Ремонт — дело настолько затратное, что редкий владелец недвижимости не старается сэкономить на этом. Желание понятное, но очень часто заканчивается печально: испорченными материалами, не до конца выполненными работами, исчезновением мастеровых и т.д.
У владельца компании "Энергорешения" Никиты Дударенко уже немало примеров исправления ремонтно-строительных ошибок интерьерных дизайнеров и специалистов широкого ремонтно-строительного профиля. А у юриста Романа Николаева на счету более ста выигранных дел, связанных с ремонтом квартир и с эксплуатацией электрических и сантехнических сетей. Как при ремонте своей квартиры не пострадать самому и не стать объектом судебной тяжбы, Никита Дударенко и Роман Николаев рассказали ИА AmurMedia.
— Никита, часто ли вам приходится сталкиваться с проблемными ремонтами?
— Довольно часто. Люди, когда приезжаешь на замеры и обсуждение планируемых работ, много чего рассказывают, ведь речь идет об их жилище, где они проводят тоже довольно много времени. И они хотят, чтобы все в доме было устроено так, чтобы бытовые задачи было решать легко и просто, и отдыхать полноценно и комфортно.
Первая проблема: отсутствие договора. Мол, делали у знакомых, им все понравилось. Рекомендацию знакомых принимают как гарантию того, что и им все работы будут выполнены с таким же качеством. А в итоге: часть материалов испорчена, часть исчезла куда-то, сделано все тяп-ляп, а то и вовсе не доделано, так как мастера скрылись с предоплатой в неизвестном направлении.
Или другая проблема: дизайнер нарисовал красивый проект, но не учел особенностей строительных работ. Например, потолок нельзя штрабить (штробление — это вид работ по создание штраб — специальных борозд для прокладки проводки, различных труб и инженерных систем). Но от ремонтной бригады требуют выполнить эту работу, чтобы было красиво. Выполнять это требование или нет? Не выполнять: в душе все переворачивается, ведь за проект деньги оплачены?! А если выполнить, то кто будет нести ответственность, если потолок обрушится (риск обрушения потолка в этом случае вполне реален)?
— Извечные два вопроса: кто виноват, и что делать?
Никита: — Виноват непрофессиональный подход и домовладельцев, и строительной бригады. И что бы этого всего не произошло, собственнику нужно сделать, как минимум, две вещи: самому изучить вопрос ремонта жилых помещений и нанять людей с проверенной репутацией.
Владелец компании "Энергорешения" Никита Дударенко. Фото: Предоставлено компанией "Энергорешения"
А программа максимум — это еще шесть правил, которые практически сведут к нулю проблемы между заказчиком и исполнителем. Первое правило: не нанимать работников БЕЗ ДОГОВОРА. Второе: нужно контролировать процесс ремонта — ежедневно или время от времени проверять каждый этап выполненных и указывать на недостатки. Третье правило: всегда задавайте вопросы (что делают, зачем делают, не возникнет ли потом проблем и т.п.). Четвертое правило: бойтесь работников широкого профиля — они не могут знать всех тонкостей и электрики, и сантехники одновременно. Пятое правило: исполнитель должен иметь соответствующее образование и проходить регулярно переподготовку. Шестое: у исполнителя должен быть профессиональный инструмент.
При замене электропроводки в квартире важно знать:
- кабель должен быть выполнен по ГОСТ стандарту и иметь сертификат соответствия;
- все штробы должны быть под прямым углом;
- все соединения в недоступных для обслуживания местах должны быть выполнены только при помощи пайки, сварки или методом оппресовки (скрутки использовать ЗАПРЕЩЕНО!);
- в санузлах и ванных комнатах не должно быть распределительных коробок.
Юрист Роман Николаев. Фото: Предоставлено компанией "Энергорешения"
Роман: — Согласен с Никитой: нужно к вопросу ремонта подходить профессионально и изучить вопрос со всех сторон, в том числе и с юридической.
Продолжу тему квартирно-ремонтных страшилок: люди сделали красивый ремонт, живут в своей уютной квартире, а через некоторое время у них воспламеняется розетка — тушат пожар. Или взрываются стояки в ванной — в результате залита квартира соседей. Кто должен устранять последствия, когда причиной произошедшего является некачественный ремонт?
Ежегодно количество дел о недобросовестных ремонтах растёт. В одних случаях удаётся привлечь к ответственности ремонтников, в других – нет. Очень много дел с затоплением квартир. Их рассмотрение идет годами.
Ремонтные работы регулируют следующие нормативно-правовые документы.
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020):
- Статья 748. Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда.
- Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ.
- Статья 754. Ответственность подрядчика за качество работ.
- Статья 756. Сроки обнаружения ненадлежащего качества строительных работ.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.).
- Закон о защите прав потребителей.
— Но ведь доказать, кто делал ремонт, а также то, в чем заключался этот ремонт, можно и без договора?! Можно сделать фотографии, показать переписку в WA... В чем же тогда сложность привлечения к ответственности нерадивых строителей?
Роман: — В отсутствие договора хозяин квартиры, даже если докажет факт причастности исполнителя к ремонту, то не сможет доказать главного: сколько заплачено за работу, и заплачено ли вообще. А, значит, нельзя будет посчитать полную цену иска.
Ну, подаст человек иск, а исполнитель скажет, что никакого ремонта не делал. Да, истец к нему обращался, но ответчик отказался от работы. Или же скажет в суде, что ему не заплатили.
Можно даже заявить, что ремонт некачественный, и даже экспертизу сделать, а работник заявит, что никаких гарантий не давал и вообще не обладает необходимыми знаниями для проведения ремонтных работ, а согласился помочь по дружбе.
Если нет договора или хотя бы грамотно составленной расписки с указанием назначения платежа, то дело о некачественном (недобросовестном) ремонте — бесперспективное полностью. Но если отдавать деньги за ремонт по безналичному расчёту, в этом случае есть шанс доказать стоимость работы.
— Никита, а как у компании "Энергорешения" обстоит дело с оказанием услуг, с гарантией качества?
— К счастью, клиенты нашей компании не имеют таких проблем. Они уходят на работу и ложатся спать спокойно. Все работы выполняются в соответствии с нормами пожарной и электрической безопасности. На все виды работ предоставляется гарантия сроком на три года. Договор, конечно же, заключаем, предоставляем чеки и акт выполненных работ. Мы уверены, что с электрикой у наших клиентов есть и будет все в порядке.
Кстати, любой человек может проверить на правильность работу электромонтажников. У нас на сайте есть чек-лист проверки электромонтажных работ. Это оптимальный список того, как должны осуществляться электромонтажные работы. Мы следуем ему. И поэтому и мы, и наши клиенты довольны, спокойны и уверены после сдачи объекта.
— Роман, а вы что пожелаете всем тем, кто собирается делать в своем доме ремонт?
— Желаю экономить с умом. Ведь потери в случае недобросовестного ремонта исчисляются не только деньгами, потраченными на ремонт ремонта у себя, но и у соседей. А еще временем и нервами на отстаивание своих прав в судах и т.д. Выбирайте исполнителя не по цене за услугу, а по совокупности критериев, в которые входит, как Никита сказал, и договор, и чеки, и акты, и гарантийный срок, и гарантийное и послегарантийное обслуживание и т.п.
Ну, а уж, если наступили-таки на грабли, то обращайтесь к опытным и проверенным юристам, имеющим нужную вам практику дел, то есть, в нашем случае, дел, связанных с ремонтом жилых помещений.