Как женщине-предпринимателю вести в Хабаровске сразу три успешных бизнеса в разных сферах? Предприниматель Анна Дороничева не только развенчала гендерные стереотипы реальными делами, но и поделилась секретами успеха с читателями AmurMedia.
Работодатели не особо любят женщин на руководящих постах. В обществе все еще правят мифы о повышенной эмоциональности женской психики, нелогичности ума и зачастую внезапной фертильности организма. Как, несмотря на сопротивление патриархальных традиций социума успешно реализовать свои амбиции не на кухне, а в бизнесе, если родилась женщиной, знает Анна Дороничева.
Все более-менее авторитетные исследования не опровергают только один пункт из длинного списка "недостатков" представительниц женской половины человечества. Действительно, как правило только женщине требуется декретный отпуск, иногда вне планов на нее работодателя. А это дополнительные расходы на пособие и необходимость искать замену... Все это резко понижает привлекательность женщины как успешного работника и, соответственно, ее шансы на растущую карьеру и высокую зарплату. Тем более, если речь о сложных технических направлениях: электромонтажных работ или веб-разработке.
Немногим удается переломить ход событий. Но опыт Анны Дороничевой доказывает, что это реально.
— Когда я заканчивала университет, слышала легенды и, собственно сама на них же и натыкалась, о том, что девушкам сложно найти хорошую и успешную работу. Работодатели неохотно берут девушек в найм — поскольку сразу их списывают, как уйдут в декрет. Поэтому и серьезные проекты не дают, и тому подобные убеждения, — вспоминает Анна.
Когда отправилась на поиски первой работы, это ей говорили и сами работодатели. Напрямую задавали вопрос: "а в декрет ты не уйдешь через месяц? вот если была бы ты парнем, то дали бы тебе эту должность". Однажды нашла вакансию, которая очень понравилась. Анна хотела работать с информационной безопасностью, со взломами и защитой информационных систем, баз данных. Но, увы, не взяли. Потому что девочка и нет военного билета. Это очень расстроило…
После долгих поисков на последнем курсе университета Анна нашла первую свою работу в небольшой коммерческой компании. Но не по профилю, а по своим полученным навыкам, хобби: обработка изображений в Photoshop, чертежи в AutoCAD для каталогов арматуры СИП, ВОЛС, компонентов СКС, оптического кабеля, витой пары, активного сетевого оборудования.
Со временем к ней перешел в управление сайт компании. Пришлось восстанавливать и доступы к личным кабинетам, и разбираться в том, в чем никто в компании был и не заинтересован и не обладал навыками. Анне, наоборот, все это было интересно. Так в должностных обязанностях появилось "создание, наполнение и продвижение сайта".
— Пожалуй, это был первый коммерческий сайт в моей профессиональной деятельности. Бегала по складу — фотографировала на "зеркалку" арматуру утром в мороз, а к вечеру уже в отделе продаж наши менеджеры скидывали своим клиентам полную информацию о товаре и выписывали счета. Результат не заставил себя ждать: план продаж начал повышаться, зарплаты тоже, — говорит Анна. — Самое важное было — общение. Дружеское общение с соучредителями этой компании, работа в связке с менеджерами по продажам, прозрачность отчетов и понимание, какие действия приводят к продажам.
Потом, как обычно бывает во многих организациях, пошли конфликты руководителей отделов. И тогда Анна с коммерческим директором Вячеславом решили организовать свое дело — веб-студия, создание и продвижение сайтов. А 8 декабря 2011 года уже зарегистрировали первый бизнес. Он продержался до мая 2015 года.
Потом дороги разошлись — партнер собирался переезжать в Москву и потерял интерес к веб-разработке. Еще на протяжении двух лет Анна поддерживала сайты и искала заказчиков самостоятельно. Ходила на собеседования, познакомилась с хорошим предпринимателем Константином. С ним договорились о взаимовыгодных условиях работы с его сайтами.
— Однажды я переписывалась в соцсети с человеком по имени Яков, который утверждал, что SEO не работает и он ищет грамотного специалиста, чтобы разобраться в контекстной рекламе, а точнее Яндекс.Директ. Мы встретились, поговорили и это стало новым шагом к возрождению идеи работы с коммерческими сайтами. Потом, в 2017-м, познакомилась с Максимом и под его брендом "Решения+" снова развила дело. Мы разделили функционал. Я занимаюсь SEO и контекстной рекламой (Яндекс.Директ, Гугл.Адс), а он разработкой сайтов и приложений на 1С-Битрикс, — рассказала Анна.
Не всегда было просто. От клиентов приходили возражения — это не работает, так не работает, надо делать так-то и так.
А в итоге — по многим пожеланиям заказчиков нужного результата так и не получилось. Для Анны это стало подтверждением, что она на верном пути. Ее знания и опыт ведут к позитивному результату. А еще — что не стоит подстраиваться под пожелания менее грамотного в твоей сфере заказчика, лишь бы не спорить. Гораздо эффективнее доказать свою правоту делом.
