9 июля 2021. Работа сети магазинов "Ветеран" давно вызывает вопросы хабаровчан. Проект, изначально созданный для удовлетворения запроса ветеранов войны и труда, а также малообеспеченных категорий граждан в продуктах с низкими ценами и, что важно, высоким качеством, сегодня свои функции выполнять уже не может. Компания-собственник помещений "ЦИТ" и сами предприниматели, работающие под вывеской "Ветерана", признают: формат себя изжил. Какие трансформации ждут один из самых известных брендов краевой столицы, и почему вообще они необходимы, выяснял корр. ИА AmurMedia.
Попытки переформатировать сеть предпринимаются на протяжении уже нескольких лет. Ввод точечных мер, корректирующих развитие магазинов, ожидаемых результатов, судя по всему, не принес.
"Корень зла" кроется в банальном противоречии фактического положения дел с тем, что закреплено де-юре. Согласно учредительным документам сети, основная цель "Ветерана" — предоставление доступных продуктов тем, кто в них нуждается. Сегодня та самая "доступность" вызывает большие вопросы.
Дело в том, что согласно договорам аренды, заключенным с предпринимателями, торговая надбавка на социально-значимые продукты не может превышать 5%. На практике наценка достигала 20%, а иногда и 40%.
— Мы провели свой анализ на предмет соблюдения надбавки на социально-значимые товары, — отмечает управляющая сети магазинов "Ветеран" Татьяна Вертинская. — Некоторые предприниматели ее действительно соблюдали. Но таких — единицы. Остальные ставят накрутку вплоть до 40%. Но по договору аренды, который заключался с каждым предпринимателем, они должны были придерживаться фиксированной наценки. Мы сделали сводную сравнительную таблицу по всем магазинам: запросили все цены на социально-значимые товары, посетили каждую точку сети. Многие предприниматели говорят открыто, что уровень надбавки они не сохраняют. Получается, сами предприниматели подтверждают, что проект, который изначально создавался социально-направленным, уже таковым не является.
Ситуацию усугубляет и состояние помещений, в которых качественную услугу предоставлять уже попросту невозможно. Один из самых ярких, скорее живописных примеров — магазин на улице Шелеста.
— Я выезжала на все объекты, но магазин Шелеста находится в самом ужасном состоянии. Здесь элементарно не проводился санитарный день, хотя магазин на это время закрывался. Соответственно, сами предприниматели не желали поддерживать помещение в нормальном состоянии. А теперь городу опять нужно вложить туда как минимум три миллиона, восстановить объект, чтобы спустя несколько лет все вернулось к тому же? Не скажу, что все магазины в таком же плачевном санитарном состоянии, но практически во всех магазинах необходимо провести капитальный ремонт, а, значит, вложить миллионы в восстановление всех объектов, — объясняет Татьяна Вертинская.
В магазине на Шелеста, площадью в 317 квадратных метров помещение арендовывали лишь трое предпринимателей. При этом вплоть до момента расторжения договоров обслуживать приходилось весь полупустующий магазин. Подобная картина — для сети не исключение. Тогда и о рентабельности, средствах на капремонт и прочие работы говорить не приходится: "Ветеран" в Хабаровске с переменным успехом балансирует на пороге рентабельности.
В то же время, сеть магазинов "Ветеран" стала для краевой столицы по-настоящему узнаваемым брендом. Правда, теперь он вызывает скорее ностальгические чувства.
— Наша первая задача — обеспечить пенсионеров и нуждающихся хабаровчан продуктами по доступным ценам. Сделать так, чтобы в этот магазин вернулись люди. Если он не выдержал сложившейся конкуренции, мы будем его изменять, — заявила Татьяна Вертинская.
Своеобразным пилотным проектом по масштабной трансформации сети станет переформатирование магазина "Ветеран" на Шелеста. Сюда зайдет дискаунтер "Близкий", на который лягут обязательства по проведению капитального и косметического ремонта. При этом особым условием аренды этого помещения станет социально-ориентированная политика при формировании цен — продукты первой необходимости должны быть доступными. При этом имя "Ветеран" магазин сохранит.
Вполне вероятно, что подобная участь ожидает всю сеть. Пока остальные пять точек работают в прежнем формате, однако вопрос кардинальной трансформации уже прорабатывается.
— Варианты дальнейшего развития сети сейчас в разработке, — заявили в ЦИТе. — Вполне возможно, что работа пройдет по следующей схеме: мы сформируем заявки от торговых сетей, которые готовы зайти в магазины, или от предполагаемых арендаторов. После этого проведем оценку площадей, определим цену аренды и на конкурсной основе выберем торговую сеть, которая сможет в соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед "Ветераном", сделать магазины наиболее привлекательными. Естественно, предприниматели, занимающие площади магазина, будут уведомлены заранее о расторжении договора.
При этом, отмечает Татьяна Вертинская, в уязвимом положении не должны остаться те, кто работал в "Ветеране" годами, а то и десятками лет. Так, предпринимателям, занимающим помещения сегодня, в случае расторжения договоров, предоставят варианты аренды других помещений.
— Мы понимаем, что все магазины сети — это и люди, которые работают в них, и оборудование, которое необходимо транспортировать, и продукты питания, которые нужно сбыть, — отмечает управляющая сетью. — Поэтому мы готовы отойти от определенных договором сроков, в которые арендаторы должны освободить помещение, а именно 15 дней, и дать людям больше времени на поиск торговой площади. Кроме того, как субъектам малого и среднего предпринимательства мы можем предложить аренду других помещений меньшей площади, которых у ЦИТа достаточно.