Бюджет бюджету рознь: эксперты обсудили структуру казны Хабаровского края на 2023 год

По мнению абсолютного большинства опрошенных экспертов, принятый бюджет практически не отличается от предыдущих проектов
Тематическое фото
Фото: ИА UssurMedia

22 ноября 2022. Каким должен быть бюджет Хабаровского края в период санкций, мирового экономического кризиса, разворота на Восток и прочих довлеющих факторов? Как минимум отличным по своей структуре от предыдущих законопроектов, подумают многие. Подобное мнение, однако, не разделяют причастные к верстке бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 года. Во всяком случае, опрошенные корреспондентом ИА AmurMedia эксперты убеждены именно в этом.

Краевой бюджет на год грядущий уже принят Законодательной думой. Между первым и вторым чтениями было внесено 75 поправок, а статьи скорректированы с учетом поступивших от федерального центра более 8 млрд рублей. Таким образом, доходы краевой казны в 2023 году составят 141,34 млрд, расходы — 145,6 млрд. Размер дефицита по итогам следующего года оценивают в 4,260 млрд или 12,9% от общего объема доходов. Предполагается, что в 2024-2025 года бюджет будет бездефицитным (хотя при принятии бюджета на текущий год бездефицитность приписывали и бюджетам 2023-2024 годов). 

По своей структуре бюджет остался социально-ориентированным — на социальную сферу предусмотрено 66,2% расходов. Расходы на национальную экономику в денежном выражении составили чуть больше 17 млрд рублей или 11,7%. 

По мнению кандидата экономических наук, доцента Хабаровского государственного университета экономики и права Владимира Норина, главная отличительная черта принятого бюджета — практически полное отсутствие отличительных от предыдущих проектов черт. 

— Бюджет выглядит таким, каким его и ожидали увидеть. Доходы растут, а социальные расходы вроде бы тоже растут, но они по прошлому году были урезаны, — говорит эксперт. — Бюджет на 2023-2025 годы однозначно не может быть похожим на предыдущие бюджеты. Он должен принципиально отличаться не только в сторону увеличения доходной, расходной части, но по структуре расходов он должен быть изменен в соответствии с теми вызовами, которые перед нами встали. У нас же есть министерство экономического развития, которое может внести существенные коррективы. И бюджет разрабатывают как раз под развитие, активизацию точек роста. И если этого не делается, это, наверное, недостаточно грамотная работа наших министерств по экономическому развитию и по финансам, поскольку они должны работать в тандеме и эту ситуацию предвидеть еще год назад, когда верстался ныне исполняемый бюджет.

Действительно, при анализе структуры принятого бюджета, становится очевидно — он мало чем отличается от предыдущих. Например, структура расходов, заложенных изначально (без поправок, принятых в ходе исполнения) в бюджет 2022 года уж очень напоминает структуру нового бюджета. 

Причем, по словам депутата Законодательной думы Максима Кукушкина, таким бюджет края принимается на протяжении уже больше пяти лет. Но позволительно ли подобное в этих, своего рода уникальных экономических условиях? 

— Бюджет консервативный — не отходят, ни на шаг влево, ни на шаг вправо. Из года в год я говорю об одном и том же: у нас идет откровенная социальная направленность бюджета, что с одной стороны хорошо, но заброшена экономическая направленность. В результате реальный сектор экономики поддерживается по остаточному принципу — в районе 1%, сельское хозяйство — вообще копейки. Это те отрасли, где могут создаваться рабочие места, которые могут обеспечить рост налогооблагаемой базы. Более того, примеры изменения структуры бюджета в сторону большей поддержки экономических программ имеют место быть. Эти регионы стали прирастать доходами. В связи со всем сказанным, без изменения структуры я не могу ни физически, ни морально за это голосовать. Сначала структуру сделайте социально-экономической без уменьшения затрат на медицину и образование. 

