23 июля 2022. Комсомольск-на-Амуре, промышленная столица Хабаровского края, пока практически не ощущает влияния западных санкций. Наоборот, оборонные предприятия получают все больше заказов, а ТОСЭРы пополняются новыми инвесторами. Тем не менее актуальным остается бюджетный парадокс города Юности: крупнейшие налогоплательщики региона базируются именно здесь, а вот доходы муниципалитета остаются скромными. О том, как решить это противоречие, когда в Комсомольске сдадут набережную и дамбу, а так же за что нужно ЛДПР после смерти Владимира Жириновского, рассказал мэр Александр Жорник в эксклюзивном интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову.
— Александр Викторович, что удалось сделать за два года на посту мэра Комсомольска-на-Амуре?
— Во-первых, спасибо, что нашли время взять интервью, что проделали такой путь. Всегда рады поделиться информацией с серьезным изданием. Буквально 28 марта у меня был "экватор" в должности. А результаты работы всегда так или иначе связаны с предвыборными обещаниями. Хотя я старался многого не обещать, самому всегда это не нравилось.
Первое, что я считаю действительно серьезным достижением — это среда проживания и ее комфортность. В 2018-2019 годах очень большой проблемой было состояние двух транспортных артерий — Комшоссе и улицы Лазо. Вступил в должность в октябре 2019 года, а к концу 2020 года эти две дороги мы уже сдали. Подробности о том, чего мне это стоило, — повод для отдельного длительного интервью.
Дальше. В 2019 году Комсомольск вошел в национальную программу Безопасные и качественные автомобильные дороги. Мы успешно эти годы идем, остаемся на лучшем счету в крае. Здесь я никакие лавровые венки на себя не надеваю, это действительно так, констатация факта Минтранса. Жители были обеспокоены тем, что даже если дороги где-то и ремонтируются, про тротуары все забывают. Наконец-то уговорили выделить нам дополнительно к 500 миллионам по нацпроекту еще 70 миллионов, уже на тротуары. У нас сейчас две больших городских магистрали — улица Кирова и проспект Мира. Здесь заменяем асфальт на 100%.
— Разлиновка будет? Велосипедные дорожки?
— Это уже, наверное, совсем из области фантастики. Нам бы пока такие, насущные проблемы... чтобы люди в темноте не ломали ноги.
Еще один момент, который я считаю серьезным достижением: мы очень хорошо шагнули за прошедшие два года в ремонте дворов. Раньше за 5-7 лет ремонтировали дворов 10-20. А с 2020 по 2021 года мы отремонтировали сразу 128 дворовых территорий. Причем нас заметили, и когда распределяли средства по программе "1000 дворов", Комсомольску дали больше всего объектов в крае. В Хабаровске 52, у нас — 60.
Важный момент из моих предвыборных обещаний — прекратить продажу муниципальных предприятий. В нулевые годы все ликвидное и дорогостоящее имущество было практически вымыто, осталось только менее востребованное. Мы задали себе вектор на сохранение и развитие муниципальных предприятий.
— Что еще обещали?
— В обязательном порядке сократить штатную численность администрации. Мы это сделали, сократили 30 штатных единиц, то есть 14%. Это дало экономию порядка 20 миллионов. Небольшие деньги, сначала они перераспределяться, пойдут на другие нужды, но есть интересный момент. Около 11 лет не индексировалась зарплата наших госслужащих. Это же тоже люди, как бы их не хаяли. Они выполняют определенный функционал, а работа должна оплачиваться в достаточном объеме.
— Удалось индексировать заработную плату?
— Этим мы занимаемся именно сейчас. Сами понимаете, какой сейчас рост инфляции и геополитическая обстановка. Это будет хорошим подспорьем, будет чем порадовать наших служащих.
— Уже набила оскомину тема с городским бюджетом, с его достаточно скудной доходной частью. Доходы города сегодня составляют порядка 2,6 миллиарда рублей, не считая межбюджетных трансфертов...
— Да. Если мы их посчитаем, будет порядка 8 миллиардов.
— Но на территории города находятся крупнейшие в крае предприятия. Эту проблему уже не раз обсуждали, но тем не менее, сегодня какими вы видите способы увеличения объемов поступлений от промышленников?
— Все этому удивляются, в нашем муниципалитете такие столпы экономики.... С одной стороны производственными предприятиями мы гордимся, но с другой — есть определенные сложности. Так устроена бюджетная система России, что большая часть налогов с таких предприятий уходит в бюджеты высших уровней. Основные налоги, которые мы получаем в бюджет, — это НДФЛ. Хотя он, к сожалению, составляет порядка 19% от выплат. Поэтому наша главная задача — сделать так, чтобы люди хорошо зарабатывали. В этом направлении работаем с предприятиями в несколько этапов. Один этап повышения заработной платы уже прошел на Авиационном заводе имени Гагарина, Амурском судостроительном, а Нефтеперерабатывающий завод делает это стабильно два раза в год.
