23 августа 2021. С 16 августа в эфире ТВ-3 — телевизионная премьера 8-серийного мистического триллера "Охотник за призраками" ("Документалист") Ильи Куликова — автора таких проектов, как "Чернобыль: Зона отчуждения", "АВАНПОСТ" и "Перевал Дятлова". Герои его нового сериала отправляются проверять на себе сверхъестественное в составе документальной команды исследователей во главе с Аристархом Венесом ("Кадетство", "Закон каменных джунглей", "Мастер"). Мы поговорили с Ильёй о его связях с потусторонним.
— Илья, как и в какой момент у вас появилась идея проекта "Охотник за призраками"?
— Очень давно, практически сразу, как я начал делать сериалы — буквально после "Глухаря". Я сам документалист, и мне всегда хотелось сделать сериал про эту извечную тройку — сценарист-режиссёр-оператор, которые, условно говоря, живут вместе несколько месяцев, а то и год. И всё это время они творят, одержимые идеей, погружаясь в тему исследования всё глубже и глубже.
— Почему в вашем случае работа над сериалом затянулась так надолго?
— Такой штучный продукт всегда делать непросто. С учётом написания сценария, кастингов, подготовки съёмок и времени ожидания эфира этому проекту, наверное, около пяти лет, не меньше. Было много трудностей, с самыми большими из которых мы столкнулись во время экспедиции в горы.
— По какому принципу вы отбирали мистические "объекты" для проверки героем — ночное кладбище, магия вуду, работа экстрасенсов и другое?
— Логика сюжета исходит из логики работы над обыкновенным документальным фильмом. Сначала проверяется самое расхожее мнение, потом берутся интервью у основных персонажей. В зависимости от того, что они скажут, появляются новые сюжетные ответвления, исследование героев становится глубже. Единственное, чего нам не хотелось делать — это затрагивать темы, связанные с религией. Все воспринимают их по-разному и, наверное, это темы, на которые особо не стоит разговаривать публично.
— Почему на главную роль вы выбрали именно Аристарха Венеса?
— С Аристархом мы были знакомы ещё по проекту "Закон каменных джунглей". В нём есть нерв ищущего человека — он похож на того, кто хочет всегда добраться до правды, заглянуть куда-то глубже. Он такой человек. Это очень привлекло меня в нём, и это очень соотносилось с его героем.
— В финальной серии ваша съёмочная группа лично отправляется по пути главного героя "проверять" мистические объекты. Как появилась эта оригинальная идея?
— Идея финальной серии с самого начала была одной из основных "фишек" проекта. Мне хотелось, чтобы в конце мы показали реальный документальный фильм. Конечно, можно было снять мокьюментари — фальшивый фильм, якобы сделанный Женей Морозовым. Но мы бы не узнали из него ничего нового, потому что и так уже видели всё это в сериале. Поэтому мы решили, что надо сделать настоящий документальный фильм на эту тему.
— Основная идея проекта в том, что не стоит шутить с потусторонними силами. Думали ли вы о том, что такие съёмки действительно могут быть опасны?
— Наш проект говорит не о том, что не стоит шутить с потусторонними силами, а о том, что не стоит шутить со своим внутренним миром и что его надо знать хорошо. Всё потустороннее, что есть — это всё в тебе. И всё, что ты видишь в этом мире, это на самом деле — отражение тебя. Какой ты — такой и мир. А он может быть очень разным, всё зависит от человека.
— Каковы ваши собственные отношения со сверхъестественным? Верите ли вы сами в призраков и подобное?
— Мои отношения со сверхъестественным такие же, как у героя моего сериала, потому что в чём-то ты, конечно же, списываешь его с себя: ты смотришь, исследуешь, пытаешься разобраться, анализируешь.
— Считаете ли вы себя верующим человеком?
— Культурные люди не обсуждают политику, религию и личную жизнь.