Транспортная недоступность: гражданскую авиацию в Хабаровском крае ждет судьба "Дальавиа"?

Чем грозит возможный приход на внутрирегиональный авиарынок сторонней компании - в материале ИА AmurMedia
Авиаперевозки. Фото: pixabay.com

Баснословная дороговизна авиабилетов на внутрирегиональные направления в Хабаровском крае, плачевное состояние аэропортов и взлетно-посадочных полос в районах – ситуация, знакомая каждому жителю региона. Но мало кто предполагает, что в скором будущем все это может только усугубиться, и дальневосточная авиация как таковая исчезнет совсем, передает ИА AmurMedia.

Сегодня в крае работает единственная компания, специализирующаяся на пассажирских авиаперевозках – государственное унитарное предприятие "Хабаровские авиалинии", созданное в апреле 2004 года на базе ГАП "Николаевский объединенный авиаотряд". География полетов включает в себя в основном северную часть Хабаровского края, в которую входят семь муниципальных районов: Николаевский, Ульчский, им. П. Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Охотский и Верхне-Буреинский. Доля КГУП "Хабаровские авиалинии" на рынке транспортных услуг местных воздушных линий края составляет более 85%.

Стоимость билетов на северные направления – давняя горькая боль жителей этих самых районов. Так, билет до Николаевска-на-Амуре стоит от 9300 рублей, до Нелькана – от 12600 рублей, до Аяна – от 12400 рублей. И это с учетом того, что деятельность авиапредприятия ежегодно субсидируется из краевого бюджета на сумму около 300 млн рублей.

Нужно отметить, что помимо непосредственно авиаперевозок "Хабаровские авиалинии" осуществляют и аэропортовую деятельность, содержит посадочные площадки в Чегдомыне и Нелькане, аэропорты в Советской Гавани и Николаевске-на-Амуре, следит за состоянием аэровокзальных комплексов взлетно-посадочных полос.

— Состояние краевой авиакомпании "Хабаровские авиалинии" и в целом организация местных авиаперевозок требуют принципиально нового подхода. Убытки ежегодно растут. Одновременно надо закупать новые самолеты, реконструировать взлетно-посадочные полосы, открывать новые маршруты, — говорил в мае текущего года губернатор Сергей Фургал, отчитываясь перед краевым парламентом об итогах работы правительства. — Мною дано поручение правительству края подготовить стратегию развития и модернизации авиаперевозок на территории Хабаровского края.

И действительно, в сфере авиационных перевозок в крае стали происходить некоторые подвижки. А именно: на внутрирегиональный авиарынок робко "заглянула" компания "Аврора", "дочка" Аэрофлота, базирующаяся в Южно-Сахалинске. На сегодня "Аврора" совершает один рейс по краю, по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре. Согласитесь, это не совсем похоже на "помощь дальневосточной гражданской авиации", скорее, наоборот. Эксперты считают, что последствия вторжения крупнейшего авиаперевозчика в стране на дальневосточный рынок авиаперевозок напрочь убьет местные авиакомпании. Похожая ситуация была в 2009 году, когда умирала компания "Дальавиа".

"Дальавиа", чья география полетов включала международные направления, была создана в конце 90-х, во времена развала Советского Союза, вернее, тогда работа авиационного предприятия была переформатирована в соответствии с реалиями времени. Работа велась вполне успешно, пассажиропоток и обороты компании стабильно росли. Так было до 2004 года, когда "Аэрофлот" вознамерился поглотить авиакомпанию. Существовал проект объединения предприятия с "Владивосток Авиа" и "Сахалинскими авиатрассами" в "Дальневосточную авиакомпанию", подконтрольную "Аэрофлоту". Однако всем этим планам не суждено было реализоваться. В сентябре 2008 года "Аэрофлот" отказалась от сотрудничества с "Дальавиа" и возобновил собственные регулярные перевозки по маршруту Москва — Хабаровск — Москва. В 2006 году убыток "Дальавиа" составил более 270 млн рублей. Особенно тяжёлое финансовое положение сложилось в июле — августе 2008 года, что в немалой степени было связано с повышением на 44% цен на авиатопливо.

"Ситуация, которая складывается вокруг авиаперевозчика ОАО "Дальавиа", похожа на преднамеренное банкротство", — заявил тогда журналистам губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, и высказал мнение, что делом о банкротстве компании должна заняться прокуратура.

Однако дальнейшая судьба компании оказалась плачевной – в 2009 году она лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила свое существование. Имеются подозрения, что на банкротстве компании кто-то очень хорошо "нагрел руки", но информация эта не получила официального подтверждения.

Сегодня, как стало известно агентству, в региональном правительстве идут переговоры о передаче "Хабаровских авиалиний" "Авроре". Вряд ли это происходит без ведома краевого министра транспорта и промышленности господина Немытова, в чьем непосредственном ведении и находятся вопросы пассажирских авиаперевозок и кому было адресовано поручение губернатора о подготовке стратегии развития и модернизации авиаперевозок на территории Хабаровского края. А интерес "Аэрофлота" к авиарынку Хабаровского края, как свидетельствует история, ничего хорошего его жителям не сулит.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia