Какому объекту в Хабаровске дать имя советского полярного летчика-аса Александра Светогорова, разбирались сегодня городские депутаты на заседании комитета гордумы по МСУ. Уже несколько лет над этим вопросом бьется инициативная группа горожан, но пока безрезультатно, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
Год назад, пояснил депутатам известный в крае журналист Константин Пронякин, инициативной группой хабаровского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) было выдвинуто предложение переименовать остановку "Поворот Хабаровск-2" на остановку "Летчика Александра Светогорова". Был собран общественный совет при управлении транспорта мэрии, который дал "добро" на переименование. Однако дальше дело не пошло.
— В прошлом году управлением транспорта был подготовлен и направлен на процедуру согласования проект на переименование, но он не прошел согласование юридического управления. Дело в том, что согласно постановлению мэра Хабаровска № 2064 остановкам не присваиваются имена государственных и общественных деятелей, — сообщил депутатам Константин Пронякин. — Таким образом, мы попали в тупик, и уже год как топчемся на месте. Занимаемся перепиской с администрацией, уже вот такая пачка накопилась.
Очевидно, почувствовав свою вину за случившийся прокол, в управлении транспорта стали выдвигать другие варианты: именем Александра Светогорова предложили назвать целую улицу. Правда, какую именно, не сказали – просто какую-нибудь перспективную улицу.
— У меня есть письмо-ответ на обращение тогда еще депутата крайдумы Елены Ларионовой и депутата гордумы Анны Ридняк на присвоение улице имени летчика Светогорова за 12 февраля 2016 года. То есть прошло 4 года, но никакой улицы Светогорова в Хабаровске так и не появилось, год прошел — нет и остановки Светогорова. А теперь предлагают назвать не только улицу, но еще и сквер. Вот я и думаю, если сквер, то это, наверное, еще лет на 10 растянется, — не удержался от колкости Константин Пронякин. – Не знаю, какой оптимальный выход будет предложен администрацией, который бы не занял 5 или 10 лет.
Тем более, есть пример неисполнения мэрией своих же решений. Так, ВООПииК в 2014 году предложил присвоить имя первопроходца Москвитина бульвару в Хабаровске. По словам журналиста, есть даже соответствующее постановление мэра Александра Соколова № 3874 от 2014 года, предписывающее поставить указатели "Бульвар имени Москвитина" проектируемому бульвару в границах улиц Флегонтова и Индустриальной. Однако ни бульвара, ни табличек до сих пор нет.
Журналист также предложил внести поправки в постановление, чтобы разрешить присваивать остановкам имена общественным и государственным деятелям, и позже это предложение официально поддержали члены комитета, однако ответа из мэрии не последовало.
Сомнений журналиста не развеял начальник управления транспорта, промышленности и связи Владимир Ощановский. По его мнению, Александр Светогоров – слишком выдающаяся личность, заслуживающая более серьезного объекта, чем обычная остановка.
— Остановка – это как проходной двор. Поэтому переговорили с председателем ВООПиК Николаем Петровичем Крадиным и посмотрели, что можно назвать его именем. Это скверы, улицы, бульвары, школы. Как человек и гражданин я предложил Николаю Петровичу рассмотреть вариант школы. Там рядом школа есть, и еще есть другие школы. Было бы хорошо в том плане, что проводили бы в школе воспитательную работу на таком примере. Может, музейчик бы открыли, инициировали бы проведение поисковой работы. Или там же рядом самолет (памятник самолету), так назвали бы сквер именем летчика Светогорова. Можно было бы памятную доску повесить. И остановку можно назвать "Сквер имени Светогорова", — предложил Владимир Ощановский.
Предложение начальника управления явно нашло отклик у членов комитета. Но не у Константина Пронякина.
— Я уже сказал, что если на разбирательство с улицей ушло 4 года, то на сквер сколько? 5?10? Вы поймите, там же опять надо собирать документы, выяснять, чья это земля: городская или военных, межевание, кадастровый паспорт заказывать. Это значит, что общественная организация ВООПИиК должна платить деньги. Ни за 5 минут, ни за год это не сделаешь, — поспешил снять с депутатов розовые очки журналист и продолжил злопамятно: – Будет такой же сквер Светогорова, как и бульвар Москвитина.
— Все-таки у меня как у гражданина предложение выбрать школу и школу назвать именем Светогорова. Это более значимая цель, — настаивал Владимир Ощановский, добавив, что жители, проживающие рядом с остановкой "Поворот Хабаровска-2", сообщили, что ничего не знают о летчике Светогорове да уже и привыкли к старому названию.
Можно и остановку, и школу назвать именем летчика, сопротивлялся журналист, одно другому не мешает. Тем более, что есть результат другого опроса, который свидетельствует об ином мнении горожан.
— В прошлом году опрос проводил депутат гордумы Никонов, — сказал Константин Пронякин.
По реакции членов комитета, однако, чувствовалось, что этот довод их абсолютно не убедил.
В обсуждении обозначился тупик, возникла опасная пауза, в которую с оливковой ветвью компромисса успел вклиниться председатель гордумы депутат Михаил Сидоров.
— Константин Анатольевич (Пронякин – прим. редакции) довольно-таки долго работал в этом направлении в части увековечивания имени значимого и великого для города Хабаровска и Дальнего Востока человека, но на сегодня, к огромнейшему сожалению, вопрос так и не был решен. Дело в том, что мы сами не сможем поставить в этом вопросе точку, потому что для его решения нужно подключение и городской администрации, и общественности. Но это не самое главное. Самое главное – четкий контроль за исполнением всех решений и позиций. Не так, чтобы получалось, что решение вопроса растягивалось на несколько лет, — сказал Михаил Сидоров. — С учетом этого я предлагаю, на основе имеющихся сведений, полученных данных от Крадина, Ишаевой и Пронякина мы готовим письмо на имя мэра Хабаровска Сергея Анатольевича Кравчука с просьбой в кратчайшие сроки с учетом мнения всех заинтересованных сторон предложить решение вопроса. Сам я считаю, что ни в коем случае не надо останавливаться только на остановке. Мне очень понравился вариант школы. Но этот вопрос надо брать под жесткий контроль муниципального парламента.
Шесть членов комитета приняли предложенное председателем думы решение и единодушно проголосовали за него.
Справка
Александр Павлович Светогоров — советский полярный лётчик, участник спасения в 1934 году экипажа и пассажиров знаменитого парохода "Челюскин" и экипажа значительно менее известного парохода "Хабаровск", как и "Челюскин", затертого во льдах Чукотского моря.
Уроженец подмосковной деревни Ширяево, в 16 лет он уехал в Москву, где вступил в ряды РККА, а спустя три года поступил в военную школу Красного воздушного флота. В 1927 году участвовал в борьбе с басмачами в среднеазиатских республиках СССР, а в 1930 году уволен из рядов РККА и поступил на службу в погранвойска на Дальнем Востоке. Жил в Хабаровске.
С 1931 по 1933 годы работал инструктором Хабаровской краевой школы гражданских пилотов им. И. С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима. Является учителем прославленной фронтовой лётчицы, Героя СССР — Нины Максимовны Распоповой. Светогоров выпустил её в первый самостоятельный полет в Хабаровске.
В 1934 был привлечен к операции по спасению челюскинцев, вывез 29 человек, за что был представлен к высокой награде, но не получил ее. В этом же году спас с парохода "Хабаровск", также потерпевшего бедствие в Чукотском море, шестерых больных цингой матросов. Погиб во время перелета с Сахалина, совершенного по приказу в условиях почти нулевой видимости.
Летчик Светогоров прожил короткую жизнь — всего 31 год, но успел совершить столько подвигов, что их хватило бы на несколько жизней. За бесстрашие, удаль, профессионализм и беззаветную любовь к небу его называли "дальневосточным Чкаловым".