Чтобы в период пандемии наладить работу управляющих компаний по должному обслуживанию жилья и впредь не оказаться беззащитными перед лицом критической ситуации, нужно залатать дыры в законах и нормативных актах. Это должны сделать органы власти. Но для этого необходимо, непосредственное участие министерства ЖКХ Хабаровского края и его инициатива в решении данного вопроса. Такое мнение высказал корреспонденту ИА AmurMedia председатель совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" Игорь Глухов.
Как уже сообщало агентство, отрасль жилищных услуг в Хабаровском крае не выдержала проверку коронавирусом. Пандемия и экономический кризис обнажили давнюю многолетнюю проблему — прозрачность отрасли: деньги, регулярно вносимые жильцами, управляющие компании расходуют практически бесконтрольно. Функцию финансового контроля закон возложил на самих собственников домов. А они даже при большом желании и при помощи специалистов с этой задачей не справляются. Главное региональное управление жилищного надзора и лицензирования, есть, министерство ЖКХ есть, а контроля и надзора практически нет.
— В Центр защиты прав граждан партии "Справедливая Россия" и сегодня поступает много жалоб на компании, оказывающие жилищные услуги, — говорит Игорь Глухов Но, после того, как Жилищный кодекс возложил обязанности по содержанию общего имущества многоэтажек на собственников квартир в этих домах, взаимодействовать с управляющими компаниями стало сложно всем: и органам власти, и жильцам.
К слову, о серьезных проблемах в сфере ЖКХ недавно говорил и первый секретарь Хабаровского крайкома КПРФ Петр Перевезенцев, отметивший, что половина жалоб, поступающих от жителей Хабаровского края в приёмную КПРФ, – жалобы на услуги ЖКХ. И почти все из них – на управляющие компании. И несмотря на то, что часть проблем министерство все-таки решает — на 70, а тои 80% запросов представители КПРФ получают лишь отписки.
В текущей ситуации ведомству необходимо уделить куда больше внимания санобработке подъездов и безопасности населения, считают коммунисты
По словам Игоря Глухова сегодня в отрасли существует целый ряд системных проблем, одной из которых является то, что контроль за "управляйками" сегодня по сути лежит на плечах самих собственников, которые зачастую для решения подобных задач попросту некомпетенты.
— Плату на содержание жилья устанавливают собственники жилья по договору управления, который заключают с компанией. Жильцы обязаны платить по установленной ими же ставке, управляющая компания – исполнять этот договор и отчитываться раз в год, что планировали собственники жилья, и что сделала компания.
Как отмечает Игорь Глухов, сегодня есть и ряд положительных примеров взаимодействия жителей с управляющими компаниями. Но зачастую для того, чтобы добиться этого, в текущих условиях им приходится полностью полагаться на собственные силы — не оглядываясь на контролирующие органы или министерство.
— В тех домах, где собственники активно пытаются контролировать финансовую деятельность своей управляющей компании даже при существующем положении дел, уровень комфорта гораздо выше, — говорит Игорь Глухов. — Мы со своей стороны объясняем собственникам жилья их права, даём пошаговые инструкции: что делать, если не ремонтируют подъезд, не метут двор, и так далее.
В качестве примера существующих в отрасли проблем Игорь Глухов приводит сложившуюся сегодня ситуацию с необходимостью дезинфекции подъездов. Так, по его словам, на самом деле средств на приобретение дезинфицирующих средств и санитарную обработку подъездов раз в два часа в тарифы не было заложено. И в договоре управления эти услуги не значатся. То есть, формально управляющие компании (УК) как бы и не имеют права расходовать средства, утверждённые общим собранием дома на ремонт, скажем, домовой канализации, на спасение подъездов от заразы. С другой стороны, предусмотреть возникновение пандемии никто не мог: ни коммерсанты "управляйки", ни жильцы, которые в итоге оказались заложниками ситуации.
— На мой взгляд нужны субсидии со стороны краевого бюджета. И здесь должно поработать краевое министерство ЖКХ. Не такие уж и глобальные суммы требуются, чтобы обеспечить эту работу, — продолжает Игорь Глухов. – А корень многих проблем сейчас, это форма отчёта, по которой сейчас УК предоставляют финансовую информацию. Закон не определил эту форму. И эту "дыру" безнаказанно используют компании. Их укрупнённые отчёты не позволяют собственникам жилья понимать, куда расходуются средства.
И чтобы эту брешь закрыть, нужно, чтобы краевое министерство ЖКХ совместно с председателями советов домов разработало единую и понятную собственникам жилья форму отчётов.
А далее, как предлагает Игорь Глухов, обязать все компании на территории края именно по ней и отчитываться. Тогда у собственников жилья будет возможность сравнить, что делает одна компания за такие-то деньги, и что другая в таком же доме за те же, или меньшие другие деньги.
Такой шаг поможет развивать зародившуюся на рынке жилищных услуг пока ещё слабую, но уже конкуренцию, которая в итоге и отрегулирует рынок. Люди будут нанимать те компании, которые работают лучше и берут за свои услуги меньше. И остальным предприятиям придётся либо подтягиваться, либо статься без заказчиков.
Но опять же — для того, чтобы все это стало реальностью, а не теорией по типу — "вот будь оно вот так устроено — было бы лучше", нужны вполне конкретные действия со стороны профильного министерства.