Фильм История российских тюрем: тот случай, когда лучше учиться на чужих ошибках

Дальневосточный кинокритик Сергей Хамзин дал характеристику двум сторонам решётки
Кадр из фильма "Бутырка"
Фото: Предоставлено ПАО МТС

3 июня 2023. Каждый из нас всегда ищет острых ощущений. Но при этом большинство всё-таки хотят испытать эти ощущения на расстоянии и в комфортных условиях. Именно по этой причине новый российский документальный сериал "История российских тюрем" (18+) заинтересует многих. Дальневосточный кинокритик Сергей Хамзин посмотрел сериал в онлайн-кинотеатре KION (12+) от экосистемы МТС.

Объективности ради нужно сказать, что премьера первой серии сериала состоялась еще три года назад, и посвящена она была знаменитой тюрьме "Кресты". Затем ковидные ограничения значительно затормозили съемочный процесс, и вот только сейчас появились новые серии о самых легендарных российских тюрьмах. 

Про Бутырку и Владимирский централ в этом сериале снимали разные режиссеры: первый фильм — Сергей Попов, второй — Юлия Бобкова. Поэтому и серии получились очень непохожие. 

Радует, что начинается фильм про Бутырку (18+) не совсем серьезно: безмятежные экскурсанты с шутками-прибаутками разговаривают у стен тюрьмы. Радует, потому что на такие серьезные темы нужно говорить осторожно, как бы издалека. Да и первые интервью с представителями ФСИН тоже весьма оптимистичны: о благородных охранниках, об ответственных заключенных. Казалось бы, тишь да благодать! 

Но постепенно зритель погружается в тяжелую атмосферу Бутырки. Откровения сидящих здесь не один год пугают, тюремный психолог рассуждает открыто о "списанном человеческом материале", начальник не скрывает, что повтор репрессий в стране вполне возможен.

В серии про Владимирский централ (18+) много внимания уделяется тому, что тюрьма — это место, где ломаются люди. Тут уже не до шуток. Но эта серия слишком затянутая: откровения заключенных кажутся бесконечными. Да, они подают себя милыми и случайно совершившими ошибки. Но когда смотришь на номера статей, по которым они сидят, понимаешь, что это совсем не ангелы.

Ветераны ФСИН показаны прожженными специалистами, не скрывающими, что им тоже приходится буквально "сидеть" вместе с заключенными. Особенно умиляет милая старушка — надзиратель на пенсии, которая с удовольствием рассказывает, как запрещала петь заключенной Лидии Руслановой: мол, было не слышно, что происходит в камерах.  

Эта деградация человеческой личности по обе стороны забора пугает. Но она дает хороший повод задуматься, что такое хорошо и ни в коем случае не повторять ошибок героев сериала. Это как раз тот случай, когда лучше учиться на чужих ошибках...

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость