19 января 2023. Жители Дальнего Востока редко становятся героями полнометражных фильмов. Поэтому фильм-катастрофа "Одна" (12+) заслуживает особого внимания. Это история о женщине, выжившей в авиакатастрофе, основанная на реальных событиях. Дальневосточный кинокритик Сергей Хамзин посмотрел эту картину в онлайн-кинотеатре KION (12+) от МТС и весь просмотр не переставал удивляться мужеству выжившей 20-летней Ларисы Савицкой, сообщает ИА AmurMedia.
Нельзя сказать, что эта трагедия в 1981 г. прогремела на всю страну: в СССР всё-таки было не принято широко освещать катастрофы любого вида. Но для дальневосточников 24 августа 1981 г. крушение самолета (в небе над Амурской областью около Завитинска), следующего рейсом Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск, стало шоком: слишком у многих на этом борту были родные и близкие.
Настоящим чудом можно назвать то, что одна пассажирка выжила! Именно о той трагедии и о силе духа спасшейся Ларисы Савицкой — 20-летней студентки педагогического института Благовещенска, рассказывает фильм-катастрофа российских кинематографистов "Одна". Главным консультантом выступила сама Савицкая: можно только представить, каково ей было снова вспоминать тот ужас 42-летней давности...
Кадр из фильма "Одна" (12+). Фото: Предоставлено ПАО МТС
Выбор актрисы Надежды Калегановой (известной по фильму "Цой" (16+) и сериалу "Презумпция невиновности" (16+)) сначала удивил, но потом стал вполне объяснимым. Здесь не нужна была звезда первой величины, здесь нужна "актриса из народа", сопереживание которой должно проходить через всю канву фильма. И Калеганова справилась с непростой задачей не переиграть саму себя.
Те, кто своей Родиной считает Благовещенск, с удовольствием прогуляется по улочкам города начала 80-х годов: атмосфера столицы Амурской области воссоздана очень достоверно. Даже бочки с квасом на улицах из того времени! Да и комсомольчане по достоинству оценят аэропорт их города из той эпохи, так с любовью воссозданный на экране.
Хотелось бы отметить и показанные на экраны красоты дальневосточной тайги, но вот парадокс: картину снимали в Пермском крае. И природные красоты — оттуда...
Кадр из фильма "Одна" (12+). Фото: Предоставлено ПАО МТС
Главная идея фильма — показать как поведет себя человек в экстремальной ситуации в моменты одиночества, когда кажется, что против тебя даже сама природа. Да и мозг в таких нечеловеческих условиях начинает работать совершенно по другому.
Из минусов раздражают в картине стандартные эффекты для нагнетания ужасов: вздрагивания, шумовые эффекты, отражение зомби в зеркале, игра со светом. Всё это уже и в ужастиках смотрится сегодня довольно нелепо, а в фильме-катастрофе вообще не нужно. Психологические метания главной героини на нервы зрителя действуют гораздо сильнее. Особенно когда стараешься поставить себя на ее место.
Сильный момент, когда на финальных титрах на экране появляется сама Лариса Савицкая. Сейчас ей 61 год, она не любит вспоминать произошедшее и вообще не хотела никаких съемок. Но согласилась, так как ей самой спас жизнь другой — итальянский — фильм "Чудеса еще случаются" (18+), кадр из которого помог ей правильно сгруппироваться во время падения.
Кадр из фильма "Одна" (12+). Фото: Предоставлено ПАО МТС
На финальных титрах эта, далеко уже не молодая женщина, начинает рассказывать свою историю любви и спасения. Да так рассказывать, что зрителей пробирает до мурашек...
А еще подобные фильмы очень хорошо мотивируют ценить жизнь во всех ее проявлениях. Ведь никогда не знаешь, в каких обстоятельствах можно оказаться завтра. И от того, что есть сегодня, надо получать удовольствие по максимуму...
Нужно отметить, что не так давно в онлайн-кинотеатре KION (12+) от МТС появился и документальный фильм о драме, случившейся с Людмилой Савицкой — "8 минут до земли" (12+). Уникальность документальной картины в том, что там сама Савицкая вспоминает трагические события 1981 г.
А еще авторы фильма обратились к экспертам, чтобы рассмотреть и саму катастрофу, и чудесное спасение Савицкой с разных точек зрения. И одна из главных тем документального фильма: как катастрофа повлияла на последующие годы жизни Людмилы Савицкой.
Для большей остроты восприятия двух картин на одну тему сначала лучше посмотреть игровое кино, а потом — документальное.