— А сами предприятия принимают участие в фондах развития города?
— Самое активное. Наиболее финансово устойчивые компании — Корпорация Сухого, Роснефть, Амурсталь — на протяжении многих лет поддерживают хорошее взаимодействие, много общих проектов сделали. И недавно, когда праздновали 90-летие города, откликнулись. Недавно Михаил Дегтярев подписал соглашение с руководителем Объединенной авиастроительной корпорацией, в котором четко прописано ее участие в развитии города. Так, уже в этом году в Парке Авиастроителей мы вместе работаем.
Думаю, дальше сотрудничество будет развиваться. Видимо, уже сами руководители предприятий стали доводить до высшего руководства, что несправедливо, когда сотрудник здесь, на предприятии, получает 100 тысяч, а в Москве на той же должности с тем же уровнем образования порой получают больше. Всегда люди ехали на Дальний Восток за длинным рублем, необходимо это вернуть. И не надо никаких механизмов изобретать, все просто: жилье и заработная плата.
— Что происходит сегодня с инвестициями в Комсомольске? Инвестор идет?
— Я бы инвестором назвал любого, кто хоть три копейки вкладывает или строит небольшой объект. Это в любом случае движение. Самым главным показателем для меня является количество выданных разрешений на строительство. У нас за пять месяцев этого года 34 разрешения на строительство выдано. Это нормально, потому что предыдущие годы показывают абсолютно другие цифры. Наверное, строительство жилья — это тоже определенные инвестиции. Так, в 2021 году мы ввели больше 28 тысяч квадратных метров, что в два раза больше, чем в предыдущем. Заходят инвесторы и на площадки ТОСЭР.
Александр Жорник. Фото: пресс-служба администрации Комсомольска-на-Амуре
— Город эффект от ТОСЭРов ощущает?
— Конечно. Сейчас выделили землю под строительство сборочного производства легкой авиации — самолета-аналога "кукрузника" ЛМС-901 Байкал. Только этот резидент порядка 30 миллионов инвестиций планирует вложить на начальном этапе. А дальше рабочие места и, соответственно, НДФЛ, который пополнит бюджет города.
С 12 резидентами подписано инвестиционное соглашение на сумму порядка 1,9 миллиардов рублей. За эти два года уже 1,1 миллиарда они уже вложили. Кроме того, на сопровождении администрации семь инвестиционных проектов. Холим, лелеем, нянчим, ведем, начиная с принципа "одного окна", и дальше. Какая бы у них не возникала проблема, стараемся оперативно ее решить, создать максимально комфортные условия. Может, потом это сработает как сарафанное радио.
— Поступления уже растут?
— Не сильно. За два прошедших года было около 45 миллионов, а за первую половину этого года уже 21 миллион. Есть ведь стадия становления и строительства, а эффект мы должны почувствовать чуть попозже, когда начнется работа.
— Как сказались санкции на развитии экономики Комсомольска?
— Так как мы город промышленный, пока от санкций особо не пострадали. Сейчас идет загрузка предприятий с перспективой на несколько лет. Думаю, что по программе импортозамещения еще больше появится задач. Серьезную работу Михаил Владимирович проделал буквально за прошедшие год-полотора. У нас тут и Мишустин побывал, федерального уровня чиновники, которые внесли серьезный вклад в наши планы и наше светлое будущее. Я с большим удовольствием недавно побывал на Амурском судостроительном заводе, они закладывали очередной корвет. Молодцы! А я вспоминаю, какая ситуация была на том же заводе еще лет 6-8 назад, все было абсолютно печально.
— Если вернуться к самолету Байкал и его производству. Хватит ли в Комсомольске профессиональных кадров, которые могли бы заниматься развитием производства этого самолета, в то время как численность населения снижается?
— Естественная убыль действительно есть, она связана со многими факторами. В 2020-2021 годах были серьезные потери из-за ковида. Но есть миграционный прирост: за 2021 год в город приехало на 450 человек больше, чем убыло. Это как раз показатель того, живет город или нет. Хабаровск вообще хорошо прирос, но мы тут как доноры, для Хабаровска в том числе. И у нас та же самая ситуация: из окрестных поселений кто-то приезжает в Комсомольск, все-таки у нас здесь обучиться, работу найти проще.
— Когда в Комсомольске достроят онкодиспансер и стадион "Авангард"?
— Все говорят, что "Авангард" — это какая-то затянувшаяся стройка. Да, там есть отставание от графика. Но мы предполагали, что так и будет. Все сходились во мнении, что проще снести старый стадион и построить на его месте новый. Как в медицине — вскрытие покажет. Начали в 2016 году, провели изыскания, создали проект. За это время в конструкции произошли необратимые изменения, что обнаружилось, когда туда зашли подрядчики. Сдача была запланирована на 2023 год, но мы уже тогда понимали, что будет допроектирование. Произошло удорожание материалов, проведена ценовая экспертиза, сейчас предстоит допроектирование. Но работы идут, не останавливаются.
