19 января 2023. В новогодние каникулы аншлаг среди любителей кино вызвала премьера отечественного фильма "Чебурашка" (6+). Переосмысление сказки Эдуарда Успенского привлекло более 10 миллионов россиян и по сборам стало наверное самой успешной отечественной лентой с 90-х годов. Разумеется в текущих реалиях фильм выглядит спасательным кругом для ряда кинотеатров. Но может ли одна, хоть и действительно успешная лента "сделать погоду" и спасти представителей отрасли? Корреспондент ИА AmurMedia пообщался с кинокритиками, руководством одной из сети кинотеатров и поинтересовался, как удается выжить индустрии в эпоху санкций и сколько еще нужно "Чебурашек" чтобы закрыть "голливудский пробел".
2020 и 2021 год стали одними из наиболее сложных для кинотеатров в современной истории. Из-за коронавируса залы закрывали на долгое время, затем разрешали неполную посадку. Чтобы выплачивать зарплаты сотрудникам, да и просто оставаться на плаву, многим приходилось сдавать свои помещения в аренду. Постепенно ограничений становилось меньше и всем казалось, что 2022 станет годом, когда все вернется на свои места. Но из-за санкций кинотеатры получили очередной удар — с рынка ушли голливудские киноленты, следовательно и зрителей в залах стало в разы меньше.
— Самый трудный период — летний. До 2022 года выходили крупные блокбастеры голливудские. Соответственно на этот период российские кинопрокатчики не вставали, потому что они понимали, что конкурировать будет сложно. С мая по сентябрь у нас был провал. "Чебурашка" — максимально успешный проект в российском прокате. Кинолента увеличила нашу выручку. Если бы таких проектов было 10-12 в год у нас было бы всё очень хорошо. Январь дал возможность погасить накопившиеся долги, а что будет дальше мы посмотрим. В кинопроизводство идут существенные вливания. Надеемся, что в апреле выйдет фильм "Вызов" (6+), который снимался на международной космической станции. По нашему мнению, выход этой ленты тоже будет большим событием, — рассказал директор сети кинотеатров Кино-кхв Андрей Чинарев.
Кинолента "Чебурашка" оказалась настолько востребована, что до сих пор держится в прокате после новогодних каникул и собирает полные залы, тем самым помогая кинотеатрам получать больше выручки. Добрый сюжет вызвал ажиотаж среди зрителей и собрал разные мнения кинокритиков.
— Успех "Чебурашки" в какой-то степени не очевидный, в том плане, что просто, во-первых, была выбрана удачная дата премьеры. Мы прекрасно понимаем, что в новогодние праздники народ массово отдыхал и ходил в кинотеатры. Во-вторых, все говорят, "Чебурашка" по сборам опередила "Холопа" (16+). Я считаю, что у "Холопа"(16+) больше заслуг, потому что он выходил в окружении голливудских премьер, ему тяжело было сражаться. Сейчас голливудских конкурентов нет и по большому счёту в эти 8 дней "Чебурашка" стал главным фильмом. Было бы странно, если б он не собрал хорошие деньги, — считает дальневосточный кинокритик Сергей Хамзин.
За год можно насчитать множество успешных мировых премьер голливудских фильмов, их также ждали и российские зрители. Но, к сожалению, из-за санкций ленты не попали на большой экран. Зрители не увидели долгожданных историй, а кинотеатры потеряли большие суммы денег. Несмотря на ограничения, в некоторых залах страны были показаны "пиратские" версии. Нарушая закон и надеясь получить прибыть, кинотеатры получали крупные суммы штрафов.
— Мы не показывали "пиратский контент" в наших кинотеатрах. Есть правила, которые нельзя нарушать. Существуют отраслевые нормы в соответствии с которыми, каждый кинотеатр должен отчитываться в единую автоматизированную систему, о том сколько продано билетов и на какой сеанс. Естественно кинотеатры не могут отчитываться, потому что у "пиратских" фильмов нет прокатного удостоверения. По кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации их могут привлечь к административной ответственности, штрафы от 50 тысяч рублей до приостановления деятельности, — рассказал Андрей Чинарев.
Весной 2022 года многие кинотеатры пытались искать пути решения и показывали на больших экранах всем давно известные фильмы. Например, кинолентам "Брат" (18+) и "Брат-2" (18+) удалось собрать в кинозалах достаточно много зрителей, а сборы с проката были сравнимы с удачными премьерами. К сожалению, руководители кинотеатров утверждают, что это разовая история и надеяться на регулярный доход от таких акций не приходится.
— Можно сделать один показ в неделю, может он и соберёт кого-то. На постоянной основе такого не происходит. Желающих смотреть такие фильмы не наберется достаточное количество. Это не делает погоды и не является системным мероприятием, которое дают выручку на оплату всех счетов, — поделился своим мнением директор сети кинотеатров Кино-кхв.
По мнению некоторых кинокритиков, чтобы заполнить "голливудский пробел" кинотеатрам нужно делать акцент на тематических массовых мероприятиях.
— Один из выходов — тщательно продумать побочные действия. Например, организацию кинопраздников, творческих встреч , повторный прокат фильмов, тем самым дополнительно зарабатывать деньги, — добавил Сергей Хамзин.