Есть ли путь из России в Таиланд: Никита Деркач о тонкостях бизнес-диалога двух стран 

Во времена санкций и занавесов Королевство ищет пути к возвращению туристического потока из России и наращивания экономических связей
Есть ли путь из России в Таиланд: Никита Деркач о тонкостях бизнес-диалога двух стран 
Фото: предоставлено собеседником

23 июня 2022. Таиланд сохраняет историческую преданность россиянам. Во времена санкций и занавесов Королевство ищет пути к возвращению туристического потока из России и наращивания экономических связей. Делегации двух стран последние пять лет, во что бы то ни стало твердят — обоюдный товарооборот между Россией и Таиландом должен вырасти в 3-4 раза. Есть ли на то реальные обоснования корреспондент ИА PrimaMedia спросил у Никиты Деркача, который более 15 лет работает на стыке двух деловых культур. 

—  Никита, я знаю, ты много лет отдал развитию экономических отношений между Таиландом и Россией, скажи в какой роли? 

— Я живу в Таиланде с 2006 года. Долго занимался недвижимостью на Пхукете, девелоперским бизнесом. Восемь лет назад вступил в Таиландско-Российскую торговую палату, два года назад стал ее исполнительным директором, а сейчас являюсь ее вице-президентом. Сфера моих интересов— развитие торговли. Представляю разные категории тайских товаров в России, и, наоборот, помогаю российским производителям выйти на рынок Таиланда. 



— В чем состоит задача Таиландско-Российской торговой палаты? Кто ее основал? Она имеет отношение к российским торгово-промышленным палатам? 

— С Приморской и Сахалинской торгово-промышленной палатой нас связывают соглашения. Их члены могут получать нашу помощь и поддержку. Но и без соглашений мы никогда не откажем ни одному российскому предприятию. Таиланд открыт для работы со всеми странами. В Королевстве работает 34 иностранные торговые палаты, чем не может похвастаться ни одна из стран Юго-Восточной Азии. Например, Таиландско-Финская, Таиландско-Итальянская, Таиландско-Российская. Они входят в объединённую торговую палату, а та в свою очередь своими избранными представителями из палат представляет интересы в государственных органах и государственных агентствах, таких как Совет по Торговле, Совет по инвестициям, Федерации тайских производителей.

— Ваша палата работает? Какие есть глобальные результаты? 

— Конечно, работает. Потенциал у развития торговых отношений между этими странами огромный.

Я в последние лет пять слышу заявления от ведущих должностных лиц обеих стран, что обоюдный товарооборот нужно повысить в 3-4 раза, до 10 млрд долларов. Другая проблема в том, что это просто заявления.

На деле Российский Экспортный Центр (РЭЦ) и другие организации, которые занимаются стимулированием экспорта в России, не сильно тайским рынком интересуются. Их взгляд устремлен в Китай, Индию, Корею, Японию. Хотя это незаслуженно, потому что Таиланд — это не только развитая экономика и 70 миллионов жителей — это полноценные ворота в Юго-Восточную Азию. Дорога на рынки Малайзии, Камбоджи, Бирмы, Лаоса. Результаты есть, их не мало, но десятикратный рост возможен только при вовлеченности всех структур.


Есть ли путь из России в Таиланд: Никита Деркач о тонкостях бизнес-диалога двух стран . Фото: предоставлено собеседником

— Какая сейчас структура торговли? Что мы в Таиланд продаем, а что там покупаем? 

— Классика — Таиланд покупает российские энергоресурсы. Россия завозит автомобили и запчасти. Многие "японки", которые бегают по Приморью, не такие уж японки — они собраны в Таиланде. С закрытием границ и изменением мировой системы логистики нам тоже стали поступать запросы на поставку автозапчастей, шин.

— Ситуация в мировой логистике повлияла на активность российского бизнеса?

— Да, многие ищут новые рынки сбыта и поставок. Но это зависит только от активности предпринимателей. От РЭЦа (Российский экспортный центр — прим. ред.) нет пока никаких действий... вообще никаких. Никакой рекламации о том, что вообще существует рынок, в середине которого Бангкок с многолетними, столетними историями... где тайцы относятся к нам хорошо и в принципе с пониманием к нынешней ситуации. Но работаем мы. Готовы ставить на полки азиатских электронных площадок практически любые товары. Открыли Выставочный Дегустационный центр. Сейчас я нахожусь в России, чтобы представить ее российским производителям как готовую площадку для торговли. Среди первых экспонентов есть косметика для машин, металлическая офисная мебель, сельскохозяйственная продукция. Если кому-то есть что показать тайским торговым сетям — достаточно просто написать нам об этом.


Есть ли путь из России в Таиланд: Никита Деркач о тонкостях бизнес-диалога двух стран . Фото: предоставлено собеседником

—  Если Россия поставляет только природные ресурсы, какие товары и услуги Таиланд поставляет в Россию... что вошло в нашу жизнь? 