А вот Онкодиспансер — это беда. Здесь заказчики не мы, а Минстрой края, но по имеющейся у меня информации, уже разработан контракт, направлен в адрес компании-подрядчика. Вопрос решается на федеральном уровне.
— Когда откроете набережную? Было удорожание этого объекта?
— Никакого удорожания не было. Беда всегда была в подрядчике — в определенный период там просто ничего не делалось. Обанкротился один из подрядчиков, долго искали нового, пока не зашел АО "Концерн радиостроения "Вега". Конечно, к ним тоже есть вопросы. Хотелось бы, чтобы на объекте было движение как в муравейнике. Но, видимо, тоже есть кадровые проблемы. Этап от Речного вокзала до Автовокзала они должны в этом году все-таки сдать. Это самая востребованная часть набережной.
— Большой праздник планируете?
— Мне кажется, люди от ожидания уже обессилели... Когда будет готова вся набережная, это будет настоящий праздник, с салютом. Как было бы здорово? Эту часть они сдают в этом году, а окончательно в 2023 ко Дню города. Он отмечается в начале лета, а строительный сезон начинается в апреле-мае. Боюсь, что не успеют. Но хотелось бы все-таки ко Дню города или ко Дню России подгадать.
— Когда у Комсомольска появится дамба?
— У нас 3 этапа. Сейчас на них разные подрядчики и разная ситуация. Да, есть проблемы у них, но почему-то все говорят, что это должно случиться завтра. Вообще-то сдача дамбы по срокам в 2024 году. Но если учесть то, как подрчдяик бросал, отставания... Сейчас в авральном режиме все и двигается. Днем и ночью строят. Есть такая уверенность, что один из этапов, который защищает Парус, поселок Менделеева... она там самая протяженная, порядка 11 км. Она самая основная. Там темпы видны, виден рост. Мы уверены, и у Михаила Владимировича есть такая уверенность, что они закончат даже раньше, чем в 2024 году. Хуже всего за кем-то переделывать. Уточняюся обьемы, непонятно, как там подрядчик что до этого делал. Непонятная ситуация по участку дамбы, которая называется Мылкинская. Она в самой высокой степени готовности, на одном отрезке только асфальт осталось положить и КНСки установить. Но сейчас новый подрядчик пересчитывает обьемы, которые были, чтобы выйти на какой-то уровень, от которого плясать. А время-то идет.
Я был уверен, что в этом году... этот участок на вьезде в город, он и называется Мылкинской дамбой, она уже процентов на 80 готова. Наверное, если эти работы сейчас затянут... вот опять зима... наверное, это будет следующий год. Так или иначе, не хочется этого говорить, но время еще есть. Видя те темпы, которые сейчас, и те, которые были... уверенность есть. Появляется. И они уже все равно город немного защищают. В том году мы ожидали серьезного наводнения, не достигли критических отметок, но мы уже были готовы.
— Насколько нам известно, один из подрядчиков провалил покос травы в городе Комсомольск-на-Амуре. Почему подобные фунции не передаете МУПам, например, чтобы избежать срыва работы?
— Вы должны понимать, что МУП не освобождает нас от работы в рамках 44-ФЗ. У нас это второй год длится. В прошлом году подрядчик выиграл аукцион. Снижают цены настолько, что нормальные люди уходят с торгов. И потом начинают выносить нам мозг, пользуясь всякими юридическими коллизиями. А трава то не ждет! С подрядчиком, который нас в этом году подвел, назначено на 9 сентября судебное разбирательство. Понятно, что мы решения суда ждать не будем. Определенные действия сделали, в пожарном порядке привлекаем подрядчиков, помогают МУПы и Управляющие компании, которые располагают техникой и специалистами. За зиму нам надо будет отточить этот механизм, устали мы от этого всего. И деньги ведь были выделены, что обиднее всего... Слава богу, в том районе, где происходили праздничные мероприятия, они работу сделали. Видать, совесть все-таки была, хотя бы достойно отметили 90-летие города. И все. Их как корова языком слизала.
— Почему в Комсомольске так мало цветов?
— Надо было мне самому вас куда-то свозить. На площади Ленина мы в этом году хорошо посадили. Активнее всего высаживаем на общественных пространствах. Понимаете, это ведь все от безденежья.
— В 2020 году вы вышли к протестующим против ареста Сергея Фургала и даже отблагодарили их. Думали ли вы тогда о вашей политической карьере?
