День образования Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации отмечают в России 7 сентября. В этот праздничный день о своем подходе к работе, главных качествах в профессии и обязательном умении переключаться в беседе с корреспондентом ИА AmurMedia рассказала руководитель следственного отдела по Индустриальному району Хабаровска Любовь Поплавская.
Сегодня исполняется 13 лет с момента образования Следственного комитета при прокуратуре РФ. С течением времени молодое ведомство изменило название, утратив приставку "при прокуратуре", и стало самостоятельной структурой. Следственные подразделения были выведены из состава органов прокуратуры и стали процессуально независимы. В каждом регионе страны созданы следственные подразделения, в том числе и в Хабаровском крае.
С руководителем одного их самых больших отделов корреспондент ИА AmurMedia побеседовал лично.
— Любовь Александровна, вы руководите большим отделом, в вашем подчинении немало человек. Как справляетесь с нагрузкой? Что помогает вам в работе?
— В первую очередь, если человек по характеру коммуникабельный и может найти подход к любому из подчиненных, то это, бесспорно, играет большую роль. Второе — опыт. Например, у меня очень молодой коллектив. Естественно, людей в подчинении с большим, наработанным опытом в этом случае пока немного. И им нужен именно опытный руководитель, чтобы они могли с ним советоваться. Они для меня как родные дети. К каждому уже нашла подход, знаю, у кого какой характер, кто что любит. Они видят эту отдачу и уже подстраиваются в ответ под меня. Поэтому у нас такая сплоченность, все быстро получается.
— Без каких качеств в вашей профессии не обойтись никак? К чему должен быть готов следователь?
— Это очень специфическая профессия. Ее надо не только понимать, но и любить душой. Потому что это работа для усидчивых, кропотливых, для тех, кто очень скрупулезно отнесется к делу. А дела бывают разные. Есть преступления, где всё как на ладони. Но очень много и таких, где нужно ещё докопаться до истины. А это сделает только тот следователь, который любит свою работу. Мы должны учитывать в работе доводы двух сторон — обвиняемых и потерпевших. Следователь должен всё разложить по полочкам: каждого выслушать, найти доказательства виновности или невиновности человека. Это очень кропотливый труд. И большая ответственность.
— А как часто следователи распознают преступников, опираясь только на природное чутье? Или интуиция здесь второстепенна?
— Да, бывали такие случаи. Но пока не начнешь работать с человеком, не поймешь, прав он или нет. Следователь должен войти с ним в контакт, вникнуть в обстоятельства происшествия, прийти для себя к какому-то выводу. Я всегда говорю своим подчинённым: если вы уверены в чем-то, то работайте в этом направлении. Но вы должны обязательно собрать доказательственную базу. На одних косвенных подозрениях и внутреннем чутье, естественно, уголовное дело в суд не направить. А для того, чтобы так кропотливо во всем разбираться, нужно любить свою работу. Это обязательное условие.
— А что самое сложное в этой профессии лично для вас? Ведь работа следователя — это колоссальный труд, ответственность, где-то даже опасность.
— Именно в следствии я работаю уже 20 лет. И мне не надоело. Напротив, я уже не смогу жить без своей работы. Что было для меня сложным? Бывает, приходится не спать сутками, переживать. Ведь когда совершается преступление, следователь должен узнать всё на первой стадии. Следователь работает по горячим следам. И не только следователь, а оперативные сотрудники, криминалисты, другие специалисты. И нужно со всеми найти такой контакт, чтобы они тебе помогали. Но всё же самый главный в раскрытии преступления — следователь. Куда он направит вектор расследования, туда все и пойдут. Как следователь наладит этот большой механизм, так он и будет работать.
Любовь Поплавская. Фото: СУ СК РФ по Хабаровскому краю и ЕАО
— А случалось так, что большой опыт работы в органах помогал вам в жизни? Сейчас же полно мошенников, многие норовят обмануть.
— Когда общаюсь с людьми, например, на прогулке, я уже по походке, по мимике знаю, привлекался ли человек к уголовной ответственности или нет. Тут же складывается в голове его психологический портрет. Как-то даже стала свидетелем преступления, пока находилась в декрете. Но, честно говоря, мне повезло в этой работе, потому что у меня всегда были опытные руководители. И они всегда учили меня переключаться. А то, бывало, ночью просыпалась и начинала думать о работе. Такого быть не должно.
— А что вам помогает отвлечься от работы?
— У меня на первом месте семья. Взрослая дочь, подрастает второй ребенок. Ловлю это замечательное время. Гуляем, общаемся, катаемся на велосипеде. Мне по душе простые семейные радости. Домашний уют, родные люди рядом. Могу посмотреть телевизор, послушать музыку. На работе практически всех следователей заразила рыбками. Они у меня самой и в кабинете, и дома. Многие коллеги последовали моему примеру. Дома у меня еще два питомца — кот и собака. За всеми нужно ухаживать. Стараюсь проводить больше времени с ребенком. После работы рассказываем друг другу, как прожили день, делимся впечатлениями. Мне пока большего для отдыха и не нужно.
— Какое напутствие вы обычно говорите молодым следователям? И тем, кто только подумывает связать свою жизнь с этой профессией.
— Я всегда говорю молодым следователям: понять, любите вы свою работу или нет, можно только сердцем. Профессия следователя — это призвание. Можно пытаться работать механически, для галочки. Но это уже не тот следователь. Сотрудник, который ежедневно делает кропотливую работу, которому интересно раскрывать преступления, чтобы восторжествовала справедливость — вот это и есть настоящий следователь!