Дожди смывают дорожный бюджет Хабаровска: сможет ли ливневая канализация это остановить?

Что делать, чтобы избежать затоплений, и кто отвечает за ливневые стоки Хабаровска, обсудили эксперты Делового клуба AmurMedia
Дожди смывают дорожный бюджет Хабаровска: сможет ли ливневая канализация это остановить?
Фото: ИА AmurMedia

13 августа 2021. Начало августа в Хабаровске выдалось не просто дождливым — прошли сильные ливни. И давняя проблема — плохо работающие ливневки — снова дала о себе знать. Так, практически ушли под воду улицы Павла Морозова и Ворошилова. В результате возросла нагрузка на другие магистрали, и пробок в городе стало больше. При этом одни утверждают, что причина — в том, что стоки не чистят, другие считают, что даже полностью очищенные ливневки с такими объемами воды не справятся, третьи же и вовсе винят рельеф. Что делать, чтобы избежать затоплений, и кто отвечает за ливневые стоки Хабаровска, обсудили эксперты на онлайн-конференции "Не с Амура, так с небес: почему хабаровские ливневки не могут справиться даже с сильным дождем?" в "Деловом клубе" AmurMedia.

Недавние ливни привели город к дорожному коллапсу: на некоторых улицах уровень воды достигал подножек кроссоверов, на других закономерно образовались многокилометровые пробки. Подобная ситуация повторяется из года в год, и о ней уже много раз было сказано. В 2020 планировалось выделить 200 млн рублей на проектировку и строительство новой линии ливневок. Однако визуально изменений нет. Что уже было сделано, а что только предстоит реализовать?

— Дороги ремонтируются на средства из федерального бюджета, которые выделяют по программе национального проекта "Безопасные и качественные дороги". Часть работ сделана качественно, а часть — так, что уже весной появляются разливы воды, подмывы асфальта, и дорожное полотно снова портится и становится небезопасным, — объяснила исполнительный директор ассоциации "Независимый союз пассажирских перевозчиков г. Хабаровска" Елена Шадуя.


Елена Шадуя. Фото: ИА AmurMedia

— Как из этой ситуации выходят другие регионы? Они используют программу БКД как возможность привести в порядок ливневую канализацию и прилежащие территории. Так как БКД подразумевает финансирование только ремонта дорожного полотна, параллельно разрабатываются муниципальные и краевые программы. Таким образом, одновреенно на деньги двух бюджетов проводится качественный комплексный ремонт участка дороги: федеральные деньги идут на обновление дорожного полотна, а муниципальные и краевые — на строительство ливневки и благоустройство прилегающих территорий.

В результате не получается ситуаций, когда сначала нашли деньги на асфальт, а пока искали на ливневку, его уже размыло.

— Есть и еще одна проблема, связанная с постоянными разливами. Когда случаются сильные разливы, диспетчеры перенаправляют автобусы с Пионерской на Краснореченскую. В результате люди, которые живут в затопленном пространстве не могут уехать общественным транспортом, потому что у транспорта просто нет к ним доступа. И это периодически происходит, в последнее время все чаще. Та же проблема и на Флегонтова. То есть проблема ливневок очень важна и касается многих людей, — подчеркивает Елена Шадуя.

Мы все платим налоги и хотим видеть грамотное их использование. И если асфальт положили и не обеспечили его нормальной системой, такая дорога прослужит недолго. И наши деньги снова пойдут на ремонт этого же участка дороги, хотя при ином подходе могли бы уже сделать следующий.

В качестве примера качественного использования федеральных денег эксперт привела соседний региона. Как отметила общественник, в Амурской области краевые и муниципальные власти действуют слаженно и синхронно. Их девиз — "Мы не ремонтируем дорогу, мы ремонтируем улицу". Ремонт идет комплексно во всем квартале: дороги, тротуары, пешеходные переходы, парковки, удобства для людей с ограниченными возможностями. Одного только муниципального бюджета не хватило бы на такой объем работы, и работа идет с привлечением областного бюджета. Некоторые таким подходом недовольны: все-таки разом раскапывают целую улицу. Но, как только ремонт заканчивается, на первый план выходят плюсы: минимум 5 лет беспроблемного использования.