— Произошедшее в 2020 году ни в каких учебниках не прописано. Такая ситуация происходила впервые, рецептов-то нет. Многие были в растерянности. Я был в Хабаровске в самые первые выходные, когда случились массовые протесты. А что такое массовые протесты? Толпа — это страшно.
Я был удивлен, когда увидел первое шествие в Комсомольске. Это была демонстрация в будний день, в пятницу, помню. Тогда понял, что молчать — еще хуже. Я ведь похвалил их не за то, что они вышли, а за то, что у них есть единство. Должен был им какие-то такие слова сказать, как психотерапевт. Я был избран этим народом, и я должен был их обезопасить, быть с ними вместе. Мы тогда вышли с Владимиром Владимировичем (Гинзбургом, председателем городской думы, — прим. ред) раздали маски — тогда же еще эта ситуация с коронавирусом была, самый пик. Кто это оценит? Вот если бы мы не вышли... А затем все переросло в одиночные пикеты, это уже безопасно. Тут уже органы правопорядка… им легче с этим справиться. Думаю, я поступил правильно.
Наконец-то в регионе тишина и спокойствие, консенсус политический. Что, мы будем этой борьбой заниматься? Нам для людей надо что-то делать. Поэтому политические риски... Тогда не думал, что и как. Когда мы начали общаться с Михаилом Владимировичем (Дегтяревым — прим.ред.), у него не было ко мне никаких претензий. И я сказал ему тогда: "Врагу не пожелаешь той ситуации, в которую попали вы".
— Вы вступили в партию?
— Я порядочный человек. Обещал жене жениться — женился. Я говорил: может, мне не стоит накануне выборов вступать в партию? Может, это не совсем правильно воспримут? Я же не скажу всем, что партия меня просто поддержала. Вообще, когда какая-то политическая сила тебя поддерживает на выборах, это очень серьезный ресурс, это 50% успеха, но есть политтехнологи, специалисты в этой сфере. Тем более, Владимир Вольфович согласовывает каждую кандидатуру, ему очень важно, чтобы кандидат был членом партии.
Самое интересное, что я все равно воспринимаю себя не как политика... может, хозяйственник. Но политика с хозяйственной деятельностью так или иначе всегда пересекаются. По себе я заметил, что в процессе работы я стал больше уделять времени партийным взаимоотношениям. Честно скажу... с детства так. Всегда, если играет в футбол не та команда, за которую всегда болею, то поддерживаю того, кто в более сложной ситуации. Сейчас, когда Владимир Вольфович ушел из жизни, понял, что у нас не должно быть никаких конфликтов, скандалов. Мы должны укрепиться, потому что потеряли вождя. Я в таких традициях воспитан.
Александр Жорник. Фото: пресс-служба администрации Комсомольска-на-Амуре
— Вы поддержали краевой закон о расширении способов избрания глав муницпальных образований. Как вы считаете, какой способ подходит Комсомольску?
— Я за способ выбора главы представительным органом, это мое личное мнение. Вспоминаю свои выборы, смотрю на другие... предвыборная борьба — это грязь. Кроме того, порой даже человек, который достоин возглавить город, не имеет финансовой возможности провести кампанию. Я бы в выборах в прежнем формате уже не хотел участвовать, честно. Тем более сейчас, когда общество должно быть консолидировано... А выборы — это несколько месяцев взаимныз оскорблений. Не до того сейчас. Пусть депутаты возьмут на себя ответственность.
— Усилит ли это представительные органы власти? Сегодня с ходу даже сложно назвать имена депутатов...
— Думаю, усилит. Должна быть какая-то вертикаль. Когда раздрай между главой региона, главой муниципального образования, работа не становится более эффективной. Нужна одна команда, ветвь власти муниципального образования должна быть зацементирована.
— Одного срока на посту мэра достаточно, чтобы реализовать все обещания?
— Работа мэра бесконечна. Опять же, как наобещаем, так нам и 30-50 лет не хватит... Находясь на посту два с половиной года, я уже наладил коммуникацию, понимаю основные процессы. Вернемся к разговору, за прямые я выборы или нет. Вспоминаю выборы 2019 года, когда на пост мэра выдвигался 21 кандидат. Я ничего не имею против, как говорил Ленин, "и кухарка может управлять государством". Ничего не имею против людей разных профессий, но должна быть компетенция и хоть какая-то подготовка. У меня был опыт руководящей работы, в сфере ЖКХ, в производстве — много в жизни всего посмотрел и испытал. Но впервые дни на посту голова просто шла кругом. И я сразу понял: если человек, у которого вообще компетенций нет, может, он узконаправленный специалист, да... но нельзя таким образом идти во власть, не имея компетенций, которые позволят тебе быстро адаптироваться и принимать правильные решения. Ладно, если ты для себя ошибся, но когда ты ошибаешься как глава города последствия затронут десятки и сотни тысяч людей.