24 февраля 2022. Совсем недавно 70-летний юбилей отметил профессор, кандидат педагогических наук, мастер спорта СССР по тяжёлой атлетике, заслуженный тренер России Болислав Щетина. По случаю круглой даты, с тренером, из под крыла которого вышло великое множество хабаровских чемпионов, пообщался руководитель ИА AmurMedia Андрей Швецов. О том, почему пауэрлифтинг стал популярнее тяжелой атлетики, можно ли сегодня выступать без химии и каким сложностям может привести один единственный килограмм, читайте в интервью.
— Болислав Максимович, сколько лет вы уже в спорте?
— Если говорить непосредственно о физической культуре и спорте, то можно сказать, что с самого детства. Потом были служба в рядах советской армии и поступление в Институт физической культуры в Хабаровске. В школе занимался почти всеми видами спорта.
Я жил в небольшом портовом городе на Сахалине. Люди тогда часто приезжали и уезжали, мало кто задерживался на одном месте надолго. Так и в школе — приехал один физрук, через какое-то время учителем стал уже другой. Но в те времена нам везло — были все-таки хорошие преподаватели. Я на постоянной основе даже занимался волейболом, играл за сборную, на соревнования ездили.
— Когда заинтересовались именно тяжелой атлетикой?
— Это было классе, наверное, в восьмом. Мы жили рядом с мореходным училищем, в котором была хорошо организована физкультурно-спортивная работа. Всегда, как только узнавали, что идут соревнования по тяжелой атлетике, боксу и футболу — сразу бежали смотреть. И вот посмотрели как-то состязания тяжелоатлетов, с одним парнем, набрались мужества и пошли договариваться.
Пришли, увидели там главного. А он был действующим спортсменом первого разряда, но ходил так, как сейчас признанные международники не ходят.
— Понятно, он там он был королем… Поэтому мы именно к нему подошли и попросили тоже начать заниматься. Он так на нас посмотрел... дружески по голове погладил и сказал: "Ребята, подрастите еще. Вам пока рано". И на этом знакомство с тяжелой атлетикой тогда закончилось.
— Но все-таки когда вы выбирали, куда идти учиться после школы, вы пошли в Академию физической культуры. Почему выбрали это направление?
— Я демобилизовался в 72-м году из армии, устроился на работу. Тогда один мой одноклассник сказал: "Мы с подругой едем поступать в Институт физкультуры". Но не на общих основаниях, а были раньше подготовительные курсы, которые начинались в ноябре — до мая сдаешь экзамен и вне конкурса поступаешь. Он и говорит мне: "Поехали с нами". А куда я поеду? Я толком и не выбрал специализацию, занимался всем подряд. Спрашивает: "А чего ты хочешь?". Ответил, что тяжелой атлетикой и услышал: "Поехали — посмотришь". Приехал, взяли меня на подготовительные курсы и начал заниматься. На следующий год меня зачислили. И в 77 году закончил институт. В 78-м выполнил норматив мастера спорта. С нуля, так сказать.
— В чем принципиальное отличие тяжелой атлетики от пауэрлифтинга?
— Пауэрлифтинг и тяжелая атлетика — два различных вида. Объединяет их только наличие штанги. И то — она разная. Требования к штанге сильно отличаются. В пауэрлифтинге толще втулка, другой метал, диски металлические. У тяжелоатлетов диски обрезиненные, а штанга и гриф тоньше. Да и в принципе, как говорят в Одессе, "это две большие разницы" — один из видов спорта олимпийский, другой — нет. Соответственно первому — преференции, а второй, пауэрлифтинг, финансируется по остаточному принципу.
Андрей Швецов. Фото: ИА AmurMedia
— Насколько популярна тяжелая атлетика и пауэрлифтинг по сравнению с временами СССР и 90-х? Что выходит на первый план и почему?
— В те времена пауэрлифтинга не было. Только когда наступила перестройка, те виды, которые были популярны за рубежом, тоже начали получать распространение. А до этого у нас в основном развивались, за исключением самбо, олимпийские виды спорта, в том числе и тяжелая атлетика была.
Сейчас пауэрлифтинг действительно популярнее. Хотя бы потому что он проще. В тяжелой атлетике многое решает не только подготовка, но и особенности самого спортсмена. Элементарно, чтобы сделать рывок, толчок, нужна очень хорошая координация. Поэтому к тяжелой атлетике нужна определенная склонность что ли. А пауэрлифтинг, он проще, хотя и здесь есть свои особенности в технике.
Почему люди вообще приходят в эти направления? Человек идет в зал на пауэрлифтинг, не для того чтобы стать олимпийским чемпионом. Мотивация совсем другая на начальном этапе: быть поздоровее, уметь дать сдачу. А уже с возрастом, когда они начинают тренироваться, мотивация трансформируется. Приседаешь, и не надо рывок делать. Жмешь — руки растут, мышцы растут еще быстрее, чем даже в тяжелой атлетике. Тягу выучил — вот и силовое троеборье. А потом, если начать работать на спортивный результат, наступает время шлифовать технику. А в тяжелой атлетике тяжело: надо брать маленьких, чтобы у них была хорошая мотивация, гибкость, подвижность.
— То есть популярность пауэрлифтинга все же растет, а значит есть шанс, что он сможет войти в перечень олимпийских видов спорта? Каков ваш прогноз?
— Я бы согласился с мнением Гастона Параджа. Это люксембуржец, который возглавляет Международную федерацию пауэрлифтинга. Он сказал: "Может, моей жизни не хватит. Но мы идем в этом направлении". Во-первых, нужно чтобы больше стран занималось. Очень много занимаются в Европе. Азия, мы, Казахстан, Узбекистан, Индия, Австралия. В Африке пока мало. В Южной Америке в последнее время идет хорошая, позитивная динамика. В любом случае сейчас даже проводятся Всемирные игры среди неолимпийских видов спорта, но под эгидой МОК. Может быть, в будущем все и получится.
— Вы много лет воспитываете спортсменов, наблюдаете их рост. Собственно, вопрос больше технический — есть ли сегодня необходимость профессиональному спортсмену принимать химические препараты?
— Если говорить о профессиональном спорте, то здесь вариантов особо то и нет. Соревнования — это всегда стрессовая ситуация, которая в том числе дает серьезную нагрузку на ряд систем организма, не в последнюю очередь на сердечно-сосудистую. Поэтому, чтобы эти последствия нивелировать, приходится прибегать к ряду препаратов. Но, подчеркну, речь идет не о допинге, а средствах, разрешенных ВАДА и РУСАДА. Для выявления разрешенных и запрещенных препаратов проводится большая работа, чтобы обычный спортсмен всегда мог, даже в режиме онлайн, проверить находится ли то или иное средство в стоп-листе.
Кто, по большому счету, занимается тяжелой атлетикой? Как раньше говорили — "дети рабочих и крестьян". А потому у многих их них есть проблемы с финансами, а следовательно, и питанием. При этом, после нагрузок восстанавливаться как-то надо…и если сегодня есть огромный ассортимент пищевых добавок, то грех ими не пользоваться.
— А в Хабаровске есть конкуренция среди тренеров за хороших спортсменов?
— Знаете, бывший главный тренер сборной страны по пауэрлифтингу написал книгу "Звезды пауэрлифтинга". Книга вышла давно, но охватила период, по-моему, с 1982 по 2003 года. Хабаровск вошел в нее золотыми буквами. В книге упомянуты примерно 10 хабаровчан, если не больше.Там, во-первых, все 4 тренера: ваш покорный слуга, Евгений Пупышев, Владимир Воля и Виктор Чернышов. В настоящий момент один уже на пенсии, второй — занимается теорией, третий — еще тренирует, как и я. В свое время мы все были тренерами. Только Евгений Пупышев работал в "Спартаке", а мы работали преподавателями в вузах. Поэтому правда была страшнейшая конкуренция за ребят.
Болислав Щетина. Фото: ИА AmurMedia
— Честно признайтесь, сами переманивали спортсменов?
— Ну, что греха таить, есть такие факты. Но человек с возрастом становится более зрелым, спокойным. Понимаешь, что где-то лучше другому помочь выучить спортсмена. Такое есть.
— Победой какого спортсмена больше всего гордитесь?
