17 сентября 2022. Как известно, один переезд равен двум пожарам. И ладно бы еще, если это переезд из одного района города в другой, а если с одного края страны на противоположный? Это уже — переселение. Территория Дальнего Востока, реки Амур, Хабаровского края — является переселенческой. Сегодня мы расскажем вам лишь о части этого путешествия, а также остановимся на истории села Пермского, именно такое название носил город Комсомольск-на-Амуре до 1932 года.
"Первый гудок" на Амур прозвучал 28 мая 1858 года, когда генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев заключил Айгунский договор с Китаем, после чего получил приставку к фамилии — Амурский, а левый берег Амура от реки Аргунь до устья признавался собственностью России. С быстротой, обусловленной уже наличием наших солдат в этих местах — 12 июня 1858 (все даты по новому стилю) года была основана наша краевая столица — город Хабаровск, а тогда — военный пост Хабаровка. Страна получила задачу — заселять новые земли.
Титульный лист. Фото: Комсомольский-на-Амуре краеведческий музей и библиотека им. Островского
И сегодня мы обратимся к дорожным заметкам и воспоминаниям российского этнографа Сергея Максимова, который в 1860-1861 годах написал книгу "На Восток. Поездка на Амур".
В первую очередь мы узнаем от Максимова, что организацией переселения крестьян занималось Министерство государственного имущества Российской империи. Не трудно вспомнить, чем были крестьяне до отмены в 1861 году крепостного права — имуществом. Переселялись — не помещичьи, а государственные крестьяне.
"Министерство предложило переселить в 1859 году: 300 семей из Вятской губернии, 200 из Пермской, 50 из Тамбовской, и 50 из Воронежской.
Переселение обусловливалось следующими правилами:
"Предписано наблюдать, чтобы семейства были в состоянии перенести трудности пути, не допускать к переселению одиноких, не женатых (если эти не женатые не принадлежат ни к какому семейству), а ровно семейств, обремененных значительным числом малолетних или пожилых".
Охотников на Амур нашлось много во всех тех губерниях, которые назначены были министерством. Однако, губерния Пермская дала только 40 семейств. При этом Пермская палата государственного имущества объявляла, что "приискание желающих идти на Амур крайне затруднительно" несмотря на то, что палата вынуждена была сделать вызов по всей губернии.
Панорама села Пермское. Август 1932 года. Фото: Комсомольский-на-Амуре краеведческий музей и библиотека им. Островского
"Главная причина, — уверяет она, — заключается в неизвестности края, как объясняют крестьяне лично. Из чего можно сделать вывод, что пермяки были, говоря современным языком, самыми "продуманными".
Какие же причины заставляли крестьян покидать нажитые места? Переселение не было принудительным. Заманивали льготами и дивными рассказами об Амурском крае, полном чернозема. Однако Максимов пишет, что главная причина переезда была одна — недостаток земли.
"Причины, заставлявшие крестьян оставить прежние места их жительства, заключались главным образом в недостатке земель годных для хлебопашества, или как выразились в своем прошении землянские крестьяне "крайнее и даже разорительное стеснение в земляных угодьях".
Доходило до того, что крестьяне не имели возможности выплачивать казенных податей, отбывать натуральные повинности, вынуждены были уходить на заработки только для того, чтобы заплатить "налоги", тем самым разоряя свои семейства. При этом Максимов отмечает, что крестьяне не высказывали определенного желания идти именно на Амур, а согласны были на другие, более ближние губернии.
После всего этого возникает интересный вопрос. Вспомним, какие губернии были назначены к переселению? В основном — Вятская, Пермская, Тамбовская, Воронежская. Однако, последние две территории по составу своих почв относятся к чернозему… Что может быть лучше для земледелия? Вывод напрашивается один — крестьянина "разорительно стесняли" плодородными почвами, и, живя на черноземе, он не мог им полноценно пользоваться.
Почтовые лошади села Пермского. 1930-е годы. Фото: Комсомольский-на-Амуре краеведческий музей и библиотека им. Островского
Вернемся к "нашим" крестьянам из Пермской губернии. Хотя основывали село Пермское пермяки наряду с крестьянами других губерний и были даже не в большинстве, именно имя их родины было увековечено в названии села. Следовательно, можно было сделать вывод, что люди это были толковые, мастеровитые, склонные к лидерству. Так и при объявлении переселения они не спешили покинуть родные места. Понимали, что как бы плохо ни было дома, как будет на чужой земле еще не известно. И именно они оказались правы.
