Рыбаки Хабаровского края выступили в защиту отрасли на мероприятии Общественной палаты РФ

Негативные последствия принятия законопроекта о втором этапе инвестквот очевидны для большинства рыбаков и ДВ-регионов
Круглый стол в Петропавловске-Камчатском 8 августа 2022 года
Фото: ИА KamchatkaMedia

10 августа 2022. Инициаторы очередных реформ в рыбной отрасли страны не учитывают те масштабные риски для рыбохозяйственного комплекса России и социально-экономического положения "рыбацких" регионов, которые несет законопроект о втором этапе инвестиционных квот. Такие оценки ситуации высказали участники круглого стола "О проблемах распределения инвестиционных квот на пользование водных биологических ресурсов на Дальнем Востоке", который прошел 8 августа в Петропавловске-Камчатском, сообщает ИА PrimaMedia. Мероприятия было организовано комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий совместно с Общественной палатой Камчатского края.

Главным вопросом повестки круглого стола  стало обсуждение вызвавшего  масштабные дискуссии в бизнес-сообществе и общественных институциях (в частности, в Общественной палате РФ) и внесенного в конце июля правительством в Госдуму законопроекта, инициаторы которого предлагают уже в 2023 году выделить 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот),  а также — изъять оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и вновь продать их на аукционах.

Также в ходе круглого стола, в работе которого приняли участие представители предприятий рыбохозяйственного комплекса дальневосточных регионов, региональных органов исполнительной и законодательной власти, верхней и нижней палаты Федерального Собрания, Общественной и Счетной палат РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, Росрыболовства,  были подняты вопросы необходимости комплексной оценки и анализа результатов реализации первого этапа программы инвестквот, обсуждены необходимые условия для проведения дальнейшей работы по модернизации рыбохозяйственного комплекса в сложившихся условиях и озвучены предложения по совершенствованию механизмов ее стимулирования.

Модератором дискуссии выступила заместитель председателя Общественной палаты Камчатского края Татьяна Михайлова. Представитель региональной ОП отметила, что прошедшее в апреле этого года обсуждение спорного законопроекта на площадке Общественной палаты РФ могло бы способствовать более конструктивным подходам к законопроекту, однако этого, к сожалению, не произошло. 

 — Многие тогда думали, что обсуждение (на площадке ОП РФ — ред.) снизит этот резонанс, будут заключения, наши предложения будут приняты. Но с апреля мы видим, что напряжение не снижается, а резонанс от этого закона только возрастает. И Камчатка, как один из лидеров в стране по добыче водных биологических ресурсов, заинтересована в первую очередь, конечно же, в объективном рассмотрении этого законопроекта, — заявила представитель региональной ОП.

Михайлова также подчеркнула, общественные палаты — и общероссийская, и региональные — были и остаются теми площадками, на которых представители органов власти, предпринимательского сообщества и общественности могут и должны обсуждать самые животрепещущие и актуальные вопросы.  

В своем выступлении на круглом столе председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев обратил особое внимание на те последствия в случае принятия законопроекта, которые непосредственно коснуться дальневосточных регионов.  

 — Здесь все очень просто: рыбная отрасль Дальнего Востока, которая на сегодняшний день многоукладна, "привязана" к регионам, состоит из большого количества разных предприятий, создает громадное количество рабочих мест, превратится в отрасль, где будет доминировать 2-3 больших группы компаний, не "привязанных" к региону, — отметил Зверев.

Руководитель органа общественного контроля при госоргане — регуляторе рыбной отрасли подчеркнул, что декларируемая инициаторами законопроекта некая "доступность" предполагаемых квотных аукционов на краба и моллюсков очевидно "не бьется" с реалиями. 

 — Мы видим, что по результатам крабовых аукционов 2019 года в них приняло участие всего 15 предприятий из более чем 100, добывающих крабов. Если будет аукцион на вторую, оставшуюся половину квот на краба, то совершенно очевидно, что 41 малое и среднее предприятие, квоты на краба у которых составляют менее 500 тонн, принимать участие в этих аукционах не смогут, потому что они не получат адекватного банковского кредитования. Совершенно очевидно, что 53 субъекта МСП, включая 36 предприятий Камчатки, не смогут принять участие в аукционах на моллюсков и крабов,  — пояснил Зверев.

Помимо свехконцентрации в отрасли путем "вымывания" из нее субъектов МСП, еще одним негативным последствием принятия спорного законопроекта председатель ОС при Росрыболовстве считает резкое торможение развития береговой рыбопеработки в ДФО. 