Тем не менее, стоит признать, отличия от предыдущих проектов у принятого бюджета все-таки есть. Так, снижается объем средств, направляемых на обслуживание государственного долга. На эту статью расходов в новом бюджете предусмотрено 700 млн рублей, в проекте бюджета предыдущего года закладывали почти 2,5 млрд. Произошло это за счет реструктуризации заимствований, когда правительство постепенно отказывается от кредитов в коммерческих банках в пользу государственных займов. 

Кроме того, увеличен объем средств резервного фонда Хабаровского края и краевого правительства. Ну и самое главное — вырос объем доходов и расходов краевой казны на 10,8% и 13,6% соответственно, если сравнивать с показателями бюджета 2022 года в первоначальной редакции. Однако, по мнению доктора экономических наук Вадима Заусаева, этот рост скорее иллюзорный. 

— Такой счет — это введение в заблуждение. Никаких дополнительных доходов нет. Все дорожает, официально инфляция 13-15%, неофициальная — все 30%. Поэтому это не дополнительные доходы, это инфляция. Это не реальные, а номинальные доходы. Поэтому создается иллюзия, что якобы в течение года приросли доходами. Если считать инфляцию, еще и реальную, то фактически дополнительных доходов вряд ли будет, — отметил эксперт.

В подобных условиях, считает Владимир Норин, еще перед стадией разработки показателей бюджета необходимо было пересмотреть стратегию развития региона на ближайшую и отдаленную перспективы. Этого, увы, не произошло.

— В первую очередь серьезной корректировке должна была подвергнуться стратегия развития Хабаровского края на ближайшую и отдаленную перспективу. Бюджет должен верстаться только после этого. У нас серьезной корректировки в стратегии развития не произошло, а она неизбежно должна изменяться, поскольку мы видим, что санкции только ужесточаются, все меняется стремительно. Российская экономика интегрирована в мировую и не может не реагировать на ситуацию извне. Следовательно, экономика субъектов России так же подвергаются серьезным испытаниям, а, следовательно, стратегия их развития должна быть существенно скорректирована с учетом внешних вызовов. Тогда уже с опорой на новую стратегию должен верстаться бюджет любого субъекта РФ, — заявил Владимир Норин.

Тем не менее, в пояснительной записке к бюджету на 2023 год указано, что формирование доходов осуществлялось на основе прогноза социально-экономического, разработанного с учетом влияния санкций. Предусмотрена адаптация экономики и переход к восстановительному росту. Так. прогнозируется рост ВРП на 2,7% к предыдущему году в сопоставимых ценах. 

По мнению кандидата экономических наук Владимира Норина, к восстановлению экономика может перейти только к третьему кварталу следующего года. И это при благоприятном развитии событий. 

— Думаю, что ситуация с последующим бюджетом будет не менее сложной. Ситуация для нашего бюджета начнет выправляться в третьем квартале 2023 года, если благополучно сложатся обстоятельства с импортозамещением. Но мое обратное глубокое убеждение, поскольку когда-то я имел отношение к краевому бюджету, социальные расходы урезать в условиях санкций и мирового экономического кризиса не стоит. Нужно изыскивать возможности и резервы, напротив, наращивать массу этих расходов. Да, возможно, за счет увеличения дефицита — это неизбежно в условиях кризиса — но удерживая его на вменяемом уровне, — сказал Владимир Норин.

Прогнозами развития ситуации поделился и депутат Кукушкин. По его словам, в дальнейшем дефицит бюджета будет только расти. Все из-за социальности бюджета и острой зависимости от федеральных дотаций, субсидий, субвенций. 

— У нас огромная зависимость от денег из Москвы, несмотря на снижение коммерческих заимствований. 8 млрд, которые нам добавила Москва ко второму чтению, — это небольшие деньги. Сейчас опять появился дефицит бюджета, но, мне кажется, он будет увеличиваться. Вполне возможно, опять приступят к заимствованию, — отметил депутат. 

Смотрите полную версию на сайте >>>