20 сентября 2022. 20 сентября 2022 года исполнится 140 лет со дня рождения корабельного инженера Владимира Костенко — автора проекта завода № 199, "имени Ленинского комсомола", ныне "Амурского судостроительного завода". Жизнь и судьба Костенко достойна съемок многосерийного телесериала, тем более что такой опыт уже есть, на примере конструктора ракетно-космических систем Сергея Королёва. Специалисты же ставят инженера Костенко в один ряд и с Королёвым. и с "отцом" советской атомной бомбы Игорем Курчатовым. А также называют автора проекта ведущего градообразующего предприятия "отцом-основателем" Комсомольска-на-Амуре.
Золотая медаль и фамилия в мраморе
Итак, Владимир Полиевктович Костенко — российский и советский инженер-кораблестроитель, участник Цусимского сражения, демократ-революционер, один из организаторов судостроения в СССР, лауреат государственной премии. Родился 20 сентября 1881 года в Полтавской губернии.
Отец, Полиевкт Иванович Костенко, выпускник медицинского факультета Харьковского университета, был образованным и разносторонним человеком, избирался председателем Белгородского общества врачей, удостоин почетного звания Героя Труда. Мать, Мария Иосифовна, была дочерью небогатого валуйского помещика. Училась в дворянском пансионате в Харькове, работала сельской учительницей. Благодаря ее стараниям, дети получили прекрасное домашнее воспитание: они с увлечением занимались музыкой, литературой, изучали иностранные языки.
Мраморная доска на гимназии. Фото: Музей Трудовой Славы ПАО "АСЗ"
Высшее военно-морское инженерное училище окончил с золотой медалью и занесением своей фамилии на мраморную доску почета.
Непотопляемый "Орел"
Сразу после окончания училища назначается корабельным инженером на броненосец "Орел" и совершает морской переход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, направленной на войну с Японией. Участие в этом беспримерном походе, закончившимся Цусимским сражением, вооружило Владимира в самом начале его технической деятельности практическим опытом в вопросах военного кораблестроения и дало толчок для дальнейших исследовательских работ.
"Орел" после боя. Фото: Музей Трудовой Славы ПАО "АСЗ"
Так, будучи учеником морского академика Алексея Крылова, Костенко впервые в мире применил на практике, разработанные своим учителем таблицы непотопляемости. За время перехода он оборудовал на корабле систему креновых труб, которая позволила "Орлу" удержаться на ровном киле до конца Цусимской мясорубки, хотя корабль и напоминал сито, получив 140 прямых попаданий крупными снарядами.
Кстати, Владимир Костенко — один из действующих лиц романа "Цусима" А.С. Новикова-Прибоя (под именем инженера Васильева).
Ведущий инженер "Цицерон"
После Цусимы, Костенко, вместе с другими солдатами и офицерами, попадает в японский плен, а после освобождения возвращается в Россию через Америку и Европу. Проделав анализ причин поражения русского флота, Костенко представил свой доклад высшему военному руководству, но все больше разочаровывался в бездарной государственной бюрократической машине, что и привело его на путь революции — он стал членом партии эсеров, то есть социалистов-революционеров.
Получил подпольный псевдоним "Цицерон" и стал одним из руководителей подготовки восстания на флоте. При этом он получает, и статус одного из ведущих российских военных инженеров и принимает участие в строительстве различных кораблей, в том числе и контролирует строительство судов, заказанных за границей.
Предвидел гибель "Титаника"
В 1909 году он находится в английском Белфасте в качестве руководителя группы слушателей кораблестроительного отделения Военно-морской академии, которую знакомят с деревянными моделями строящихся лайнеров-гигантов — "Титаника" и "Олимпика". После чего Костенко высказывается так: "Одна небольшая пробоина — и они пойдут ко дну".
Ему нетрудно было заметить ошибки в системе непотопляемости судов, которая была существенно упрощена в угоду обитаемости и планировки. Это позволяло пронизать корабль лестницами, не уступающими в роскоши парадной Зимнего Дворца. Но это и отправило "Титаник" на дно после ничтожной пробоины. После трагедии на однотипном "Олимпике" поперечные переборки подняли до водонепроницаемой палубы, и лайнер прослужил до 1935 года.
Приговор и помилование
В 1910 году Костенко арестовывают. У него нашли запрещенную литературу и приговор суров — шесть лет каторги. Но так как Владимир имел боевые награды за участие в Цусиме, приговор должен был утвердить лично царь. О Костенко ходатайствовал морской министр Иван Григорович, после чего Николай Второй подписал помилование со словами: "Нам талантливые люди нужны".
Несостоявшееся покушение
Но даровал ли царь помилование, если бы знал о готовившемся на него покушении, в котором участвовал и талантливый инженер? Дело было так. В 1907 году в Англии строится российский броненосец "Рюрик", наблюдающий за постройкой — Костенко. Стало известно о том, что корабль посетит царь с высочайшим визитом. Костенко известил об этом ЦК партии. На верфь Виккерс в Барроу приезжает Евно Фишеливич Азеф и руководитель боевой организации эсеров Борис Савинков. Они вместе с Костенко ходят по кораблю и ищут место, где мог бы спрятаться террорист. И находят такое место. В итоге покушение не состоялось, хотя террорист и встретился, лицом к лицу с царем, не выстрелив. Считается, что покушение было отменно, так как оно могло сорвать давно задуманное коллективное выступление моряков в России.
Женитьба и избрание мэром
Во время ожидания своей судьбы, находясь в Петропавловской крепости, Владимир венчался со своей первой женой Софьей Волковой. А после освобождения, он был уволен с флота и устроился на должность начальника судостроительной конторы Общества Николаевских заводов и верфей "Наваль". В украинском городе Николаев прошла значительная часть жизни Костенко, здесь он встретил революцию и был избран городским головой — мэром города. В городе в то время, как в целом по стране, царило двоевластие — земств и советов. В Николаеве на выборах в Совет рабочих и военных депутатов победили большевики.
Помня ужас Цусимы
В 1918 году австро-германские войска, нарушив перемирие, начали наступать по всему Восточному фронту. Мощная группировка вторглась на Украину. 13 марта немцы подошли к Николаеву. При приближении войск большевики, не имея достаточной военной силы и лишенные поддержки извне, оставили город.
Немцы приступили к переговорам с властями Николаева о вступлении в город. Костенко, переживший ужас Цусимы, прекрасно понимал, к чему может привести столкновение гражданского населения с вооруженными регулярными войсками. Вместе с городской Думой он принял решение и договорился с немецким командованием об их мирном вступлении и невмешательстве в городскую жизнь.
Но в подполье осталась часть большевиков. Они подняли против оккупантов Рабочую Слободку. Немцы подавили восстание самым жесточайшим образом. Погибло свыше 2000 горожан, многие из которых не имели никакого отношения к восстанию. Через полгода, после революции в Германии и ее поражения в первой мировой войне, немецкие войска сами покинули Украину.
Смерть жены и расстрел
В 1920 году Костенко переживает личную трагедию — от чахотки умирает жена Софья. Он остается один, с тремя малолетними детьми. Через два года Костенко женился на актрисе немого кино Ксении Меранвиль де сент-Клер. В 1942 году она умрет от истощения в блокадном Ленинграде. Но в 1922 году они переезжают в тогдашнюю столицу Украину Харьков, где Костенко возглавляет Управление промышленности УССР. В 1924 году семья переезжает в Ленинград, а Владимир становится членом правления по технической части предприятия "Судотрест".
Приговор. Фото: Музей Трудовой Славы ПАО "АСЗ"
В 1928 году он подвергается советским репрессиям. Его арестовывают по сфабрикованному делу "Судотреста", обвиняя во вредительстве, заключавшемся в перерасходе сметной стоимости транспортных судов, и приговаривают ни больше ни меньше — к расстрелу.
Налево или направо…
Обратимся к воспоминаниям дочери Натальи Владимировны: "Впоследствии папа рассказывал: "Обычно приговор приводят в действие на рассвете. На девятый день после объявления приговора в 5 часов утра загремел замок моей одиночной камеры и мне приказали: "Собирайтесь". Вели меня по длинному тюремному коридору. Я знал, что если в конце поведут налево — расстрел, направо — возможны какие-либо изменения судьбы. У несправедливо осужденного теплится надежда на чудо — высшую Божественную помощь". Папу повели направо и зачитали новый приговор: "Ссылка на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения".
Освобождение и назначение
На Соловках он провел четыре месяца. После его перевели в Особое конструкторское бюро ОГПУ в Харькове, а через год — в такое же ОКБ в Ленинграде. На работу возили под конвоем. В 1931 году постановлением коллегии ОГПУ Костенко освобожден и назначен главным инженером предприятия "Проектверфь". Так он возглавил проектирование крупнейших судостроительных заводов в будущем Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске.
Завод надо спрятать
В 1930 году правительство РСФСР приняло постановление о промышленном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года — решение о сооружении в регионе судостроительного завода. Оставалось только определиться с местом строительства. Первым решением было реконструировать "Дальзавод" во Владивостоке, но после стало понятно, что это опасно с геополитической точки зрения. Принимается второе решение — район Хабаровска, у села Нижне-Воронежского. Третье правительственное решение — не ближе 400 километров от Хабаровска, обязательно на левом берегу.
Причина такой удаленности от существующей инфраструктуры — в милитаристской Японской империи, уже захватившей Манчжурию. Поэтому-то и приходилось завод буквально прятать. Под определение "400 км от Хабаровска, на левом берегу" неплохо подходило — селение Пермское.
Беспрецедентная идея
30 марта 1932 года самолет сел на лед против села Пермского. И вот тогда, при разработке генерального плана, в период выбора площадки Костенко впервые пришла в голову идея отказаться от классических наклонных стапельных устройств (как строили со времен Колумба и Петра Первого) и пойти по пути сооружения сухих утепленных доков, находящихся выше горизонта акватории реки, перекрытых эллингами, в которых строить почти полностью готовые суда на горизонтальных стапелях. Идея была беспрецедентна для всей мировой практики кораблестроения.
9 апреля 1932 года комиссия во главе с первым заместителем наркома по военным и морским делам СССР Яном Гамарником подписала протокол, согласно которому площадка села Пермского у Малого и Большого Силинских озер наиболее отвечает назначению — строительству судостроительного завода. Площадку выбрал лично Костенко. Одно из озер превращалось проектом во внутренний бассейн завода.
Душа всего дела
Создавая проект Костенко, учитывал колоссальные паводки такой могучей реки, как Амур. Из-за них-то и было невозможно построить завод по классической технологии. Длина обычных наклонных стапелей должна была достигать полукилометра и не гарантировала безопасного спуска.
Завод в Комсомольске-на-Амуре, 1940-е годы. Фото: Музей Трудовой Славы ПАО "АСЗ"
Костенко часто бывал на строительной площадке, и его называли "душой всего дела". К своим 50 годам Владимир Полиевктович имел за плечами опыт работы, которым, наверное, не мог бы похвастаться ни один кораблестроитель в мире, и огромный опыт общения с людьми: он умел находить общий язык с рабочим и адмиралом, с рядовым конструктором и руководителем промышленности. Его проект завода на Амуре определил практику проектирования и строительства судостроительных предприятий Японии, Западной Европы и США на 30 лет вперед.
Меня посадили в клетку
После создания завода в Комсомольске Костенко усовершенствовал принципы его проектирования и создал завод в Северодвинске (тогда Молотовске) — крупнейшее машиностроительное предприятие "Севмаш". При этом инженера опять арестовали, за "очередное вредительство" — выбор строительной площадки на болотистом месте. Однако, Костенко настаивал, что стратегически выбор абсолютно верен. Так и вышло. И в годы войны Молотовский порт, образовавшийся при заводе, стал единственным способным принимать грузы по "ленд-лизу" круглогодично.
Тем не менее, во время ареста Владимиру Полиевктовичу пришлось пережить пытки… "Меня посадили в клетку, такую, что нельзя было повернуть ни тело, ни голову. Поставили в ней на холод в одной рубашке и еще капали на темя холодную воду. Опасаясь переохлаждения сосудов головного мозга, я занялся дифференциальным исчислением, пока не потерял сознание…", — вспоминал инженер.
Импозантное детище
Освобождали его также внезапно, как и сажали. Когда правительству понадобились данные о дальневосточных заводах, он был срочно освобожден и отправлен в командировку на Дальний Восток. После второго заключения Костенко пишет сыну Михаилу:
Костенко В.П. 1942 после выхода из златоустовской тюрьмы. Фото: Музей Трудовой Славы ПАО "АСЗ"
"Я страшно изголодался, мой вес дошел до 50 кг, вместо 74 кг. У меня развилась цинга, распухли ноги, я перенес голодную сыпь, дизентерию, фурункулез, но силы у меня еще остались, хотя я и представляю скелет, обтянутый кожей. Меня все встречают с радостью и заявляют, что никто не верил в мою виновность".
С Дальнего Востока в 1942 году пишет дочери Наталье: "Во Владивостоке буду читать морякам лекцию о Цусиме. В Комсомольске осмотрел свое детище — завод. Он выглядит импозантно".
Владимир Полиевктович Костенко. Фото: Музей Трудовой Славы ПАО "АСЗ"
1 октября 1953 года в связи с преклонным возрастом Владимир Полиевктович перешел на работу по сокращенному графику на должность главного технолога по судостроению в государственном проектном институте, которую исполнял до последних дней жизни.
14 января 1956 года Владимир Полиевктович Костенко скончался в Ленинграде и был похоронен на Серафимовском кладбище.
Материал подготовлен при содействии музея Трудовой Славы ПАО "АСЗ".
Антон Ермаков.
Смотрите полную версию на сайте >>>