— Несколько лет назад я познакомилась с Никитой, электриком. Выяснилось, что в сфере электрики и строительства все еще сильна инерция от советского способа хозяйствования. У руководителей нет соответствующих компетенций. В результате любой хабаровчанин, делающий ремонт или строящий дачу, когда дело доходит до электрики, буквально играет в "русскую рулетку". Особенно, если, как большинство из нас, в этом не разбирается, — считает Анна.
Анна и Никита приняли решение открыть свою собственную компанию. Так и появились теперь широко известные "Энергорешения". Они делают электромонтажные работы (монтаж или замену электропроводки, электрику под встраиваемые кухни и т. д.) в жилых помещениях (квартиры, дачи, коттеджи, коммерческие объекты), новостройках. Первых клиентов находили исключительно через свой сайт, потом добавили Инстаграм. Анна настроила контекстную рекламу и SEO-продвижение. Поставили себе цели и начали двигаться и развиваться.
— Сегодня я уже могу подводить некоторые итоги последних почти десяти лет своей работы. Моя первая собственная компания — веб-студия в партнерстве с Вячеславом — развивалась на нашем энтузиазме, вере в то, что делаем, интересе к работе, поддержке друг друга. Помощи ни от кого не было, только от таких же друзей-предпринимателей, как мы. А самая главная мотивация для нас была — лишь бы не ходить на работу к 8 или 9 утра, — вспоминает Анна.
Мешали, как обычно, самые близкие люди. Из тех, кто боится самостоятельности и предпочитает работать "на дядю" за фиксированную ставку.
Анна помнит эти вечные разговоры о том, что "вы рискуете, это слишком сложно, зачем вам это надо, лучше бы сидели в найме, на пенсию не заработаешь, в декрете будешь без денег сидеть" ...
Первую компанию пришлось закрыть — слишком молодые предприниматели были мягкими, очень многие заказчики этим пользовались, и дебиторская задолженность стала расти. Ошибкой стал кредит для поддержки предпринимательства. В итоге он и задушил бизнес, так как в последние месяцы только его и оплачивали.
Но она проработала все прошлые ошибки. Сегодня у Анны два собственных бизнеса и одно бизнес-партнерство. А наработанный опыт и круг общения стал катализатором для их успешной работы. Основных помех для современного предпринимателя, считает Дороничева, несколько, и все они внутренние, а не внешние. В их числе сомнения, прав ты или не прав, надо или не надо делать, долгие раздумья и излишняя мягкость.
Нельзя не оценить важность для начинающего предпринимателя общения с такими же как он единомышленниками, обмен опытом, посещение мастер-классов и семинаров. Одним из переломных, ключевых моментов для компании "Энергорешения" стало посещение встречи в рамках проекта "Problem solving project" ИА AmurMedia, на котором владельцы и руководители успешных бизнес-проектов поделились ценным опытом, а профессиональные коучи рассказали о некоторых секретах развития компании участникам проекта.
Тогда Анна набралась храбрости и задала вопрос: "А с мелкими компаниями вы работаете?".
Это дало колоссальный толчок, мотивацию и развитие двух компаний — "Решение+" и "Энергорешения".
Сегодня она может составить уже целый список своих личных бизнес-удач. Среди них: поднять на самоокупаемость за 1,5 года компанию, созданную в сложное экономическое время; получить опыт и более тонкое понимание продаж через интернет-маркетинг, узнать, что с их помощью можно поднять многие компании, умение разобраться в финансовом планировании и управлении как бизнесом, так и отдельными проектами. Успехом можно считать и то, что теперь ее приглашают, чтобы поделиться своим опытом и слушают. То, что ей всегда есть, чем заняться, и клиент готов ждать. А неудачей — то, что все это можно было сделать раньше.
— По моему опыту, неудачи — это когда не смог отговорить клиента, что не стоит экономить и заказывать монтаж электрики у непрофессиональных мастеров, что квартира от такого монтажа подвергается риску короткого замыкания и пожарам, — говорит Анна Дороничева. -Планов на будущее у меня, конечно же, много, по всем направлениям. Для "Энергорешений" — перенести все западные технологии монтажа на дальневосточный рынок, сформировать очередь на правильную электрику в доме, дать дополнительные комфортные рабочие места для электромонтажников. Для "Решения+" — усовершенствовать, дать готовую формулу создания и продвижения сайта компании.
Анна Дороничева раскрывает секреты успешного бизнеса, в которых, на поверку, нет ничего тайного или сверхъестественного.
Все они выглядят очевидными. Вероятно, главный секрет — не только знать о них, но и ежедневно применять и признавать свои ошибки. В их числе умение вести финансовый учет и планирование расходов и доходов, как личных, так и бизнес-процессов. Несмотря на статус "сама себе хозяйка", неукоснительно следовать системе планирования рабочего времени, параллельно сверяясь и с любимым бумажным ежедневником.
— А еще — говорить правду и принимать решение в течение 24 часов; не брать проекты, если фактически не хватает времени выполнить их на должном уровне. То есть уметь вовремя сказать: "Нет". И, конечно же, постоянно повышать свой уровень в ключевых для себя направлениях и не распыляться на все подряд, — завершила разговор Анна.