В Белогорском гарнизонном военном суде продолжаются заседания по резонансному уголовному делу о поборах с военнослужащих в/ч 21720, сообщает ИА AmurMedia. Сумма ущерба при этом стороной обвинения не конкретизирована — то ли это 1,2 млн рублей, то ли менее 600 тысяч. Гособвинителем на процессе выступает сам военный прокурор Благовещенского гарнизона Максим Волков, судья по делу — Андрей Золотавин.
В качестве подсудимого в процессе прокуратура привлекла полковника Михаила Лебёдко — боевого офицера, участника спецоперации по борьбе с террористами в Сирии, получившего там тяжелое ранение и в 2018 году награжденного президентом Российской Федерации Орденом Мужества. Прокуратура обвиняет офицера в том, что он якобы мошеннически собрал с подчиненных денежные средства и присвоил их, сам Михаил Лебёдко — которого следствие с момента возбуждения уголовного дела на несколько месяцев заключило в СИЗО, и лишь в декабре суд перевел его на домашний арест — вину категорически не признает.
Защита полковника, между тем, пытается донести до суда тот факт, что во время сбора денег начальником отделения кадров Георгием Ткачевым в декабре 2017 года (это уже установлено судом) полковник находился в очередной служебной командировке и просто не имел возможности совершить то, в чем его обвиняют.
Как пояснили журналистам адвокаты Михаила Лебёдко, в настоящее время процесс находится в стадии предъявления доказательств невиновности подсудимого и представления ходатайств стороной защиты. В частности, защита полковника добивается приобщения к делу аудиозаписей разговоров Михаила Лебёдко с начальником отделения кадров части Ткачевым, на которых последний полностью, по мнению защиты, подтверждает непричастность командира к сбору денег с военнослужащих.
Между тем еще на стадии расследования уголовного дела следствие пыталось "аннулировать" имеющиеся в деле аудио записи: была организована экспертиза, которая, не оспорив подлинности самого факта разговоров, тем не менее, решила, что боевой полковник "загипнотизировал" подчиненного, то есть психологически заставил его сделать те или иные признания. Таким образом, сейчас следствие и поддерживающий его гособвинитель пытаются убедить суд в том, что записи не могут являться доказательством, приводя в качестве довода то, что Ткачев говорил якобы под давлением. Вместе с тем, уверена защита офицера, даже в самом содержании экспертизы информации о том, что Ткачев говорил неправду, нет.
На заседании суда 6 июля защита предложила суду внимательно присмотреться к этой экспертизе, а также — к квалификации выполнившего ее по заданию следствия эксперта.
Как выяснилось, адвокат ссылался на постановление Белогорского гарнизонного военного суда от 4 июля 2019 года (вступило в законную силу), согласно которому обвиняемый — начальник отделения кадров в/ч 21720 — признал вину в том, что "действуя с прямым умыслом, из личной заинтересованности, желая извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную карьеризмом, собрал с 13 военнослужащих войсковой части № денежные средства". Впрочем, Ткачев тем же постановлением был освобожден от уголовного преследования — в связи с "деятельным раскаянием" и "явкой с повинной".
По сообщениям ряда дальневосточных СМИ, правозащитники ранее обратились в Генеральную прокуратуру РФ и к Уполномоченному по защите прав человека в Российской Федерации Татьяне Москальковой с просьбой взять на контроль ход уголовного преследования полковника Михаила Лебёдко.
"Сегодня все большую актуальность приобретают осмысление категории "процессуальная справедливость" в современной России и выработка позиции прокуратуры, руководства следственных органов и органов дознания в отношении этого явления. Надеюсь, что прокуроры, руководители органов предварительного расследования будут нетерпимы к негативным фактам и используют все предоставленные им законом средства, чтобы потребовать от следователей и дознавателей строгого соблюдения законности при расследовании по уголовным делам, собирании доказательств, ориентируясь на закрепленные в УПК РФ принципы уважения чести и достоинства, презумпции невиновности, охраны прав и свобод личности в уголовном процессе", — цитируют СМИ высказывание Татьяны Москальковой, поводом к которому стало именно обращение к омбудсмену в защиту прав на справедливое судебное разбирательство в отношении боевого офицера.
Очередное заседание по делу Михаила Лебёдко назначено на понедельник, 13 июля (начало в 10.00 часов). Редакция продолжает следить за ходом процесса.