5 октября 2021. Водители и кондукторы общественного транспорта выставляют юных пассажиров на осенние сквозняки из-за несовершенства платежной системы в Хабаровске. Судя по постам в соцсетях и обращениях граждан в СМИ подобных случаев только за последнюю неделю было несколько, сообщает корреспондент ИА AmurMedia.
Высаживание из автобуса несовершеннолетних пассажиров из-за того, что их предыдущий банковский платеж за проезд не прошел, а наличных денег у них с собой не было, в Хабаровске входит в систему.
То ли жестокие тети и дяди не знают, что за подобное поведение предусмотрены административная ответственность и солидный штраф, то ли желание обогатиться напрочь отбивает у них элементарное чувство жалости и человечности. Особенно странно подобное поведение выглядит на фоне того, что уж кому, как не водителям и кондукторам общественного транспорта полагается знать про работу специализированной платежной системы и, в частности, пресловутого “стоп-листа”.
Осень в Хабаровске, вскоре перевалит экватор, а значит близятся холода и короткий день. А учитывая нынешнюю тенденцию, вскоре мы увидим сообщения об изгнании школьников на мороз, во тьму и без сопровождения взрослых. Уже был в городе случай, когда водитель не просто высадил девочку на улицу, а еще и отобрал у нее шапку.
Другому же “повелителю баранки” на днях показалось мало выставить ребенка по причине неоплаты проезда: экзекуцию он решил сопроводить ушатом нецензурной брани при полном салоне пассажиров. Об этом инциденте между взрослым и ребенком корреспонденту информагентства рассказал отец поруганной школьницы Михаил:
— Моя девочка возвращалась из школы на пассажирском автобусе. На остановке "Дом одежды" выяснилось, что ее карта попала в злосчастный "стоп-лист". Водитель повел себя не просто, как хам, а как моральный урод: послал мою дочь матом и выставил на осеннюю улицу. Но она не растерялась и записала госномер автобуса и даже запомнила компанию-перевозчика. Если местные власти пожелают наказать грубияна, что рулил автобусом, я готов предоставить все имеющиеся реквизиты, — сообщил возмущенный отец.
Стоит отметить, что запрет на выставление малолетних "зайцев поневоле" негласно действует на территории Хабаровского края уже третий год, с момента введения цифрового платежа за проезд. Официально детей до 16 лет без сопровождения взрослых нельзя высаживать за неоплату за проезд с начала 2021 года. Об этом в краевой Устав автотранспорта на федеральном уровне внесены соответствующие поправки. Но, видимо, запрет существует лишь на бумаге. На практике дела обстоят зачастую по принципу: о, "стоп-лист" — пошел вон из салона.
Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Виктория Трегубенко считает, что если нынешнее законодательство не отваживает работников общественного транспорта от хамского поведения и высадки детей почем зря, его надо ужесточать, причем серьезно:
— В пятницу в 16:00 я, руководители профильных ведомств при участии представителей хабаровской администрации проведем круглый стол на тему несовершеннолетних безбилетников. Если водителей и кондукторов не страшит административная ответственность будем рассматривать наказание в рамках Уголовного кодекса. Платежи через терминал ввели еще в 2019 году, сколько можно их воспитывать? Отмечу, что все участники последних инцидентов с детьми-пассажирами понесли наказание согласно статьям КоАП РФ, — рассказала правозащитница.
Перевозчики отчасти разделяют позицию Виктории Трегубенко. По мнению исполняющей обязанности директора ассоциации независимого союза пассажирских перевозчиков в Хабаровске Елены Шадуя, проблемы с оплатой проезда не должны лежать только на водителях и кондукторах, прежде всего это забота самих пассажиров.
— "Стоп-лист" это незадача исключительно наших клиентов и, чисто по-человечески, я против высадки пассажиров из-за этого, тем более проблема касается не только детей, но и взрослых. Но надо четко понимать, что услуга перевозки это то же самое, что, например, покупка хлеба: товар получил — деньги заплатил. Нет денег за проезд — будь любезен иметь с собой небольшую сумму наличных денег или приобрести транспортную карту. Они продаются в любом киоске печати и в "стоп-лист" не попадают, — пояснила Елена Шадуя.
С представителем компании-перевозчика, которой принадлежит автобус с грубым водителем связаться не удалось. Указанные на сайтах контакты оказались не актуальны и, как пожаловаться на шоферов-матершинников никто не знает.