 — Единственный положительный опыт первого этапа инвестиционных квот пока — это строительство 11 рыбоперерабатывающих заводов, на которых создано 2590 рабочих мест. Обращаю внимание на то, что у инвесторов этих проектов не было никаких дополнительных требований, кроме строительства самого завода. Законопроект же предусматривает вдобавок к заводу еще и строительство рыбопромыслового судна. Давайте зададим себе вопрос: что было бы, если бы инвесторы первого этапа были обязаны строить еще и рыбопромысловое судно? Ответ простой: ни один из 11 заводов, действующих сейчас, не был бы построен, — отметил Герман Зверев.

В завершении своего выступления Зверев напомнил о том, что рекомендации и предложения по законопроекту, высказанные в ходе обсуждения в Общественной палате РФ в апреле, в течение 2 месяцев дорабатывались совместно с аппаратом ОП. 

 — В них очень четко указаны все социально-экономические последствия, и в сухом остатке — несвоевременность, нецелесообразность рассмотрения этого законопроекта в указанной редакции в настоящее время, — подытожил Герман Зверев.

Президент Ассоциации рыбной отрасли Хабаровского края, член Общественной палаты Хабаровского края Сергей Рябченко поддержал представителя ОП Камчатского края Татьяну Михайлову в том, что задача общественных палат — обеспечивать конструктивное взаимодействие органов госвласти, отраслевых сообществ и общественности, однако в случае с очередной "реформой" рыбной отрасли выполнение этой задачи, по оценке Рябченко, оказалось весьма не простым, хотя и руки здесь опускать не стоит.

 — Еще раз повторяю: давайте повременим (с принятием спорного законопроекта — ред.), давайте сделаем более широкие обсуждения, давайте поработаем над теми замечаниями, которые были высказаны рыбацким сообществом, РСПП, "Опорой России" и другими общественными организациями, и потом уже будем принимать решение. Я повторяю: существуют огромные риски потери малого и среднего бизнеса. Особенно — в Хабаровском крае, и соответственно, тех предприятий, за счет которых содержатся поселки удаленных районов Хабаровского края, — высказал свою позицию Сергей Рябченко. — Поэтому наше предложение: отложить рассмотрение законопроекта, сделать его публичное обсуждение в рамках Государственной Думы, с привлечением всех общественных организаций, Общественной палаты РФ, госорганов, рыбацкого сообщества, Счетной палаты РФ и так далее. И уже на основании этого принимать решения. 

Галий Габдулин, заместитель генерального директора ПАО "Океанрыбфлот", отметил, что продолжение программы инвестиционных квот просто ради продолжения — это в современных условиях контрпродуктивно.  

 — Если говорить о строительстве рыбопромыслового флота в условиях санкций, то сперва необходимо "подтянуть" другие производства, сопутствующие судостроению. Да, корпуса можно сварить, но при этом создать целую стоянку, как мы это раньше наблюдали в Северной Корее: там стояла у причалов сотня траулеров, но их нечем было насыщать: ни лебедок, ни якорных цепей, ни литья, — привел пример схожей ситуации Габдулин. — Ясно, что иностранные наши "партнеры" обрубили на очень многое сейчас, мы потеряли электрорадионавигационное направление, приборы… Надо остановиться, осмотреться, определиться, где мы есть сегодня, и дальше — уже в зависимости от ситуации. А просто "этап ради этапа" — это контрпродуктивно, ни к чему хорошему это не приведет. 

Президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов продолжил тему губительного влияния предлагаемой "реформы" в рыбной отрасли на конкретные регионы Дальнего Востока.

 — Сегодня магаданские рыбаки больше, чем золотодобытчики, инвестируют на территории Магаданской области. И это все теперь может просто обрушиться, — заявил Котов. — Поэтому я прошу, чтобы Общественная палата РФ все-таки обратила внимание  не только на крупные компании, но и на тех людей, которые проживают на нашей территории. Нам, рыбакам, она не безразлична. Сегодня только у нашего предприятия инвестиционный пакет на 30 млрд рублей, при этом эти инвестиции — не только в наш промысел, но и в инфраструктуру области, в качество жизни магаданцев. И если этого не будет, что мы получим в итоге? Всего 141 тысяча человек сейчас проживает в области. А когда-то было 600 тысяч.

Подавляющее большинство  участников дискуссии также высказалось против скоропалительного и необдуманного принятия спорного законопроекта в существующей редакции. Как заявил первый заместитель председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Айгун Магомедов, заключение по итогам круглого стола ОП РФ  направит в правительство, Госдуму, Совет Федерации, ответственные министерства и ведомства. Также в работу Общественной палатой будет взято предложение организовать по теме распределения прав доступа к промыслу водных биоресурсов парламентские слушания в ГД РФ.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость