2 сентября 2022. После расширения программы "Дальневосточная ипотека" и снижения ставки рефинансирования спрос на жилищные кредиты в Хабаровске растет. Вот только удовлетворить возросший интерес потенциальных покупателей рынок новостроек пока не способен — "квадраты" по доступной цене сегодня в дефиците. Как меры стимулирования строительства дешевого жилья стали причиной его удорожания, выяснял корр. ИА AmurMedia.
Оживление интереса к ипотечному кредитованию отметили банки в Хабаровском крае. По данным Сбера, в июле-августе в 1,5 раза выросло количество заявок и число выданных кредитов по сравнению с первым месяцем этого лета. При этом соотношение востребованности тех или иных программ особо не изменилось.
Позитивную динамику отмечают и в "Россельхозбанке". С июня, когда банк возобновил предоставление ипотеки по льготным программам, а также после снижения ставки рефинансирования ЦБ, увеличилось и количество заявок на ипотечные кредиты. Это значение увеличилось в сравнении с 1 кварталом этого года на 50%, а выдачи второго квартала максимально приблизились к аналогичным показателям предыдущего года.
Вместе с тем, основным сдерживающим фактором для ещё большего увеличения выдач на первичном рынке жилья, отмечает заместитель директора Хабаровского филиала АО "Россельхозбанк" Клара Кухта, становится стремительный рост цен недвижимости на первичном рынке.
— Как правило, льготные программы подразумевают приобретение жилья на первичном рынке недвижимости. Однако повышение спроса клиентов на льготные ипотечные кредиты в пропорциональном порядке увеличивает среднюю стоимость квадратного метра новостройки, что негативно влияет на доступность нового жилья для среднего населения. Более того, стоимость квадратного метра недвижимости в Хабаровске в настоящий момент соизмерима со стоимостью квадратного метра в Москве и Санкт-Петербурге, потому все больше сделок заключается межрегионально в сторону центральных частей нашей страны. То есть клиенты, у которых есть подобная финансовая возможность, рассматривают первичный рынок все чаще и как возможности для инвестиций, посему и делают выбор в пользу Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Калининграда, — объясняет Клара Кухта.
Сложности в подборе жилья под льготные программы замечает и президент Региональной гильдии риелторов Дальневосточного федерального округа Александр Пестерев: "Как такового дефицита жилья нет, а вот дефицит доступной цены присутствует. Иными словами, жилья много, просто доступного не хватает".
Фактически, именно отсутствие широкого выбора доступного жилья и порождает трудности с подбором недвижимости. По словам руководителя риелторской компании ООО "Кварум" Романа Гладкова, недвижимость по сравнительно низким ценам на первичке была раскуплена в период ажиотажного спроса. Теперь же рынок изобилует предложениями, которые не всем по карману. Но даже несмотря на это обстоятельство, выбрать жилье все-таки возможно
— На "первичке" цена только росла. Кто успел, тот раньше забрал квартиры по более приемлемым ценам. Опять же многие вкладывали деньги в жилье в качестве инвестиций, а осознание того, что потом его по тем же ценам продать не получится, приходит потом. Тем не менее, несмотря на нехватку вариантов — объемы вводимого жилья все же ограничены, — подобрать квартиру можно, — заявляет Роман Гладков.
Тем не менее ожидать увеличения предложения на первичном рынке и тем более снижения стоимости квадратных метров от застройщиков пока тоже не стоит.
— К сожалению, застройщики Хабаровского края в силу ряда объективных и субъективных причин не готовы строить больше. А когда мы выходим к местным застройщикам с предложением субсидировать ставку, многие из них отвечают, что им это не интересно. Негативное влияние оказывают и такие факторы как увеличение себестоимости строительства квадратного метра ввиду ряда внешних ограничений и высокой инфляции, — считает Клара Кухта.
По словам директора группы кредитования корпоративного инвестиционного бизнеса банка "Открытие" Олеси Варфоломеевой, бюджеты проектов застройщиков пока действительно только увеличиваются. А значит, надеяться можно лишь на то, что цена в лучшем случае приостановит свой рост.
— Я не помню, чтобы цены когда-либо снижались. Из-за инфляции бюджеты проектов растут. Кроме того, застройщик вынужден финансироваться в банках после введения эскроу-счетов. После повышения ставки рефинансирования можно было объяснить рост конечной цены увеличением банковских ставок. Да, сейчас ставки снижаются, но я не думаю, что следом вниз пойдут и цены. Они могут притормаживать, стараться держать их на одном уровне, но все равно со временем поднимать. Плюс ко всему, ни один предприниматель не упустит возможность воспользоваться тем, что спрос превышает предложение. У нас есть нехватка застройщиков на Дальнем Востоке, поэтому и программы с господдержкой являются драйверами роста цены. То есть домов по этим программам не хватает, а застройщики могут этим пользоваться, — убеждена Олеся Варфоломеева.
Как подчеркивает кандидат экономических наук, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права Владимир Норин, льготная ипотека и рынок недвижимости — по большому счету вещи из разных реальностей. Иными словами, механизм применения "Дальневосточной ипотеки" в частности и ее влияния на стимулирование строительства доступного жилья пока недостаточно проработан.
— Если мы говорим о "Дальневосточной ипотеке", то такие кредиты ограничены 6 миллионами, но цены на недвижимость растут. Правительство вроде бы и старается, но механизм предоставления ипотечных кредитов сам по себе, а рынок жилья — сам по себе. Получается расхождение: вроде бы ставки и снижаются, подгоняются под покупательную способность населения, но где же взять миллион на первоначальный взнос? Изначально расчет был сделан на то, что массовая застройка приведет к снижению цен. Но за счет чего это может произойти? За счёт снижения спроса. Однако спрос высокий, и он будет расти. Из-за инфляции цены на строительные материалы растут, имеет место нехватка строительных кадров. Поэтому снижения стоимости жилья нет и не будет, покуда федеральное или краевое правительство не возьмет на себя часть софинансирования, — убежден Владимир Норин.