Пандемия коронавируса за считанные недели изменила жизненный уклад всего общества, в том числе способы коммуникаций и ведения дел. Самоизоляция, ограничения по работе предприятий переориентировали и бизнесменов, и потребителей в сторону гораздо более активного использования цифровых технологий, беспроводных сетей и мобильной связи. Как хабаровский бизнес почувствовал себя в онлайне и чем современные технологии могут приблизить успех любого начинания, ИА AmurMedia рассказали сами предприниматели и специалисты ПАО МТС.
Реклама — двигатель торговли, а таргет — его ускоритель
Виктория Линкевич, бренд-менеджер мануфактуры "Густо-фэмили"
— Для нас особенно важна всегда стабильная связь, чтобы общаться с поставщиками сырья и оптовыми покупателями. Карантин не повлиял на производственные процессы, мы не попали под закрытие. Но кое-что изменилось. Например, раньше стремились лично приезжать на выставки в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы знакомить западных потребителей с нашей продукцией, находить новые точки сбыта, обмениваться опытом с коллегами. В этом году уже объявлено, что сентябрьская выставка в Москве пройдет в онлайн-режиме, и сейчас готовим оборудование для участия. Не исключено, что и выставка в Санкт-Петербурге, которая проходит в ноябре, тоже примет такой формат.
Конечно же, ограничения, вызванные пандемией, во многом сделали бизнес больше ориентированным на онлайн-продажи и коммуникации. Мы тоже откликнулись на эти изменения. Именно благодаря карантину наконец попробовали выйти на федеральные, а затем и мировые торговые площадки. Не были уверены, что нас заметят, но продажи пошли, кое-где даже пришлось ускориться с поставками. Если бы не освободившееся время, то неизвестно, когда бы еще решились. А теперь собираемся использовать таргетированную рекламу, чтобы найти еще больше покупателей по всему миру.
Елена Белова, директор по маркетингу МТС
— Если у вас появились новые сервисы, нужно рассказать об этом клиентам. Самостоятельно запустить таргетированную рекламу нетрудно в сервисе МТС Маркетолог. Задаете геолокацию, пол, возраст и интересы желаемой аудитории, а сервис на основе BigData сам найдет тех, кому интересна ваша услуга или продукт. Рекламную кампанию можно запустить самостоятельно и на любой бюджет (в МТС малый бизнес покупает кампании в среднем на 5000 рублей). А еще для малого бизнеса МТС запустил сервис Мнеблизко — это интерактивная карта, куда предприниматели могут сами добавить свой бизнес (достаточно оставить заявку) и получить промокод в 25 000 рублей, который можно потратить на СМС-рассылки и рекламные баннеры в МТС Маркетологе. Промокод придет на почту, когда заявка пройдет модерацию и компания появится на сайте.
IT-телефония повышает не только эффективность сотрудников, но и результат для клиента
Роман Гранкин, руководитель сети салонов ногтевого сервиса "Кабинет"
— В первые дни самоизоляции все пребывали в панике, не знали, насколько это затянется и чем обернется. Нам было чуть проще — мы еще до всех событий внедрили финансовую систему планирования и выжили на запасах. Насколько я знаю, мы единственная компания в Хабаровске, которая подключила для своих сотрудников чат-бот, подсчитывающий эффективность сотрудников в цифрах. Он ежедневно информирует каждого мастера о его заработке. Считаю, сейчас такое время для бизнеса, что каждому собственнику необходимо внедрять CRM-систему и аналитику. Что же касается коммуникаций, то в таком развитом бизнесе, как наш, большим подспорьем является IT-телефония, с переадресацией звонков, возможностью прослушивать разговоры для контроля качества услуг и другие ее сервисы.
Екатерина Мелёхина, ведущий специалист по услугам фиксированной связи МТС
— Кажется, что некоторые процессы при работе из дома не заменить. Например, как сотруднику службы поддержки переключить клиента на сотрудника службы доставки? В офисе для этого есть многоканальные телефоны, офисные АТС. А при работе из дома эту задачу можно решить с помощью сервисов автоматической интеллектуальной обработки вызовов от МТС. В личном кабинете автоматическую переадресацию на номера сотрудников можно настроить за пару кликов. А чтобы не пропустить ни одного звонка от клиента, можно использовать функцию "Автосекретарь". Тем более что первые две недели она бесплатна.
Онлайн-обучение позволяет пригласить лучших преподавателей со всего мира
Виталий Ванеев, руководитель центра иностранных языков "East Side"
— С самого начала мы использовали обучение по скайпу для иногородних или занятых студентов, которым некогда лично присутствовать на курсах, а два года назад задумались о том, чтобы все свои продукты дублировать в онлайн. Тогда руки не дошли, а в марте, когда закрыли все образовательные учреждения, буквально за два дня полностью перешли в цифру. Далеко не все понимали, насколько эффективной будет такая учеба, чем она отличается от бесплатных роликов, где преподаватель просто вещает в камеру, не давая обратной связи, многие просто не были готовы ни морально, ни технически сменить учебный зал на монитор. Купили обучение для преподавателей, менеджеров, маркетологов. В итоге всем понравилось больше, чем вживую. Родители учеников, видя, как непросто дается детям и их педагогам школьное обучение через интернет, переживали, что ребенок и так слишком много времени проводит у гаджета, а эффективность будет гораздо ниже, чем в классе. Но опыт показал, что при правильной организации процесса все получается.
Курсы ведем на нескольких платформах, а для "Академии супергероев" выпустили программу, предусматривающую перерывы между просмотром трансляции для выполнения практических заданий, гимнастики для глаз, спортивных упражнений. К тому же, по специальной антикризисной цене.
Сегодня мы пользуемся всеми сервисами, которые предлагают компании, обеспечивающие цифровые коммуникации и работу в интернете. А еще поняли, что мы такие не одни — многие наши зарубежные партнеры перешли на онлайн-обучение, и теперь мы помогаем нашим клиентам получить гранты на бесплатное изучение иностранных языков у лучших преподавателей мира.
Константин Демин, ведущий специалист по VAS услугам МТС
— Стараясь быть более гибкими, сейчас компании переводят в онлайн не только продажи, но и все бизнес-процессы. В этом помогают облачные технологии МТС. Сервис позволяет быстро подключать и отключать ресурсы для хранения данных: если нагрузка растет — добавлять дополнительные мощности, а если они не нужны — отключать и не платить лишнего. Кстати, для новых клиентов первые 14 дней сервис бесплатный.
Любая компания хочет избежать жалоб от клиентов, поэтому важно, чтоб сотрудники предоставляли качественный сервис. У МТС есть сервис "Мобильные сотрудники" с возможностью видеть, где находится курьер, сколько заказов принял и развез, как он укладывается в тайминг, сотрудник также может прикреплять фото. Новым пользователям мы даем бесплатный доступ первые 14 дней.
На работе хорошо, но дома все-таки лучше
Егор Перевалов, владелец портняжной "еГорыныч"
— Наши заказчики, в основном, кафе и рестораны, для которых мы шьем столовое белье и униформу. Во время карантина они оказались в самом плачевном положении и заказов стало гораздо меньше. Пришлось искать других заказчиков. Но и своих не бросаем, а также стараемся отвечать веяниям времени. Всех работников сфер обслуживания и питания обязали носить маски, и мы шьем для них многоразовые маски с веселыми картинками и логотипами. Когда нам запретили работать в мастерской, сотрудники разошлись по домам, а я развез им оборудование. Интересно, что, хотя многие люди восприняли нерабочие дни как повод для безделья, у наших мастериц производительность выросла примерно на четверть. Так как прошло сравнительно немного времени, еще не все процессы отстроены и выводы сделаны. Казалось бы, эффективнее работать по принципу конвейера, и в мастерской так и происходит, но по факту производительность на дому выросла, хотя одной мастерице отшивать полный цикл изделия дольше. Надо понаблюдать еще месяца два, все подсчитать и проанализировать — возможно, не вернемся в офис и продолжим работать по домам. Проследить за всеми, раздать задания, организовать сбор готовой продукции и многие другие рабочие процессы мне помогает планировщик задач.
Анна Коблова, руководитель группы продаж продуктов для малого и среднего бизнеса МТС
— Оперативный переход на новый формат работы может создать много дополнительных задач, таких как обучение и консультации сотрудников и партнеров. Чтобы помочь им освоиться, оптимизировать работу и не запутаться в задачах, можно использовать таск-менеджеры с возможностью совместной работы над проектами. В Workzen предприниматели могут отслеживать этапы работы над проектами, назначать ответственных за задачи и создавать карточки с информацией о клиентах и партнерах. Удобный интерфейс поможет адаптироваться даже неподготовленным сотрудникам и повысить их продуктивность.
Открыть свой интернет-магазин — хороший способ удержать бизнес на плаву в нынешних обстоятельствах. Это возможно в три простых шага: создать сайт (можно на конструкторе), подключить прием платежей и нанять курьера — одного или нескольких. Еще по закону 54-ФЗ интернет-магазины должны иметь онлайн-кассу. В текущей ситуации я бы рекомендовал брать кассу в аренду. Курьерам можно купить отдельные терминалы, а можно превратить в кассы их смартфоны — с помощью приложения, и это сэкономит затраты в разы. При закупке оборудования нужно рационально выбирать место покупки — со скидками для юридических лиц. Например, в МТС компаниям возвращается 5% кешбэка и до 16,6% от стоимости смартфона за счет НДС.