать, но и поддержать его мы не могли.
— Насколько сегодня к фракции вашей партии прислушиваются в Государственной Думе? Какие бы вы назвали инициативы партии, которые поддержали ваши коллеги за последний год?
— Две инициативы я уже назвал: индексация пенсий работающих пенсионеров и прогрессивная шкала подоходного налога. Но здесь я вам приведу очень интересную статистику. У нас третья по численности фракция, нас 28 человек, трое беспартийных. По количеству внесенных законопроектов, мы уверены, второе место после "Единой России", но внести это одно дело — по количеству принятых законов у нас уверенное второе место. Потому что нас слышат, и все признают, что у нас профессиональная фракция. У нас 10 лет существует экспертный совет, в котором ведущие академики нашей Российской академии наук. Я буквально вчера вручал им благодарственные письма, собирал их у себя. Это титаны, это и члены— корреспонденты, и действующие члены Российской Академии Наук. И если мы что-то предлагаем, у нас все просчитано. Вы знаете наверняка нашу позицию — мы противники единого государственного экзамена. Петр Толстой, бывший телеведущий Первого канала, он публично тоже категорически противник. Я с трибуны выступал, он прямо при всех подошел, подал мне руку: спасибо за позицию против ЕГЭ сказал.
— Недавно в первом чтении был принят законопроект о повышении подоходного налога для групп граждан. Как будет работать этот законопроект и будут ли еще повышения налогов в России?
— Я надеюсь, что повышать налоги не будут. Я думаю, что все-таки тогопридем к тому, чтобы определенная категория граждан, которые получают мизер, вообще, может быть, не платили подоходного налога. Более того, там в этом пакете есть увеличение налога на прибыль на 5%. Вот с тех, кто делает деньги из воздуха, это банкиры, микрофинансовые организации, спортивные эти ставки, тотализаторы, вот с них [берите налоги] — ради Бога. Но если у тебя завод, производишь какую-то продукцию, если ты готов эти деньги вкладывать в развитие производства — надо давать льготу.
— Закон вступит в силу с 2025-го года, а правительство говорит: давайте для семьи, где двое детей и уровень доходов ниже МРОТа, с 2026-го года дадим поблажку, чтобы они платили даже не 13%, а только 6% подоходного налога. У меня тут возникает вопрос, а почему с 2026-го года? Чего год-то ждать? А во-вторых, хорошо, а если в семье один ребенок и все равно доходы низкие, почему бы такую льготу не сделать? На самом деле я пересказываю вам поправки, которые мы подали в рамках второго чтения, надеюсь, многие из них будут поддержаны.
— Бизнес заявляет о слишком большом количестве проверок. Вы же, в свою очередь, наоборот, считаете, что государство не должно устраняться и отдавать все на откуп самому бизнесу. Разъясните эту позицию.
— Ну, вот несчастное кулинарное изделие лобио. Уже две смерти, потому что никто не проверял (речь о происшествии в Москве, где несколько десяток человек заразились вирусом ботулизма после того, как съели лобио, купленное в одной из торговых сетей — прим. ред.). А вы видели эта картины [из цехов]: жутко в каких условиях овощи хранились. Я считаю, что в сферах, связанных в том числе со здоровьем граждан, с вопросами безопасности, обязательно проверки должны быть, потому что бесконтрольность привела к этой трагедии.
— На Дальнем Востоке основной проблемой считается отток населения. Как видете эту проблему и есть ли какие-то конкретные инициативы по решению этого вопроса?
— Нужно демографическую проблему решать по всей стране. Если говорить о том, как заинтересовать людей, чтобы они сюда наоборот приезжали, ничего лучше, чем зарплата с коэффициентом, допустим, региональным, никто не придумал. Давать льготу по налогам, возможность льготного приобретения жилья.
Отвлекусь, но расскажу с большим удовольствием. Мы в программе нашей партии в 2006 году, думая о демографической проблеме, а она напрямую связана с жильем, предложили: давать молодой семье беспроцентный кредит на приобретение жилья. Никакого процента, даже льготного, вообще никакого.
Сергей Миронов. Фото: фото предоставлено Пресс-службой Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ
Но это кредит, деньги нужно возвращать. Возвращение предлагали таким образом. Родился первый ребенок в семье — 25% списали. Второй ребенок родился — 50% списали. За третьего списывать весь кредит. И у нас в Оренбургской области наш партиец ввёл у себя в деревне подобную меру поддержки. То есть просто от муниципалитета дали такую меру поддержку. Он понимал, что ему нужны рабочие руки, и он понимал, что, если дом построят, никуда уже не уедут. Единственное, он решил, что полностью списывать будут за четвертого ребенка. Я приехал через три года, и он мне говорит: пойдёмте смотреть новую улицу. Я опешил: в смысле, что значит новую?
А там действительно целая улица. На тот момент там где-то около тридцати домов было, большие дома. Коллега предлагает мне в случайный дом зайти и толкает в какой-то. Нет, говорю, давайте во-он туда. Стучимся, открывает женщина беременная, за юбку держится вот такая кроха и другая кроха лежит в коляске. Муж на работе. Я поинтересовался: когда за четвертым? А она ответила, что нет, на троих остановятся. Брали кредит на 25 лет и оставшуюся четвертушку за это время спокойно выплатят. Вот как нужно людей закреплять. Если у тебя будет здесь жилье, хорошая зарплата, куда ты поедешь? Чего тебе счастья искать в другом месте? Где родился, там и пригодился.
— Сергей Михайлович, как так получилось, что вы с должности председателя Совета Федерации перешли на работу в Государственную Думу?
— Это было мое осознанное решение. На тот момент, 10 лет я возглавлял Совет Федерации, должны были быть выборы в 2011 году, и я понимал, что мне либо нужно возглавить список по выборам депутатов Госдумы, либо я остаюсь в Совете Федерации, но получается так, на двух стульях сидеть неловко. Я приехал к Владимиру Владимировичу, четыре часа я с ним разговаривал, он не понимал меня, говорил, что наверное, зря это делаю, я говорю: нет, я должен принять решение, и это было 17 мая 2011 года, я выступал в законодательном собрании, я был делегирован оттуда, и я буквально уже в июне 11-го года, это была еще Госдума 5-го созыва, стал депутатом.
— Какую роль в вашей жизни сыграл действующий президент Владимир Владимирович Путин?
— Знаете, на самом деле много очень всяких легенд и баек. Я очень рад, что с 1994 года мы работали вместе. Он был первым вице-мэром и курировал законодательное собрание, а я был первым заместителем председателя законодательного собрания. Мы каждый вечер с ним общались. Я очень много от него взял. Человек, который не повышает голос. Человек, который абсолютно убеждён в своей правоте.
— Чего больше всего не хватает в вашей жизни?
— Времени. 24 часа в сутки очень мало. Я счастливый человек, я одновременно и жаворонок, и сова. Я раньше двух часов не ложусь, а могу встать, причем без будильника, в любое время. Причем я долго думал, откуда это у меня. Пришел к выводу, что из армии. Служил в воздушно-десантных войсках. Вот когда первые, особенно, полгода в учебке, каждую неделю в караул. А там же два часа. Два часа ты на посту, два часа приходишь, ты сидишь, а потом ложишься спать. Часов не было, но у тебя вот это два часа, четко, поэтому не хватает времени. Это самое главное, чего не хватает.
— В завершении нашего разговора, что могли бы сказать нашим читателям?
— Я хочу пожелать здоровья, счастья, веры в себя и веры в нашу великую родину Россию.