— У меня таких пятеро: заслуженный мастер спорта Владимир Марковский, заслуженный мастер спорта Владимир Бондаренко, мастер спорта международного класса Юрий Белкин, мастер спорта международного класса Антон Кибирев, мастер спорта международного класса Евгений Берона, мастер спорта международного класса Аксенников и мастер спорта Власов.
— Какое ваше самое яркое воспоминание, связанное с тренировочным процессом?
— Расскажу про спортсмена, который в эту семерку не вошел — Евгений Рыбокрыс. Он был первым победителем юношеских соревнований. Дело было на первенстве России среди юношей. Поехали мы в Ленинск-Кузнецкий. А Женя тогда еще молодой был — 1 или 2 курс. Мама, как всегда, в дорогу дала большую сумку с гостинцами — видно, что сына любит еле застегнули ее. Но сумка, а точнее ее содержимое сыграло свою роль не в поезде, позже. Приехали мы на место, а соревнования проводились не в самом Ленинске-Кузнецком, а в училище, на окраине. В гостиницу еще не вселились толком, надо проверить вес спортсмена — встает на весы — тютелька в тютельку 75 кг. Приезжаем на соревнования, встает на весы там — 1 кг лишнего веса.
— Колбасу ел, наверное…
— Не знаю даже, что он там ел, но проблема возникла. Что делать? Начали бегать, есть витамин шипучий в рот, пытаться сплевывать.
Но, согласитесь, килограмм сплевать нереально. Бегал, Женя, бегал, но чувствую надо что-то еще придумать. Появилась идея — надо попариться. Но где сауна — никто не знает. Что они не моются, что ли? Оббежали, всё, смотрим, одноэтажное здание. Баня!
— Нам кричат: "Стойте! А билет?" — "Да мы сейчас сходим и на обратном пути возьмем". Говорю: "Женя, разденься, а сверху костюм обратно надень". Он раздевается. И я с ним в парилку. Сидят мужчины раздетые, говорят: "Ребята, там раздевалка работает". Отвечаю: "А он так замерз, что уже не может согреться". Посмеялись. В общем раза 2-3 он в парилку заходил, потом на соревнования поспешили. Там уже взвесились, от сердца отлегло — 75 кг ровно.
— Давайте вернемся в настоящее. Как считаете, что могло бы повысить престиж спорта в Хабаровском крае?
— Нужно хорошее финансирование, которого пока нет. Хабаровск — это региональный центр, видов спорта очень много. Пирог разделить на всех очень трудно. Должна быть, мне кажется, преемственность. Накануне того времени, когда сломали германскую стену в 1988 году, я ездил туда туристом. И есть наглядный пример. Заехали на стадион — красивый, просто дух захватывает. Потом повезли дальше. У них институт физкультуры, рядом — "скворечник". А это что? Это детская спортивная школа. Вышел, перешел через площадь и сюда поступил. Должна быть преемственность. А у нас как может быть преемственность, если нет даже отделения для детской спортивной школы по пауэрлифтингу? Есть всего два отделения в крае.
Болислав Щетина. Фото: ИА AmurMedia
— Ректор Академии Голицын сегодня работает над социальным проектом "Аллея спорта" в Хабаровске. Кто из спортсменов-пауэрлифтеров или тяжелоатлетов мог быть удостоен звания размещаться на этой аллее?
— Если взять тяжелую атлетику, тем более это олимпийский вид спорта, то вы прекрасно знаете, что олимпийский чемпион Владимир Голованов, олимпийский чемпион Виктор Куренцов, дважды призер олимпийских игр Каплунов Владимир, серебряный призер Игорь Никитин. Что касается пауэрлифтинга, то все заслуженные мастера спорта там должны быть. Взять Владимира Марковского, так у него целый букет наград. Четыре соревнования Европы выиграл, на мире три раза был серебряным по совокупности. До этого выигрывал, будучи юниором, когда мы только начинали. А ведь главного едва не забыл. Звезда, которая самая первая начала зацветать вместе с Владимиром Марковским — Алла Коршенова. Заслуженный мастер спорта.
— Что хотели бы пожелать спортсменам и любителям спорта?
— Тренерам хотел бы пожелать терпения и самоотдачи. Нельзя отработать период, получить отпуск и уйти — надо тренироваться. А спортсменам — трудолюбия. Пока молодой — дерзай. Может быть, вы та самая птица, которая летит высоко и далеко.