Деловой клуб AmurMedia: Школа и семья – партнеры в воспитании подрастающего поколения

Участники видеоразговора искали ответ на вечный вопрос Кто должен воспитывать детей?
Школьные принадлежности
Фото: https://pixabay.com

9 марта 2021. Разговор на семейно-педагогическую тему о роли семьи и школы в воспитании в Деловом клубе AmurMedia включил в себя сразу несколько аспектов. Речь шла и о семейных ценностях, и о влиянии на детей социальных сетей, и о работе психологических институтов, и занятости ребенка во внеучебное время. Тем не менее, приглашенные эксперты, педагоги, родители и общественники на очередной видеоконференции "После уроков: кто главный в воспитательном процессе — семья или школа?" пришли к единому мнению, что успешный воспитательный процесс возможен лишь при партнерских отношениях родителей и педагогов.

— Говорить, что воспитания должно быть больше в школе или в семье — неправильно. Семья — это основа, которая дает детям все необходимое: любовь, понимание, уважение. А в школе, помимо того, чтобы давать знания, должны привлекать вне учебного процесса, чтобы дети привыкали, что общение может быть не только онлайн в компьютере или телефоне. Я за консолидацию, — решительно заявил в начале онлайн-мероприятия заместитель председателя "Совета отцов" при администрации города Хабаровска Андрей Никонов.

Что касается семейного воспитания, то многие семьи коренных народов живут по национальным традициям, и это довольно закрытые семьи. Как согласуются роли семьи и школы в таких семьях рассказал общественный деятель, руководитель объединения коренных малочисленных народов Приамурья Леонид Сунгоркин.

— Малые народы также подвержены влиянию современных технологий. И нам нужно уже начинать думать, как сохранять национальные традиции с учетом современных технологий. То, что рассказывают мама, бабушки-дедушки — это одно. А ребенок увидит на улице или в интернете абсолютно другое. И оттуда они получают больше информации. Здесь не телефон и не интернет наш враг, а бездуховность, безразличие нашего общества и тех родителей, которые перекладывают свою ответственность на плечи других. От позиции "я отдам своего ребенка в школу, чтобы его воспитали", нужно уходить. Но при этом нужно больше центров дополнительного воспитания, образования, в том числе с национальными особенностями, чтобы дети получали информацию оттуда. Чтобы туда могли ходить не только дети из национальных поселений, но и любые дети, которые изучают природоведение, этнографию и так далее, чтобы они к нам приезжали, — высказался общественник.

Тему расширения системы дополнительного образования продолжил член Общественной палаты Хабаровского края, директор Центра военно-патриотического воспитания "Взлет" Олег Безгодов. По его мнению, как только дети переступают порог какого-либо учреждения допобразования, они на 100% попадают под влияние педагогов. Но как только они попадают на улицу, они воспитываются улицей.

— В какой воспитательной среде находится здесь и сейчас ребенок, те и становятся главными. Но никто не отменял общественный контроль. Никто не запрещает вам сделать ребенку замечание, если он ведет себя не так: курит, нецензурно выражается, пинает мусорку и так далее. Вежливый, корректный, но общественный контроль нужен. Есть английская пословица "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя". Потому что как мы ведем себя в семье, так дети в большинстве случаев ведут себя с другими, — отметил Олег Безгодов.

Вопрос использования мобильных телефонов в стенах школы — еще один вопрос, по которому ни родители, ни учителя уже долго не могут прийти к консенсусу. Одни считают, что их нужно забирать, другие не видят в мобильных устройствах ничего страшного. Директор МАОУ гимназии № 6 г. Хабаровска Наталья Скалозуб считает, что всё зависит от целей, с которыми ребенок берет в школу телефон.

— Если телефон на уроке используется не для игры или как средство связи, а для обучения, например, специальные программы, то почему нет? Но играть, сидеть в социальных сетях на уроке — нельзя. Мы должны учить детей жить в информационном мире, грамотно выстраивать процесс взаимодействия. Ребенок должен попадать в информационное поле уже подготовленным, со знаниями о том, как можно себя там вести, а как не нужно, — уверена педагог.

Что касается пилотного проекта должности советника директора школы по воспитательной работе, то Хабаровский край не вошел в число регионов пилотного запуска проекта. Поэтому пока необходимость этой должности остается предметом дискуссий.

— Что касается обязанностей советника, то многие представляют себе, что это человек, который будет контролировать аккаунты учеников в соцсетях.  Однако это невозможно, да и не нужно: школа должна проводить образовательную работу. Мы должны учить школьников пользоваться социальными сетями. То, что творилось в последнее время — страшные вещи, на самом деле. Благодаря слаженной работе коллектива мы быстро отреагировали в нашем учебном заведении.

Институт психологии помогает школам наладить контакт с родителями и учениками в воспитательном процессе. Однако зачастую родители просто делегируют на психологов свои обязанности по решению проблем с детьми.

— С детьми мы всегда работаем вместе с родителями. Однако в работе с подростками родители зачастую не участвуют, а то и против. Но подростков с 15 лет мы принимаем без согласия родителей. Причем проблемы подростков чаще всего происходят из детско-родительских отношений, а не конфликта между семьей и школой, хотя такое тоже бывает. Хотя хороший контакт с родителями очень важен. Ведь если ребенок может без опасений рассказать родителям о любой своей проблеме, меньше опасность, что он попадет под влияние различных деструктивных интернет-ресурсов типа "групп смерти". — рассказывает психолог Екатерина Карпенко. — Важно не количество общения, а качество. Дефицит общения с родителями невозможно восполнить на стороне. Учителя, сверстники, руководители кружков — это просто совершенно другое общение. Но и слишком много общения родителей с детьми — не всегда хорошо. Зачастую это выливается в гиперопеку или попытки следить за общением ребенка в соцсетях. Это также не является качественным общением.

Между тем, в ходе видеоконференции прозвучало мнение и о том, что молодежь должна и может самоорганизовываться в общественные организации, и этот процесс несомененно является составляющей частью воспитательного процесса. О работе Общественной молодежной палате при Хабаровской городской думе рассказал ее руководитель Сергей Грицик.

— Мы действуем по следующим направлениям: организация культурно-массовых мероприятий, спортивные мероприятия, просветительская деятельность, образовательные проекты, в том числе для того, чтобы объяснять молодежи, что происходит в обществе, чтобы не попасть под влияние различных деструктивных сил. Плюс мы выступаем с нормотворческой деятельностью, различными инициативами, участвуем в подготовке актов на территории города. Например, выступали с предложениями дополнений в закон, касающийся трудоустройства молодежи на территории края, участвовали в обсуждении изменений в федеральный закон о молодежной политике. Ребята обращаются в молодежную палату при Государственной думе с инициативами о строительстве тех или иных инфраструктурных объектов на территории города. Например, вместе с администрацией города наши ребята ремонтировали мостики, поднимали вопрос о расширении остановок общественного транспорта, — сказал молодежный лидер.

По итогам прозвучавших мнений участники разговора пришли к выводу, что подрастающему поколения сейчас как никогда ранее важно показывать реальную жизнь, а начинать воспитание, в том числе и патриотическое, нужно еще до того, как ребенок попадет в школу.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость