Чесницкий: При мобилизации допущены многочисленные ошибки, но их оперативно исправляют

Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае рассказал в интервью ИА AmurMedia о работе с обращениями
Игорь Чесницкий
Фото: ИА AmurMedia

15 октября 2022. С начала частичной мобилизации в аппарат уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае поступило 440 обращений. Многие из них связаны с разъяснениями юридических тонкостей призыва, некоторые — с жалобами на нарушения. О расстановке приоритетов в частичной мобилизации, заблуждениях и недоработках в интервью ИА AmurMedia рассказал омбудсмен Игорь Чесницкий. 

— Сколько всего обращений о частичной мобилизации поступило в аппарат уполномоченного?

— Институт уполномоченного по правам человека — я и мой аппарат — работаем совместно с многими службами правительства, которые объединены в справочную службу 122. Поэтому часть звонков, которая поступает на этот номер, переадресуются нам. На сегодняшний день таких обращений 440. 

— Каков механизм работы с ними? 

— Мы каждый звонок рассматриваем как обращение, соответственно, все происходит точно так же, как если бы человек пришел к нам в приемную — не просто фиксируем факт, а в соответствии с внутренними правилами заводим дело, начинаем отрабатывать вместе с военной прокуратурой. 

— Какая доля обращений по итогам рассмотрения обернулась в пользу тех, кто к обратился в аппарат? 

— Сейчас сказать невозможно, потому что часть обращений, например, просто потребовала каких-то разъяснений и юридических консультаций. Некоторая часть обращений — совсем не большинство — содержат именно жалобы на определенные нарушения, связанные в первую очередь с возрастом призыва. Такое есть. Другая часть жалоб поступила на то, что при мобилизации не была обеспечена медкомиссия. Ну знаете, это и не предполагается, на момент мобилизации никакой медкомиссии по законодательству не предусмотрено. Люди путают это с призывом на срочную службу. А на самом деле при частичной или всеобщей мобилизации имеется ввиду, что все данные уже есть в военкомате, и не имеют значения какие-то незначительные заболевания, ведь такая мобилизация производится только в крайних случаях.

Тем не менее, понятно, что многие военнообязанные просто-напросто не актуализировали свои данные в военкомате — ни про семью, ни про детей, ни про возникшие заболевания или травмы, а это их обязанность по закону. Соответственно, военные комиссариаты и не могли обладать этими сведениями. Сейчас, если жалобы на состояние здоровья есть, то медкомиссию они уже проходят в войсках.

— Игорь Иванович, я правильно понимаю, что жалоб на вопиющие нарушения, как например в случае с хабаровчанином, который был призван, несмотря на то, что в одиночку воспитывает дочь-инвалида, не поступало? 

— Конечно факты есть, и мы по каждому работаем, но в то же время нельзя потерять главное. А главное сейчас, наша государственная задача, задача общества — это успешная мобилизация. Но она будет успешной в том случае, если в армии будут служить, защищать нас не инвалиды, а нормально подготовленные воины. В этом плане нужно работать. Все, что касается нарушений, будет исправлено. Те, кто не подлежит мобилизации, будут возвращены из войск после прохождения медкомиссии или после того, как все препятствующие обстоятельства будут учтены. Мы эти моменты отрабатываем вместе с военной прокуратурой, потому что именно военная прокуратура уполномочена осуществлять контроль и надзор в армии, чтобы права военнослужащих не нарушались. Так что работа по жалобам ведется в полном объеме. Думаю поэтому в последние дни резко упал объем обращений.

— А если точнее, о каком периоде идет речь? 

— В последние три дня поток звонков значительно уменьшился. Это говорит о том, что люди, во-первых, получили необходимую информацию, на все вопросы им адекватно ответили. А жалобы, связанные именно с нарушениями, отрабатываются и будут обязательно решены. Но это не означает, что они решаются за один час, на все требуется время.

— Как долго рассматривается жалоба в среднем? 

— Вы, наверное, слышали заявление генерального прокурора о том, что прокурорам, в том числе и военным дана команда рассматривать такие обращения не более трех дней. Я как уполномоченный только рад такой установке. В то же время прекрасно понимаю, что эта ситуация очень неординарная и для общества абсолютно новая — десятки лет никаких мобилизаций не было. Сейчас она случилась, и понятно, что при мобилизации допущены многочисленные недоработки, ошибки, но они оперативно исправляются. Это делается и по линии военкоматов, и по линии военной прокуратуры, в воинских частях, куда направлены исчерпывающие указания.

Все те, кто не должен быть призван, вернутся домой. В каких-то случаях это уже случилось, в каких-то — это будет сделано. Поэтому я считаю, что все идет в правильном направлении. А мы должны максимально поддержать наших воинов и их семьи.

— Мы понимаем, что если губернатор о серьезных нарушениях говорит, значит, они есть, их фиксируют. Количественную оценку таким случаем можно дать? 

— И я вам говорю, что они есть, но абсолютное большинство призывается на законных основаниях. По каждому конкретному случаю, где усматривается нарушение, мы работаем.

При этом всем нужно понимать, что наша Родина в опасности, поэтому все мы — вы, я, все другие граждане — должны быть заинтересованы в том, чтобы армия наша была сильна, чтобы мобилизация была успешной, а в зоне боевых действий были настоящие воины. Для этого в первую очередь их нужно подготовить. Мы видим, что подготовка идет. Мы видим, что никто просто так — даже те, кто имеет боевой опыт и образование по соответствующим воинским специальностям, — не отправляются в зону боевых действий без подготовки, с ними работают те, кто имеет боевой опыт, кто участвовал в СВО на Украине. 

— Игорь Иванович, а вы посещали военкоматы или воинские части? 

— Планирую в ближайшее время посетить места подготовки воинов. Там есть вопросы, связанные с денежным довольствием, оформлением нотариальных доверенностей. Очень много моментов, которые будет очень сложно решить, когда боец отправится в зону проведения спецоперации. А делать это нужно для того, чтобы максимально упростить им выполнение необходимых формальностей —  оказать юридическую помощь с привлечением нотариусов, органов ЗАГС, может быть, налоговой службы, например, оформить кредитные каникулы. Этой работой, считаю, важно заниматься, чтобы люди исполняли свой долг, понимая, что в тылу, дома, все спокойно. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость