2 ноября 2020. В результате прошедших дождей, высокого уровня грунтовых вод и разлива рек на территории Хабаровского края под влияние водной стихии попали около 35 населенных пунктов. Пострадали более полусотни домов, две тысячи дворов оказались под водой, десятки дорог затоплены. Как компенсировать убытки от неподконтрольных человеку обстоятельств и чем подстраховаться на будущие неизменные паводки, разбирались эксперты в эфире видеоконференции "Чрезвычайные обстоятельства: жизнь до них и после", организованной Деловым клубом AmurMedia.
Очевидно, мы не можем противостоять стихии, обуздать реку, но бороться с последствиями нам по силам, справедливо заметил в начале дискуссии ее ведущий, главный редактор агентства Евгений Никитенко. Накануне, во время своего посещения Хабаровского края, полпред президента по ДФО Юрий Трутнев говорил, что может быть организовано возмещение нанесённого ущерба пострадавшим, в случае объявления режима ЧС, из регионального или федерального бюджета. На что имеют право заложники стихии, компетентно ответили ответственные госслужащие.
Заместитель председателя комитета по гражданской защите правительства Хабаровского края Евгений Кузьмин рассказал, что территория в целом имеет высокий риск подверженности стихийным бедствиям по воле природы. Что касается паводков, то в последнее время самыми значимыми стали 2013, прошлый и нынешний годы. Впрочем, материальный ущерб (речь в первую очередь о пострадавшем жилье) в этом году меньше — потому что то, что должно было утонуть, максимально сделало это годом ранее.
— Наш прогноз в этом году — около одного миллиарда рублей ущерба. Сейчас трудно назвать конкретную цифру, это станет известно после того, как вода сойдёт. Есть критически опасные явления в Комсомольске-на-Амуре, Богородском. Поэтому будем ждать, когда вода сойдёт, отработают комиссии, и тогда мы будем говорить о конкретной цифре, — рассказал Евгений Кузьмин.
Для тех, кто потерял единственное жилье из-за наводнения, в Хабаровском крае действует ряд срочных мер. В каждом муниципалитете есть маневренный фонд, который предоставляется в таких случаях, хоть и временно.
— Стоит отметить, что основной объем этого ущерба составляет и приходится именно на жилье, на предоставление социальных выплат по жилью. Хочу обратить внимание, что государство не компенсирует все затраты вследствие какого-то несчастного случая или форс-мажора. Государство оказывает помощь на приобретение предметов первой необходимости, на восстановление жилья, причем, независимо от того, застраховано имущество гражданина или нет, но не выплачивает компенсацию.
Но сезонное наводнение — далеко не самое опасное для жилья явление в Хабаровском крае. Гораздо активнее разрушают человеческое спокойствие и имущество пожары. Начальник отдела пожарной безопасности комитета по гражданской защите правительства Хабаровского края Александр Влазнев заметил, что в этом году наблюдается снижение по количеству пожаров на 30%.
— По данным управления МЧС возникло 6700 пожаров, в прошлом году на этот же период их было 9780. В том числе в жилом секторе — 1042, в прошлом году — 2137. У нас ежегодно наблюдается спад около 3-10%. Причины разные. Это и метеоусловия. Год был дождливым, поэтому не было такого количества именно природных пожаров. В засушливую погоду они увеличиваются, — рассказал Александр Влазнев.
Не так давно на федеральном уровне была принята программа по страхованию жилья. Стартовала она в 10 регионах, а в Хабаровском крае так и не началась. Что осуществляет эта программа при страховании имущества, и почему у нас в этом отношении тишина, объяснил заместитель министра экономического развития Хабаровского края Дмитрий Пугачев.
— Федеральный закон был принят в августе 2018 года. Предполагались государственные гарантии при гибели жилья в ЧС природного и техногенного характера и страхование рисков для регионов. В эту программу предполагалось внести страхование жилья в результате ЧС. Кроме того, субъект мог включать в программу и иные риски. Но в ходе разработки документа столкнулись с большим, концептуально непреодолимым вопросом, который заключается в достижении принципа добровольности для максимально большого количества жителей края, — пояснил Дмитрий Пугачев. — И я хочу обратиться к гражданам и, пожалуй, попросить содействия у средств массовой информации. Всем нам необходимо как можно более широко изучать и применять на практике все инструменты финансового планирования с точки зрения обеспечения своей финансовой уверенности в завтрашнем дне. К СМИ же большая просьба как можно чаще обращаться к теме страхования имущества — проводить круглые столы, выпускать материалы, чтобы граждане знали и понимали, какие инструменты страхования существуют, как они работают и как их правильно применить.
Выяснилось, что большинство жителей надеются, что ни лесные пожары, ни прибрежные паводки их жилья не достигнут, а потому идти куда-то страховаться от этих невозможных опасностей, да еще и за свои деньги, смысла нет. Иного мнения придерживается руководитель регионального филиала "Росгосстраха" Дмитрий Иноземцев.
— Считаю, что каждый собственник своего имущества должен ответственно подходить к его страхованию, содержанию, не утратить его и ни в коем случае не разделять утрату своего имущества с кем-то другим, в том числе, с государством. По той причине, что государственных денег не бывает. Они в любом случае все — деньги налогоплательщиков. Поэтому, когда потерпевший идёт с прошением в маневренный фонд, либо ещё какой, он получает субсидию, которая формируется за счёт других граждан нашей страны, — объяснил свою позицию Дмитрий Иноземцев.
По его сведениям, в Хабаровском крае около трех тысяч застрахованных домов и примерно четыре тысячи квартир. Страховым случаям более подвержены дома, которые не только топит, но чаще ещё и жгут, иногда — намерено. Другой опасный фактор — сильный ветер. Это не считается ЧС, но зачастую ветром сносит крыши у строений, и люди остаются без жилья, им нужны средства на восстановление. Есть также противоправные действия третьих лиц, кража имущества, которое находится в доме, квартире, она также не возмещается со стороны государства или муниципалитета. Страховая компания рассчитывает риск от наступления наводнения, на территории края это — один к четырем, т.е. как правило, один раз в четыре года происходит один случай затопления. Соответственно и тариф на страхование в зоне затопления выше, чем там, где строения ему не подвержены, подсчитал Иноземцев.
В целом по итогам дискуссии выяснилось вечное и оттого непреложное: каждый человек по-прежнему кузнец своего счастья, равно как и жертва обстоятельств. А потому, о любой неожиданной, а зачастую и ожидаемой неприятности со своим имуществом стоит позаботиться заранее, и главное — самостоятельно.
Подробности дискуссии смотрите в видеоматериале.