— Мы обратили внимание на их опыт во многом благодаря Сергею Брагину, — поделилась Елена Шадуя. — Он как раз участвовал в контрольном заезде с проверкой качества использования бюджетных денег. Мы находились тогда в поисках правильного подхода к решению возникающих проблем. Краевая общественная палата собирает конкретные, точечные жалобы. Мы в городской палате предлагаем подходить системно, комплексно, ведь если подходить к каждой жалобе точечно, не хватит времени. И в ходе обсуждений Сергей Брагин отметил, что стоит обратить внимание на опыт Амурской области. Впоследствии, представители региона рассказали, что они не пионеры в таком подходе, и есть и другие субъекты с подобной тактикой, и с радостью поделились с нами наработками.

— Если это работает в соседнем регионе с похожими климатическими условиями, значит, по логике, это легко можно реализовать и у нас, — отметил модератор онлайн-конференции, главный редактор ИА AmurMedia Евгений Никитенко. — Как я понимаю, главное, чтобы на это была политическая или общественная... Почему же ширина дорожного полотна из года в год сокращается на время ливня? И как вообще получается, что часть дорог строится без ливневок? Ведь есть нормативная документация, в которой прописаны все нормы.


Евгений Никитенко. Фото: ИА AmurMedia

— Вопрос ливневок касается безопасности движения, в том числе пассажирского. Ведь, если даже автобус через все эти лужи доедет до автобусной остановки, люди не смогут выйти: везде вода, — констатировал координатор проекта ОНФ "Убитые дороги" в Хабаровском крае Сергей Брагин. — При этом еще давно, когда приезжала проверка из Москвы, дорога в районе Советской, которую они смотрели, была сделана по всем правилам. И у меня возник вопрос — почему ту улицу можно было так сделать, а в других частях города — нельзя? В других частях города ни лотков, ни бордюров...


Сергей Брагин. Фото: ИА AmurMedia

Сергей Брагин и Елена Шадуя сходятся во мнении: асфальт без ливневки — деньги на ветер. Особенно критична для дороги застаивающаяся ближе к зимев грунте вода: замерзая, она расширяется, деформирует и разрушает дорожное полотно.

Ключом к решению проблемы Сергей Брагин видит ее всестороннее освещение в СМИ, а также обращения в прокуратуру.

— У нас уже есть положительный опыт работы с ними по поводу дорожников, — рассказал Сергей Брагин. — Дорожники хором убеждали нас, что сделали все правильно, а прокуратура взяла пробы асфальта и выяснила, что это не качественный асфальт, как говорили дорожники, а непонятная субстанция черного цвета.

Также, считает Елена Шадуя, важно, чтобы техническое задание было составлено правильно. Разрабатывает его управление дорог и внешнего благоустройства, и именно по нему и спрашивают с исполнителя. Соответственно, если в ТЗ нет заложенных в бюджет ливневок, лотков и бордюров, их и не будет на готовом участке. При этом, если все это было в техническом задании, но компания-исполнитель не сделает, то работу можно будет вернуть на переделку как некачественную. Если же окажется, что в техническом задании всех этих сооружений не было, это не гарантийный случай.

Еще одно важное обстоятельство — сложный рельеф. Дороги, дома и дворы, расположенные в низинах, десятилетиями заливаются во время дождей. Можно ли этого избежать, работая над ливневками?

— В градостроительном кодексе есть правила выполнения проектной документации, согласования, прохождения экспертизы и так далее, — рассказал архитектор, руководитель проектной организации Дмитрий Фомин. — И мы как проектировщики должны заботиться о безопасности — противопожарной, экологической, а в плане дорог — и безопасности дорожного движения городского транспорта. У нас муссонный климат, постоянные паводки, глинистые почвы, которые не впитывают воды, в отличие от западных регионов. И, если ливневые канализации не работают, вода стоит на уровне 15-20 см над грунтом.


Дмитрий Фомин. Фото: ИА AmurMedia

В 80-е годы я был свидетелем того, как по Амурскому бульвару неслись такие потоки воды, что переворачивали скамейки. Чтобы предотвратить подобные ситуации, были уложены трубы большого диаметра. Однако на данный момент они забиты песком и разным мусором.

— Ливневые канализации должны строиться профессионалами. И в дальнейшем нужно постоянно контролировать эксплуатацию и состояние не только труб, но и насосных станций, и колодцев, и так далее, — отмечает эксперт.

То, что вода из ливневок стекает в Амур, нарушает экологические нормы, считает Дмитрий Фомин. Сточные воды должны сначала поступать в очистные сооружения, и только потом, после очистки, попадать в Амур, ведь дождь смывает с улиц мусор, бензин и масло от автомобилей и прочие загрязнения, которые не должны попадать в реку. В новых проектах это учитывается и закладывается. Дальше же, по мнению эксперта, наступает ответственность управления благоустройством дорог: у них есть вся информация, как обустраивать сток воды с дорог, а также технические условия и договор на подключение к магистральной ливневой канализации.

— За все годы я не помню в Хабаровске ни одного по-настоящему крупного заседания, посвященного проблеме ливневых канализаций, — посетовал Дмитрий Фомин. — На первом месте всегда стояли другие вопросы — теплоснабжение, электроснабжение, транспортная схема города и так далее. А это же тоже очень важная проблема. В сентябре у нас начинается сезон муссонных дождей, они заливают подвалы домов — воде деваться просто некуда. Приезжают машины, откачивают. Но сырость-то осталась, а это грибок на стенах, плесень и так далее. Страдают нижние жилые этажи. В Хабаровске обязательно должна быть качественная магистральная сеть ливневой канализации. Стоять очистные сооружения и насосные станции, которые перекачивали бы лишнюю воду из точки А в точку Б, чтобы она не застаивалась в отдельных частях рельефа. Да, это многомилионные затраты. Хотя бы по частям, поэтапно, но это создать можно и нужно.

— Я тоже не помню ни одного более-менее значимого собрания по этому вопросу, — подтвердил Евгений Никитенко. — Может быть, для того, чтобы создать стратегию решения данной проблемы, нужно объединиться СМИ, общественникам, профильным ведомствам и проектным организациям и прийти к какому-то общему решению? И затем показать властям, что общество заинтересовано, чтобы они увидели важность оглядки на экспертное сообщество и учета их мнения при строительстве дорог и ливневых канализаций?

По словам Елены Шадуи, большие проекты, в которых учитывается все, — большая редкость. Из положительных примеров можно привести только улицы Тихоокеанская и Шелеста. Основная причина такой ситуации — отсутствие денег на крупные многомиллионные проекты. С одной стороны, нельзя делать без проекта и кого-то винить, с другой — нужно делить крупные проекты с упором на качество на посильные части, не тратясь на некачественный ремонт.

— Сегодня мы радуемся, что благодаря БКД у нас появился новый ровный асфальт, а завтра будем возмущаться в сто раз сильнее, что он разрушился, — подытожил Сергей Брагин. 

Наша задача — привлекать внимание общественности, доносить его через СМИ, освещать результаты, чтобы служба заказчиков, дорожники, ответственные лица чувствовали ответственность за то, что они делают. Взяли улицу — качественно и комплексно сделали. Больше максимально долго к ней не возвращаемся, а делаем дальше. Только так город и край будут выглядеть отлично.

Смотрите полную версию на сайте >>>