Читаем далее. "В начале весны 1859 года переселенцы на Амур вышли со своих мест. Движение их сопровождалось неблагоприятными обстоятельствами. 13 июля 1859 года получено было управляющим министерством госимущества извещение от главного управления Западной Сибири, по которому видно, что переселенцы пришли в Сибирь несчастливо.
Не хватило переселенцам на предстоявшее зимнее время и теплой одежды, которую им дополнительно раздавали уже в Енисейской губернии, из заготовленной для арестантов или приобретенной у торговцев. В этой же губернии по случаю возвысившейся цены на хлеб от неурожаев, оказались недостаточными кормовые деньги в размере 3 ½ копейки в сутки на каждого. Потребовалось выдавать сверх того еще по 2 ½ копейки.
Из запланированных к переселению 600 семей удалось отправить на Амур только 250. В рапорте окружного исправника Новицкого читаем, что в августе 1860 года в военный пост Хабаровка прибыло 244 семьи. Для них уже были подготовлены территории, на каждой из которых вбит столб с номером. Крестьяне тянули жребий, где кому селиться и, спустившись по Амуру, основали следующие селения: Воронежское, Вятское, Сарапульское, Яблонновое, Троицкое Доля, Пермское Мылки, Тамбовское Гирин, Жеребцовское.
Селу Пермскому достался столб № 16 в 352 верстах от Хабаровки. Кстати, в военный пост Хабаровский русские крестьяне пришли годом позже, в 1861 году. Это были те крестьяне, что не смогли обустроиться на назначенных им местах. Кстати, именно закрепление России на Уссури было очень важной стратегической задачей, да и в описании своего путешествия Максимов пишет, что место очень подходяще — "рано или поздно здесь быть городу".
Первое жилье должны были подготовить для переселенцев русские солдаты, присланные на Амур еще в 1858 году. Конечно, что могли они, сделали, но и им самим жилось нелегко. Вот что пишет Максимов: "Избы эти — станки, деревянные дома населены небольшим числом (меньше десятка) линейных солдат, получающих казенное содержание и обязанных смотреть за почтовыми лошадьми, рубить лес для пароходов. За все это солдаты получают 1 ½ фунта хлеба (сухарями), муки, когда повезут, крупы, когда дадут, и вот уже почти полгода не получают ни щепотки соли. Что и рыба гольдская, и дичь лесная без этой приправы?"
Много невеселых вещей пишет Максимов и о самом переселении, то есть о большом и сложном путешествии крестьян на Амур. Писатель сохранил такие их впечатления: "Нахвалили нам Амур этот, одолел соблазн, а когда мы до него доберемся? Год уже идем, а говорят, что еще столько же идти надо. Нам бы уже хоть куда-нибудь придти, никаких сил наших нет…"
Можно предположить и еще одну причину желания покинуть центральные части страны — обрести на берегах Амура свободу. Тем более, что, как мы знаем, чернозема здесь не оказалось. А оказался галечно-гравийный грунт с глинами.
Готовых мест для селения было самое ничтожное количество, большая часть требовала расчистки от вековых сосен и елей. Выбирать же удобные для поселения места самим крестьянам не разрешалось. Некоторые семьи вымаливали себе места между реками Уссури и Зеей, но нет, им назначено выполнять "государеву задачу", в суровых и мрачных низовьях Амура.
Анархист, и заодно и географ, Петр Кропоткин, побывавший в Пермском, в 1863 году, о земледелии на Амуре пишет так: "Пашень! Какое громкое название для клочка земли, который и пахать нельзя, земля разбрасывается лопатой между пней, которых я насчитал на одном участке около двухсот".
Но не хлебом единым стал жить русский крестьянин, осваиваясь на Амуре. Быстрыми темпами развивалось пароходство, пароходы требовали дров. Их заготовка становится для нижнеамурца занятием, приносящим семейный доход. Платили 1 рубль 27 копеек за сажень. К весне каждый двор заготавливал 25–30 сажень. Содержание почтового сообщения перешло от солдат к крестьянам. Софийское окружное управление заключало контракты с пермяками на содержание лошадей в почтовой станции. Так в контракте Василия Руднева сказано, что за содержание станции в одну зиму он заработал 630 рублей.
Быстро поняли пермяки, что Амур богат рыбой. И освоили с помощью дружественных нанайцев рыбалку. Исправник Новицкий в своем рапорте Губернатору пишет: "пород белой речной рыбы в Амуре — осетр, белуга, таймень, налим, сазан, ленок, лещ, карась, щука, сом, стерлядь; красной морской рыбы — горбуша, сима, кета. Замечательная из рыб — белуга, по-туземному, калуга — до 50 пудов весом и 16 аршин длиной".
Но все-таки переселенцы были земледельцами. Первоначальные урожаи обнадеживали крестьян, но радость пермяков была короткой, вскоре большой паводок затопил пашни, и хлеба сгнили на корню. Стали разрабатывать землю на высоких местах, покрытых непроходимым лесом. Но некоторые успехи менялись то засухами, то дождями и паводками, то нашествием вредителей — бурундуков и крыс.
Вот как описан крестьянский быт села Пермского в воспоминаниях его жителей, в соответствии с календарем хозяйственных работ на год, как мужских, так и женских. В марте мужчины начинали готовиться к весеннему севу, а также охотились на дичь, ловили осетра. Женщины готовились к Пасхе, заготавливали амурский лед на лето в погреба.
Сельский актив села Пермского. 1928 год. Фото: Комсомольский-на-Амуре краеведческий музей и библиотека им. Островского
В конце мая мужчины заканчивали пахоту и сев и до сенокоса в июле занимались строительными работами, а женщины сажали огороды и шили одежду. Все лето и в сентябре занимались рыбалкой, кетовой путиной. В октябре мужчины уходили в тайгу за белкой, а в ноябре забивали скот, заготавливали мясо.
С декабря заготавливали дрова, охотились. Далее занимались бондарным промыслом, изготавливали кожаную обувь. В одном доме могло проживать до 30 человек.
В 1888 году в Пермском была построена часовня Илии Пророка и Иоанна Златоуста. В 1909 году, собрав деньги с каждого двора, крестьяне перестроили часовню в большую и красивую церковь. Находилась она в районе современного автовокзала.
Село Пермское. Фото: Комсомольский-на-Амуре краеведческий музей и библиотека им. Островского
Интересен такой факт: знакомая нам речка Силинка имела много названий, например Дульган, Серкуль, а также за чистую и темную воду ее называли — Черная. Возможно, что Силинкой она стала еще при жизни зажиточного крестьянина Марка Федосеевича Силина, построившего на реке мельницу. Земляки говорили, что он отличался мужеством, мастерством и любовью к людям.
Большое внимание пермяки уделяли воспитанию детей в атмосфере уважительного отношения к труду, заботились о привитии необходимых трудовых навыков, следили, чтобы дети имели перед глазами достойный пример. Культ труда сопровождал крестьянина всю его сознательную жизнь.
10 мая 1932 года первая партия строителей нового Амурского судостроительного завода причалила к сельской пристани. Уже была выбрана строительная площадка — местность возле села Пермского у Больших и Малых Силинских озер. Приехавшие строители выкупили у крестьян постройки, в которых разместились учреждения строительства "Дальпромстрой".
Село Пермское. Рисунок 1932 года. Фото: Комсомольский-на-Амуре краеведческий музей и библиотека им. Островского
Часть крестьян устроилась на стройку, часть разъехалась. Но село не было ликвидировано, а совсем наоборот — преобразовано в город, с присвоением имени Комсомольск-на-Амуре. И сегодня потомки настоящих первостроителей живут среди нас — Берсенёвы,Силины, Кузнецовы и многие другие, не давая забыть нам — единую историю людей, живущих на одном месте. Спасибо, Пермское, за Комсомольск.
И в заключении вновь вернемся к Максимову: "В настоящее время, когда опустевшие местности Закавказья и Крыма зовут настоятельно и ждут нетерпеливо новых хозяев из переселенцев России — кредит расхваленного Амура — к сожалению — должен упасть и можем пока остановиться только на одном предположении, что из множества желающих переселения найдется часть и туда, хотя уже конечно и значительно меньшая". Думаю, слова не потеряли актуальность и сегодня.
Редакция благодарит за помощь Комсомольский-на-Амуре краеведческий музей и библиотеку им. Островского.
Антон Ермаков.