Принять бюджет города должна Хабаровская городская дума до конца текущего года. Документ уже прошёл публичные слушания. Однако новые депутаты продолжают детальное изучение проекта документа и намерены его корректировать. О том, какие расходные статьи вызывают вопросы у народных избранников, корреспондент ИА AmurMedia Татьяна Ван беседует с председателем комитета по бюджету городского парламента Натальей Жиряковой.
— В проекте бюджета прогнозируется доход – 15 миллиардов 427 миллионов рублей, а израсходовать предлагается 16 миллиардов 208 миллионов рублей. Дефицит – 780 миллионов рублей, что составляет 8,9% от расходной части, — начала с основных параметров городской казны Наталья Жирякова. — С одной стороны, закон позволяет принимать главный финансовый документ города с нехваткой средств не более 10%. Но, на покрытие дефицита придётся брать кредиты в банках, на обслуживание которых потребуется ещё 72 миллиона бюджетных средств. На наш взгляд эти средства, или хотя бы их часть, лучше направить на нужды горожан, чем "кормить" ими банки. А потому, мы поставили себе задачу – сократить дефицит на столько, насколько возможно.
— Какие на ваш взгляд статьи расходов полежат "урезанию"?
— Расходная часть бюджета содержит финансирование 26 целевых программ и непрограммные расходы. Первая строка, которая у нас вызывает вопросы – 9 миллионов рублей на содержание представительства администрации Хабаровска в Москве. Что даёт горожанам эта структура? Для чего её содержать?
Следующий вопрос, который мы изучаем – насколько эффективно расходуются средства, выделяемые на содержание аппарата городской администрации. Мы запросили у мэрии штатное расписание. Ждём ответа. После детального изучения документа мы сделаем вывод, какие расходы следует сократить и нужно ли вообще это делать.
Изучаем подробно строку "субсидии физическим, юридическим лицам, которые занимаются производством товаров и оказанием услуг". На эти цели в проекте бюджета значатся 423 миллиона рублей. На самом деле, в городе есть социальный бизнес, развитию или сохранению которого нужно помогать. Но, какая сумма бюджетных средств необходима и достаточна на эти цели – надо разобраться.
Также требуют внимательного изучения на предмет целесообразности расходов все 26 целевые городские программы. Вот тут хочу отметить добросовестный труд всех 12 членов комитета по бюджету. Команда подобралась хорошая, боеспособная. Это экономисты, юристы, педагоги, руководители. Люди опытные и финансово грамотные. Формалистов среди них нет. Каждый кропотливо изучает по две-три программы и у каждого уже есть вопросы.
— Какие программы не получат в этом году финансирования в целях экономии?
— Я не думаю, что финансирования лишится какая-либо программа целиком. Но, на часть из них мы намерены серьёзно сократить расходы. И эта часть уже начинает просматриваться. В частности, программы "Улучшение управления муниципальными финансами", "Развитие муниципальной службы", "Улучшение управления муниципальной собственностью" вызывают вопросы о целесообразности расходов на эти цели.
Есть вопрос по программе "Информационный город". На её финансирование предлагается направить 134 миллиона рублей. Столько ли нужно средств на содержание городской газеты и телеканала, нужно ли вообще содержать муниципальные СМИ, или целесообразней куда меньшие средства с большим эффектом потратить на информационное сотрудничество с существующими в городе, хорошо себя зарекомендовавшими СМИ.
В общем, мы внимательно изучаем все программы на предмет, где можно сэкономить без ущемления интересов горожан.
— Пустить под нож планируете все 26 программ?
— Вовсе нет. Все мероприятия всех программ, непосредственно направленные на улучшение жизни горожан, будут профинансированы на сто процентов. В частности, мероприятия программ развития образования, спорта, культуры, вовлечение горожан в ведение здорового образа жизни, улучшения здоровья, профилактики заболеваний, улучшение качества услуг ЖКХ, благоустройства общественных пространств и городских дорог будут профинансированы полностью. А по некоторым позициям мы даже хотим добавить мероприятия с выделением финансов на их реализацию. Об этом просили горожане – наши избиратели в своих обращениях.
В частности, планируем установить социальную доплату к пенсии городским спасателям с 40 лет. Они обратились к нам с такой просьбой. Сейчас мы делаем расчёт – в какую сумму бюджету обойдётся эта доплата.
Хотим внести в бюджет расходы на обустройство пешеходных переходов, установку светофоров и уличного освещения по обращениям горожан. Есть у нас обращение ветеранов. Люди просят оборудовать пешеходный переход на улице Флегонтова около домов номер 2 и 4 к продуктовому магазину, что расположен напротив.
Хочу отдельно отметить программу "Создание инвестиционной привлекательности Хабаровска". На её мероприятия заложено всего 13 миллионов рублей. Между тем в программе значатся создание и содержание городских парков, создание маневренного фонда жилья, расселение аварийного жилья, создание единого в городе сельскохозяйственного рынка, и другие мероприятия. Не вооружённым глазом видно, что выполнение только перечисленных пунктов в 2020 году в названную сумму никак не уложатся.
В общем, делать что-либо в первый раз всегда трудно, времени на эту работу требуется куда больше, чем когда делаешь это из года в год. Нам сейчас сложно, но все депутаты стараются. Сколько бы времени не потребовалось – формального подхода: что предложено, за то и проголосовали, не будет. Прежде чем голосовать, мы детально изучим назначение каждой бюджетной копейки и только тогда решим, туда её направлять или на другие цели.
— Хватит ли времени на детальное изучение направления каждой копейки?
— По закону мы обязаны принять бюджет до конца текущего года. То есть, до 31 декабря. Нам сейчас активно помогает Контрольно-счётная палата, я уверена, что мы справимся. Сейчас мы делаем всё от нас зависящее, чтобы закончить работу над главным финансовым документом года к концу ноября. Если не управимся, просто голосовать только потому, что поджимают сроки, мы не будем. Если потребуется, будем ради принятия бюджета собираться в последний день уходящего года.