Роль региональных СМИ в общественной, экономической и политической жизни Хабаровского края стала главной темой первой после пандемии встречи оффлайн в проекте "Problem solving project" ИА AmurMedia. Как соблюсти баланс между тремя направлениями развития общества и сохранить привлекательность для рядового читателя, коммерческих предприятий и органов власти? Ответы на эти вопросы рождались в горячей дискуссии в конференц-зале отеля "Интурист".
На сей раз проект "Problem solving project" собрал в президиуме мероприятия представителей разных хабаровских СМИ. Причем, не как конкурентов, а как партнеров, решающих одну задачу: прояснить ценность средств массовой информации в повышении качества жизни жителей края, развитии регионального бизнеса и выстраивании конструктивного диалога между властью и обществом. Пытаясь найти истину, каждый из выступивших участников озвучил мнение, взглянув на проблему со своей точки зрения.
— Для развития региона необходим баланс взаимоотношений между властью, бизнесом и обществом. У СМИ тоже такая же задача. СМИ должны не только жить и развиваться, но и помогать развиваться региону, а для этого необходимо эффективно коммуницировать с обществом, бизнесом и властью. В крае очень много острых, а порой и наболевших, вопросов, где как раз и сталкиваются интересы этих составляющих, — начал дискуссию заместитель генерального директора медиахолдинга ПримаМедиа, руководитель ИА AmurMedia Андрей Швецов. — И СМИ в силу специфики своей работы и профессионализма могли бы выступать в качестве балансира или даже медиатора в решении этих вопросов. Но в реальности соблюсти баланс и работать на развитие края у СМИ получается, к сожалению, далеко не всегда.
Причины, скорее всего, кроются в том, что средства массовой информации, следуя трендам времени, меняются и с точки зрения своей миссии, и смысловой нагрузки, и с экономической точки зрения, а представление о них у окружающих остается прежним. Подтверждением этого факта стала реакция аудитории на, казалось бы, простой вопрос модератора спикер-сессии главного редактора ИА AmurMedia Евгения Никитенко. В самом начале мероприятия ведущий задал несколько вопросов участникам, в том числе спросил и о том, насколько хорошо они знакомы с работой СМИ и кто из них размещал свою информацию в СМИ на платной основе. После того, как некоторая часть аудитории ответила положительно, слово взяла генеральный директор АО "Редакция "ТОЗ" Людмила Болдырева. По мнению главреда старейшего в регионе медиаресурса, будет правильно всё же не противопоставлять СМИ и бизнес, потому что медиа — это не что иное, как часть экономики, но с определенными особенностями.
— У каждой сферы бизнеса свои особенности. И здесь очень тонкая грань: с одной стороны СМИ не должны спекулировать этой своей особенностью, с другой стороны должен быть какой-то баланс между ожиданиями и требованиями общества и обязательствами, которые берет СМИ перед государством, — продолжила Людмила Болдырева. — Были времена, когда было гораздо хуже, чем сейчас: 90-е годы, множество кризисов. Выход один: либо ты занимаешься бизнесом, либо общественной работой. Если ты занимаешься бизнесом в части СМИ, тогда собирайся делать это законно во всех отношениях. А вопроса "Размещались ли вы в СМИ за деньги?" я вообще не понимаю. О чем этот вопрос? Что вы имеете в виду? Рекламу? Или незаконное размещение? Вы когда-нибудь ходили в булочную, брали хлеб бесплатно? Тогда почему вы приходите в СМИ и говорите, чтобы вам сделали вот это бесплатно? Нужно работать с обществом в этом отношении, воспитывать.
Синергетического эффекта между СМИ, гражданским обществом и властью, достичь попросту невозможно, пока все участники процесса не перестанут воспринимать друг друга как некий механизм для достижения только своих целей. Но спасение есть. И это — стратегическое партнерство, решительно заявил главный редактор "Молодого дальневосточника" Владимир Чернышов.
— Все должны понимать, что СМИ — это не площадка для достижения единомоментных интересов. СМИ, гражданское общество и бизнес — это партнеры, без которых бизнес-сообщество не сможет успешно развивать свое дело, а СМИ выходить на новый уровень работы. Практика показывает, что только при долгосрочном партнерстве, посвящении в свои планы, разговорах без купюр мы можем эффективно отстаивать свои интересы, раскрывать интересы бизнеса, показывать его социальную значимость и перспективы развития. Бизнес может доверять нам и понимать, что мы будем носителями объективной информации. Тут очень важно ментальное восприятие друг друга, — подчеркнул Владимир Чернышов.
Несмотря на то, что медиаэксперты в ходе обсуждения находились по одну сторону баррикад, слово "конкуренция" всё же прозвучало, хотя и в неожиданном контексте. По словам генерального директора ОАО СетТВ Александра Удовиченко, в тех странах, где существуют общественные медиаресурсы, СМИ находится вне зависимости от государства. В России же СМИ, по большому счету, это коммерческая организация, и следовательно, вопрос выживаемости медиаресурс вынужден решать самостоятельно, впрочем, как и вопрос конкуренции. Но в настоящее время, по мнению Александра Удовиченко, конкуренция существует не между одним СМИ и вторыми, а между экосистемами.
— Есть региональная экосистема — бизнес, клиенты, трудовые ресурсы, СМИ. И есть федеральная. То же самое, только федерального уровня, — продолжил свою мысль Александр. — И в регионах России все меньше остается места для региональной экосистемы и все больше места занято федеральной. Взаимной интеграции не происходит, потому что федеральная компания приходит сюда со своими трудовыми ресурсами, заказами, использует в своей работе федеральное СМИ для донесения повестки. Моя цель пребывания на этой дискуссии — это желание договориться. Давайте друг другу давать преференции на том основании, что как только становится сильнее местный бизнес, завтра станет сильнее местное СМИ. Мне очень интересно, что я могу сейчас делать как СМИ для местных производителей, чтобы в будущем они стали моими клиентами. Я готов делать это даже в кредит.
Конкретный пример не заставил себя долго ждать и прозвучал от директора Дальневосточного научного центра местного самоуправления, доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук Нины Поличка.
— В первую очередь нужно работать с теми предприятиями, которые указаны в стратегии социально-экономического развития, которая составляет приоритеты развития Хабаровского края. У них есть субсидии и гранты на информационное продвижение внутри и за пределами региона.
Однако, этот путь, по мнению Владимира Чернышова, не приведет к балансу и синергии между СМИ и другими участниками регионального сообщества.
— К сожалению, на практике все ровным счетом наоборот, — заявил главный редактор "МД". — Те предприятия, которых поддерживает власть, которые прописаны в стратегии, они самоуспокоены, считают, что у них все нормально. Их же поддерживает государство, зачем им СМИ?! С ними как раз сложнее всего выстроить партнерство. Эффективнее всего нам поддерживать партнерство сегодня либо со стартапами, либо с теми, кто от государства сегодня не имеет никакой поддержки, также, как и СМИ.
При этом Владимир Чернышов подчеркнул, что медиаресурсам нужны не просто рекламодатели, а прежде всего — партнеры, которым интересно сотрудничество, интересно донести до максимально широкого круга свои планы, замыслы, заинтересовать своими идеями.
— Пишите письмо мэру, губернатору, в городскую и краевую думу, и говорите, что разместите заказ на рекламу производителей, — попытался развернуть идею в другую сторону сопредседатель Хабаровского регионального отделения "Опоры России" Александр Жириков. — Чем больше будет производств, тем больше будет экономический эффект для края.
Согласившись с тем, что финансовая составляющая является одной из основных в любом бизнес-процессе, Андрей Швецов всё же обратил внимание оратора то, что речь сейчас идет не об элементарном зарабатывании денег, а о консолидации усилий бизнеса, власти и общества ради социально-экономического развития региона и благополучия каждого его жителя.
Тему тесной связи бизнеса и социальной повестки в СМИ продолжила управляющая по работе с органами госвласти и корпоративным отношениям в Пивоваренной компании "Балтика" Елена Рыжкова.
— Во-первых, присутствие бизнеса в СМИ — это далеко не только реклама. Во-вторых, основная задача сотрудничества с медиаресурсом — это все же интеграция в социальную повестку общества. Ведь потребителю бизнес интересен не с точки зрения — кому, сколько и за сколько он что-то продал, а что конкретно делает бизнес для этого города, региона, страны. А дальше — уже вопрос партнерства, — заключила Елена Рыжкова.
О ценности сотрудничества бизнеса со СМИ высказалась и генеральный директор компании "Энергорешения", специалист по контекстной рекламе и SEO-продвижению Анна Дороничева. Предприниматель пришла к выводу, что за последний год покупательское поведение сильно изменилось.
— Если раньше достаточно было создать сайт и запустить ему рекламу, то сегодня нужно еще и доказывать покупателю — кто ты есть, какая у тебя репутация, можно ли тебе доверять. Через таргет-рекламу бизнес это передать не может. А вот через СМИ –вполне. Кстати, за последние два года мы с AmurMedia запустили два успешных проекта, третий готовится, — пояснила Анна.
Делясь своим опытом работы со СМИ, Анна Дороничева по сути озвучила формулу синергии между разными сферами жизни современного общества.
— Репутация, имидж и ценность продукта — три составляющие, на которые можно работать через СМИ, — подвел итог встречи Андрей Швецов.