23 июня 2022. В феврале амурским бассейновым природоохранным прокурором указом президента страны был назначен Андрей Шевцов. В интервью руководителю ИА AmurMedia он рассказал о борьбе с лесными пожарами, роли промышленников в массовой гибели рыбы, а также связи с губернатором Хабаровского края.
— Андрей Юрьевич, полагаю, вам уже удалось ознакомиться с ключевыми вопросами охраны природы на Дальнем Востоке. Какие проблемы свойственны всем подведомственным прокуратуре территориям?
— Амурская бассейновая природоохранная прокуратура обеспечивает надзорные мероприятия на территории 5 регионов: Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край и Приморский край. Общей чертой, характерной для каждого из пяти субъектов, которая является достаточно сезонной и требует внимания нашего надзорного ведомства, — это пожароопасный период. Именно этот период начинается в летнее время. В этом году он начался очень рано в Забайкальском крае и Амурской области — с марта.
Безусловно, это время обязывает все органы консолидировано принимать комплекс мер, направленный на предотвращение причинения вреда здоровью, жизни граждан близлежащих поселений и на сохранение лесонасаждений в принципе. Безусловно, здесь акцент делается на особо охраняемые природные территории.
— Если человек стал причиной лесного пожара, какое наказание ему грозит?
— Существует как административная, так и уголовная ответственность. Хотелось бы сразу сориентировать граждан. Если происшествие возникло, незамедлительно уведомите контролирующие органы, органы МЧС. Есть возможность, в конце концов, набрать любое из ведомств, будь то полиция, будь то прокуратура — в каждом есть телефоны горячей линии. Уже органами власти будут приняты необходимые мероприятия по локализации, предотвращению распространения и тушению пожара.
За такие нарушения существует административная ответственность — штрафные санкции до 50 тысяч. Также и уголовная — статья 261 УК предусматривает лишение свободы до 10 лет. Думаю, это внушительная мера, которая должна сыграть свою профилактическую роль при обращении с огнем.
Интервью с Андреем Шевцовым. Фото: ИА AmurMedia
— Возвращаясь к сезонным вопросам, вы наверняка заметили, что как только с рек сходит лед, в соцсетях и мессенджерах появляются видео с грудой мертвой рыбы, выброшенной на берег. Вокруг подобных происшествий всегда появляется множество предположений об их причинах. Довольно популярна теория о том, что виновниками всех бед становятся промышленники. Что происходит на самом деле?
— К сожалению, это действительно происходит. Мы организовали проведение проверок более 10 водоемов по данному факту совместно с контролирующими органами. Были взяты пробы биоматериалов: непосредственно рыбы, мор которой установлен, и воды. Было обнаружено большое количество, по крайней мере визуально, карася, рыб карповых видов (толстолобик, сазан).
Причиной мора послужило грибковое бактериальное заболевание псевдомоноз. Почему это произошло? Два фактора сыграли роль. Низкий уровень воды в этих водоемах зимой. Он позволил низким температурам проморозить весь водоем, соответственно, образовалась толща льда, что снизило содержание кислорода в воде. Это повлекло за собой гибель рыб. Кроме того, ихтиофауна пострадала. Даже та рыба, которая не погибла, имела ослабленный иммунитет, и в весеннее время у нее не было сил противостоять грибковым и бактериальным заболеваниям. В этом данные факторы сыграли определяющую и ключевую роль. Такой естественный отбор.
— Природоохранная прокуратура реагирует на все сообщения в соцсетях и мессенджерах?
— Все сообщения, которые связаны с тем или иным нарушением экологического законодательства, проверяются на 100%. И мы гражданам благодарны за их активную позицию. И очень важна обратная связь, мы доводим информацию тем, кто с обращением обратился. Рассчитываем на дальнейшее взаимодействие в этом формате. Это большая помощь и подспорье.
— А какая ответственность предусмотрена за ложные сообщения?
— Отвечу на этот вопрос так: за время работы в должности прокурора таких обращений не было. Еще раз хочу подчеркнуть, мы все факты проверяем и высоко ценим социальную активность граждан при информировании нас о нарушениях.
Интервью с Андреем Шевцовым. Фото: ИА AmurMedia
— Возвращаясь к теме мора рыбы, насколько часто именно промышленники являются причиной таких явлений?
— С февраля по сегодняшний день таких фактов мы не установили. Те заморы, которые происходили, порой находятся в труднодоступных местах, там, где нет каких-то населенных пунктов, заводов, подъездных путей. Но вместе с этим, хочу подчеркнуть, что были взяты пробы воды, и исследования не показали наличие каких-либо нефтехимических, углеродосодержащих примесей.
— Еще один острый вопрос в сфере охраны природы. Речь идет о рубке деревьев в районе Дендрария в Хабаровске. Я знаю, что прокуратура подключалась к проблеме и провела проверку. Сегодня уже можно сказать, эти рубки были законными?
— Действительно, мы проводили проверку по данному факту. Должен сразу сказать, что на сегодняшний день еще длится судебное разбирательство. Окончательная точка не поставлена. Граждане обратились со своими исковыми требованиями к руководству дендрария. Уверен, законное решение будет принято в судебной плоскости.
Расскажу, что установили мы совместно с контролирующими органами за этот период. Краткая историческая справка. Дендрарий основан в 1896 году. Площадь его — чуть более 4 гектар. Именно на этой территории произрастают редкие, уникальные, характерные для Хабаровского края растения, которые представляют ценность. До 1997 года площадь этой территории не изменялась, но позднее она дендрария была увеличена до 11 гектар. В этот период была создана так называемая буферная зона, окаймляющая дендрарий. И, к сожалению, не один десяток лет надлежащее благоустройство и санитарная обработка этой особо охраняемой природной территории дендрария не осуществлялась.
Была проведена лесопатологическая экспертиза, в ходе которой было установлено, что более 600 деревьев подлежат сносу. На момент проведения проверки уже более 300 деревьев были снесены. Проверочные мероприятия показали, что снесенные деревья были либо сухостоями, либо аварийными, то есть представляли угрозу для посетителей парка. Для того чтобы дать комплексную оценку действий должностных лиц, мы направили материалы в правоохранительные органы. Сегодня эта проверка проводится.
Работа по благоустройству дендрария ведется правительством. Это с нашей стороны вызывает только одобрение. Это можно приветствовать и гражданам. К сожалению, органы власти, которые занимались благоустройством, не информировали граждан. Недоговоренность, неинформированность из-за собой подобные обращения. Уверен, все встанет на свое место, и законное решение в конечном итоге будет принято. Я хотел б обратить внимание на то, что существует программа на 2022, 2023 и последующие года, которая предусматривает высаживание именно коллекционных пород деревьев и растений на территории дендрария. Соответственно, и сохранение этого перечня коллекционных растений и деревьев.
— То есть уже сейчас в парке идет эта работа?
— Да, на территории памятника природы краевого значения "Дендрарий" продолжаются работы по благоустройству. Хабаровский краевой парк, как ответственный оператор территории, начал активную работу по подготовке к сезонным посадкам молодых деревьев.
Учреждением уже приготовлено более 50-ти саженцев деревьев ценных дальневосточных пород: сосны кедровой корейской (кедра корейского), лиственницы Даурской, бархата Амурского. В настоящее время молодые саженцы проходят акклиматизацию под пологом взрослых деревьев и в ближайшее, подходящее для посадок время, пополнят коллекцию редких и типичных дальневосточных растений дендропарка.
Кроме того, оператор получил согласие на поставку саженцев еще от двух местных производителей, выращивающих как типичные, так и редкие породы деревьев. Саженцы, для дендрария подбираются, исключительно крупномерные.
Интервью с Андреем Шевцовым. Фото: ИА AmurMedia
— Злые языки часто проводят параллель между губернатором края и руководителями тех или иных ведомств, приехавших в регион из Самары. А вы долгое время трудились в прокуратуре Самарской области. Потому я вынужден задать этот вопрос: были ли вы знакомы с Михаилом Владимировичем еще до назначения в Хабаровском крае?
— Спасибо за вопрос. Правда, такие вопросы вы не первый мне задаете. Еще раз хотел бы сказать, что надзорные полномочия Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры распространяются на Забайкальский край, Амурскую область, ЕАО, Хабаровский и Приморский края. Я искренне признателен всем руководителям регионов за конструктивное взаимодействие.
Теперь что касается непосредственно нашего Хабаровского края. Действительно, так получилось, что стало для меня добрым, хорошим стечением обстоятельств, морально меня поддерживающее. Вы знаете, сегодня очень много самарчан работают в Хабаровском крае. И это здорово. Я вам больше скажу, многие хабаровчане работают в Самаре. У нас одно государство. Никаких разделений я не провожу.
К сожалению, в Самаре я не был знаком с Михаилом Владимировичем, как-то не сложились у нас служебные отношения. Я познакомился с ним в феврале этого года. Это было очень полезное знакомство, и уверен, это отразится на результатах нашей совместной работы. Сотрудничество, безусловно, будет заключаться в реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение неукоснительного соблюдения экологического законодательства.
— Меняется ли отношение людей к вопросам охраны природы? Как, на ваш взгляд, можно усилить влияние на общество, чтобы оно активнее подключалось?
— Убежден, законопослушных граждан, граждан с высокой социальной ответственностью, граждан неравнодушных и небезразличных большинство. Бережное отношение людей к сохранению лесов, к охране вод, атмосферного воздуха, мы ощущаем. И оно к нам поступает и проявляется через сеть интернет, через обращения граждан, через личные контакты и рабочие встречи. Что может настроить их на доверительное общение? Безусловно, результаты нашей работы. Когда это будет очевидно, тогда и доверие будет укрепляться. И в этом вижу основную задачу и основной смысл своей деятельности и деятельности своих коллег.