— Есть огромная организация СP GROUP. Она инвестировала уже второй миллиард в производство мяса — свинофермы, птицефермы. Из крупных примеров это единственный, к сожалению. Что касается товарки, россияне любят тайскую косметику, зубные порошки, пасту, крема и мази, ингалятор пальчиковый для носа. Это мы его выводили на Wildberries и Ozon и он стал первым в своем сегменте. По отзывам сплошные благодарности по этим продуктам. 

— Насколько Королевству интересны российские продукты питания?

— Интересны. Если мы в продукте находим суперспособности, типа полезности, то они помогают выходить на рынок. Мы занимаемся маркетингом в том числе. Но не везде нашего ресурса достаточно. Чтобы говорить о глобальных поставках, необходима государственная поддержка. Например, в Таиланде огромное потребление рыбы. Но российской рыбопродукции в розничных сетях нет. Чтобы приучить тайцев к российской рыбе нужно время, деньги, склады.

— Давайте вернемся к более обыденным вопросам. Таиланд в каком-то народном плане для дальневосточников привычный. Многие ездили туда, покупали там недвижимость. На ваш взгляд сколько россиян, дальневосточников живет в Таиланде?

— Точных данных о проживающих сейчас нет. По квартирам проще посчитать. В последние годы Королевство принимало от полутора миллионов российских туристов в год. Ориентировочно полторы тысячи человек в год приобретали недвижимость. Средняя стоимость квартир — 9 млн рублей.

— Что сейчас с этими квартирами? Пустые?

— Да, многие стоят пустые. Но Таиланд снял ковидные ограничения, поэтому поток постепенно восстанавливается за счет туристов из Европы, стран Азии, кроме Китая. Летят и россияне. Этой зимой популярные отели на Пхукете были почти полными. Цены на аренду жилья оставались на уровне 2019 года. Есть перспективы, что все-таки откроют прямые рейсы из Москвы, Сибири и Владивостока.


Есть ли путь из России в Таиланд: Никита Деркач о тонкостях бизнес-диалога двух стран . Фото: предоставлено собеседником

— Как можно охарактеризовать отношения среднего тайца к среднему россиянину?

— Есть отношение к российским туристам — оно одно. Другой вопрос — отношение к России в целом. Взрослое население Таиланда, которое знает историю, к русским относится трепетно. Наш царь Николай II дружил с королем Таиланда Рамой V. Тайцы об этом помнят, преподают в университетах. Плюс взрослое население понимает и уважает нашего лидера — президента РФ Владимира Путина — и восхищается его решениями.

— Вы говорите об университетах... Русский центр работает? Есть ли смысл российским студентам учить тайский язык? 

— В некоторых университетах Таиланда есть русские центры. Они работают, как и прежде. Есть учебно-образовательная программа, по которой тайцы могут обучаться в российских университетах бесплатно. Набор проводит наше посольство. 

Лет десять назад мы открывали Тайский центр при Восточном институте ДВГУ. По-прежнему поддерживаем с ними отношения. За счет совместной рекламы в 2021 году теперь уже в ДВФУ собрали максимальную группу студентов — 30 человек. Тайский язык там преподают русские педагоги, тайцам ехать преподавать невыгодно. Практику студенты могут проходить на базе наших предприятий.

В планах открытие культурного центра еще раз. Но это уже зависит от нового ректора. Если это в его плоскости, в его планах, то мы с удовольствием открыли бы.


Есть ли путь из России в Таиланд: Никита Деркач о тонкостях бизнес-диалога двух стран . Фото: предоставлено собеседником

— Хорошо. Таиланд входит в список стран, где работает UnionPay. Как россияне пользуются этой картой? Это те единичные фанаты, которые через 2 пересадки добираются до Таиланда?

— ЮнионПэй работает прекрасно. Если мы говорим про карту МИР, ее использование находится на рассмотрении Центробанка Таиланда уже около 3 лет. С нашей стороны подготовлено всё. Возможно, в скором будущем все-таки появится какое-то техническое решение. Возможно.

— Ежегодно во Владивостоке проводится ВЭФ. Планирует ли ваша организация содействовать тому, чтобы представители Королевства приняли в нем участие? В разрезе того, что Таиланд недавно внес в повестку азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества создание зоны свободной торговли.

— Буду говорить, как есть. У меня очень большие сомнения, что это произойдет быстро. У каждой страны АСЕАН есть свои производственные и индустриальные интересы и нужно время для уступок.

Что касается ВЭФа, на прошлом форуме присутствовала делегация Таиланда. Ее представлял посол Таиланда, его превосходительство господин Сасиват. Он участвовал в нескольких сессиях и на подписании соглашения о сотрудничестве ТРТП и некоммерческой организации "Опора России", с ее дальневосточным отделением.

—  Насколько королевство Таиланд свободно в принятии каких-то международных политических решений в взаимоотношениях с Россией в условиях спецоперации? В рамках новых мировых изменений? Как себя сейчас ведет Таиланд по отношению к России в сравнении с другими странами, которые принимают различные санкции?

— Таиланд ведет себя нейтрально. Трактовать нейтральность можно по-разному. Но если Таиланд имеет достаточно суверенитета, чтобы свою позицию озвучить как нейтральную — это может говорить о том, что королевство в большей мере относится с пониманием к действиям России.

Смотрите полную версию на сайте >>>