11 августа 2023. Первого сентября вступит в силу закон о такси, ужесточающий государственное регулирование таксомоторных перевозок, в том числе, и в Хабаровском крае. Существенные изменения и новшества в документе коснутся легальности таксистов, страхования пассажиров и ответственности служб заказа такси, сообщает корреспондент ИА AmurMedia.
Стоит отметить, что масштабный закон был принят относительно недавно — в декабре 2022 года, и у агрегаторов и владельцев таксомоторных парков было совсем мало времени подготовиться к изменениям и новшествам.
Во-первых, в регионах должны появиться три новых информационных ресурса. Речь идет о единых профильных реестрах. В реестре перевозчиков будут указаны сведения об электронном разрешении на перевозку. Реестр такси объединит данные об автомобиле, его состоянии и владельце. Номер записи в реестре перевозчиков обяжут размещать на видном месте в салоне такси. В третий реестр служб заказа такси включат технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Информацию из реестров будут анализировать специалисты из уполномоченного органа и размещать на государственном сайте. При этом персональных данных эта процедура не коснется. Проще говоря, агрегаторы обяжут определять заказы только легальным перевозчикам, у которых есть разрешение работать в таксомоторной области. Иными словами, после поправок за поездку будет нести ответственность не только таксист и таксомоторная компания, но и служба заказов. Речь идет о штрафах и отстранении от работы.
Во-вторых, с первого сентября таксист будет обязан иметь страховой полис ОСАГО, в графе которого "цель использования", будет отметка "для перевозки пассажиров". До этой поправки водители такси шли на хитрость, имея страховку с отметкой "для личного пользования". Это тоже нарушение закона, но если сейчас за это предусмотрен штраф в 500 рублей, то после 1 сентября таких перевозчиков будут жестко отстранять от работы в такси.
Этот вопрос на самом деле гораздо сложнее чем может показаться. Дело в том, что вторая, личная, категория полисов стоит 10-12 тысяч рублей. В то время как страховка для перевозки пассажиров может стоить от 40 тысяч рублей. То есть после вступления таксомоторного закона в силу пассажир такси пострадавший в ДТП гарантировано получит компенсацию в размере двух миллионов рублей. Для сравнения, сейчас клиент, доверившийся нечистому на руку таксисту, в случае дорожной беды может рассчитывать на компенсацию всего лишь в 500 тысяч рублей.
Есть опасения, что многим водителям страховка для работы в такси будет попросту не по карману. Это может повлечь ощутимый дефицит перевозчиков и ждать "машинку" придется в разы дольше. Владельцам таксопарков, большинство которых закредитованы по самые уши, будет не по карману вовремя потратить деньги на необходимые полисы, что неизменно повлечет рост цен на пассажирские перевозки. В связи с этим, по некоторым прогнозам, поездка в такси может вырасти на 30-40%.
Председатель Дальневосточной ассоциации перевозчиков Александр Садков считает, что профильный закон коснется практически каждого.
— С введением этого закона в работу мы получим плюсы и минусы. К положительной стороне вопроса относится тот факт, что явно сократится число нелегальных перевозчиков. Освободятся рабочие места для российского гражданина. Сейчас 50% таксистов — иностранцы. Зачастую они плохо ориентируются в городе и даже неважно знают язык. Минусы же заключаются в том, что действительно многие перевозчики не решили вопрос со страховкой. Такие кадры будут вынуждены либо уйти из таксомоторной отрасли, или работать "по-серому", — заявил Александр Садков.
Также в такси запретят работать судимым, штрафникам и тем, кто не умеет пользоваться навигатором и вечно задает избитый вопрос: "Дорогу покажешь?".
На этом моменте стоит остановиться подробнее. Перевозку пассажиров запретят тем, кто имеет непогашенную судимость за совершение серьезных преступлений. Речь идет о таких статьях Уголовного кодекса как убийство, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений, разбой и похищение. Также за руль такси не смогут легально сесть водители, имеющие более трех неуплаченных административных штрафов за нарушение Правил дорожного движения.
Та же санкция коснется тех, кого повторно лишили водительских прав или арестовали за административные нарушения, связанные с дорожным движением.
Еще таксистов обяжут пройти профильную аттестацию на знание транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, расположение медицинских и образовательных организаций. Это не значит, что водитель будет обязан декламировать Пушкина во время поездки, но откровенно неграмотных таксистов будет гораздо меньше.