24 августа 2023. Художник-бутафор Анатолий Садовой подходит к скульптуре "всесоюзного старосты" Михаила Калинина с газовой горелкой. Щелчок — и струя пламени прикасается к грязно-белой поверхности, скукоживая ее. Мастерком художник счищает обгоревшую "кожу" скульптуры. Открываются новые, точнее, старые слои краски: искрится на солнце бронза, выглядывает синева, из-под которой сочатся черные маслянистые пятна.
Осадки и ветер бывают безжалостны. Фото: Сергей Плотников
Анатолий Константинович реставрирует парковые скульптуры, стоящие во дворе хабаровского краевого музея им. Гродекова. Собранные с разных концов Хабаровска, в свое время заброшенные, никому не нужные, эти скульптуры — образец советского искусства. Их авторы не преследовали целью поразить зрителя, заставить его копаться в потаенных уголках души — они работали прямо: смотрите, какие у нас замечательные люди, смотрите, как мы хорошо живем. Вот две девочки-школьницы читают книжку, мальчишки делают модель самолета, ну и куда без дедушки Ленина, точнее, еще юного Володи Ульянова, смело смотрящего куда-то в светлое пролетарское будущее. Есть тут и знаменитая Девушка с веслом, в отличной физической форме. С ней не только коммунизм строить — с ней и на Луну можно полететь, не пропадешь!
Все эти скульптуры уже сияют свежей белой краской, осталось восстановить только Михаила Калинина да весло той самой Девушки.
Я напоследок оставил самую большую, с остальными уже закончил, — рассказывает реставратор Анатолий Садовой. — Все скульптуры бетонные, но материал разного качества, есть хороший, а есть рыхлый. Самое сложное — это снять слои старой краски, дальше уже проще.
О скульптурах, объясняет реставратор, все же заботились, но так, что лучше бы не трогали. Красили той краской, что была под рукой, где-то перестарались с количеством штукатурки и "съели" мелкие детали. У товарища Калинина, например, еле-еле видны очки. Приходится работать аккуратнее, вычищая скульптуры со сложным рельефом. Зато потом открывается красота.
Парковая скульптура — особый вид искусства. Фото: Сергей Плотников
— Михаил Иванович раньше бронзовым был. Сначала его покрыли олифой, чтобы краска лучше легла. Вот видите? — художник проводит горелкой по поверхности. — Маслянистые пятна — это олифа, от тепла она чернеет. Я тоже буду пропитывать скульптуру перед покраской, чтобы закрыть поры, но я возьму специальную пропитку — праймер для наружных работ. А затем покрою белой.
По словам мастера, блестящую, глянцевую краску использовать не стоит — она визуально выравнивает скульптуру, сглаживая складочки. Матовая наоборот — подчеркивает детали, делая скульптуру живой.
Хлопот доставило и весло Девушки — оно металлическое и со временем проржавело. Реставратор снял весло, перенес в мастерскую, где очистил от ржавчины, отшлифовал и сейчас покрывает специальной эпоксидной краской. Она долго сохнет, поэтому надо покрыть одну сторону, просушить и лишь затем повторить с другой стороной.
Реставрация скульптур — не единственный талант Анатолия Садового: по основной профессии он таксидермист. Именно Анатолий Константинович создал множество чучел животных, птиц и рептилий, обитающих в Гродековском музее. Искусственный морж из папье-маше, динозавр и мамонт, обитающие на первом этаже нового корпуса музея, — всё его работа. Художник поделился, что сейчас в планах сделать стеллерову корову, само собой, из искусственных материалов. К сожалению, этот морской обитатель был безжалостно истреблен человеком больше ста лет назад.
Реставратору нужно полностью снять старую краску. Фото: Сергей Плотников
Кстати, реставрацией самого большого экспоната Гродековского музея тоже занимался Анатолий Садовой. Речь о скелете кита финвала. Когда-то он располагался практически на улице, под деревянным навесом, с сеткой-рабицей вместо стен. В новом корпусе музея ему выделили огромную галерею, и на морского гиганта, подаренного музею в декабре 1900 года, можно любоваться через окна в любое время дня и ночи.