Каждый рубеж фотовидеофиксации нарушений на дорогах ЕАО зарегистрировал 4 794,9 фактов нарушений правил дорожного движения за первое полугодие текущего года. А в Хабаровском крае за то же время на каждый рубеж пришлось только 1 279,4 фактов. Чуть ли не в 4 раза меньше. И в то же время в соседней области аварийность и смертность на дорогах снизилась значительно, тогда как в Хабаровском крае – совсем немного. А в Приморском крае, и вовсе, аварийность на дорогах за тот же период выросла. Почему соседняя область достигла таких успехов, а два дальневосточных края — нет, выяснял корреспондент ИА AmurMedia. Отметим, что снижение смертности в результате ДТП является одним из приоритетных направлений федерального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Затрат нет, а результат есть
Как недавно сообщало агентство, за первое полугодие 2019 года число аварий на дорогах в ЕАО снизилось более чем на 12%, а смертность – на все 69%. В Хабаровском крае за то же время аварийность снизилась на 1.4%, а смертность – всего на 3,3%. А в Приморском крае число аварий, и вовсе, возросло на 19,2%, число ДТП со смертельным исходом увеличилось на 17,4%. При этом из названых субъектов только в ЕАО рубежи фотовидеофиксации установил и обслуживает частный инвестор на условиях концессии.
— Мы рассматривали три варианта оборудования дорог области рубежами фотовидеофиксации нарушений: за счёт бюджета области, при помощи частного инвестора концессия с фиксированной оплатой его услуг, и на условиях концессии с оплатой услуг инвестора за счёт части собираемых штрафов, — рассказал корреспонденту агентства начальник управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО Евгений Турбин. – Мы подсчитали, во сколько обойдётся бюджету области оборудование 37 рубежей. Сумма для бюджета области — неподъёмная. Делать пришлось бы поэтапно несколько лет. Плюс к тому – регулярно нести расходы на эксплуатацию этого оборудования.
Второй вариант по словам Евгения Турбина тоже "отмели" потому, что для бюджета области он тоже оказался "напряжным". Сколько штрафов будет собрано – не известно, оговоренную сумму инвестору в указанный срок – вынь и положи.
— Мы пошли по третьему пути. Инвестор устанавливает в указанных ГИБДД местах рубежи за свой счёт, передаёт их нам в собственность, обслуживает аппаратуру и получает за свои услуги от собранных штрафов, — продолжает Евгений Турбин. – Мы провели конкурс. Было два претендента. Выиграло предприятие ООО "Безопасные дороги ЕАО". В итоге область, не затратив не копейки, имеет 37 рубежей фиксации, которые исправно работают.
Зоркий "видеоглаз" в ЕАО. Фото: ИА AmurMedia
У семи нянек дитя без глаз
Казалось бы, по большому счёту какая разница, государственное предприятие устанавливает камеры или частное? Аппараты же в любом случае одинаково устроены и должны работать одинаково. Однако, как показывает опыт, концессионные камеры работают гораздо эффективнее, чем бюджетные. Дело в том, что частник заинтересован в том, чтобы аппаратура работала безотказно и фиксировала круглосуточно все без исключения нарушения. Тогда как у государственных предприятий такой прямой заинтересованности нет. А когда ответственных за камеры целых пять госпредприятий, итог как в поговорке: у семи нянек дитя без глаз.
За примером далеко ходить не надо: возьмём Хабаровский край. По данным ГИБДД на территории работает 66 стационарных и 17 передвижных рубежей фото-видеофиксации административных правонарушений. Всего 83 аппарата. Их хозяева — целых пять госпредприятий-балансодержателей.
— Предлагаем рассмотреть возможность передачи всех видеокамер одной организации, которая будет полноценно развивать это направление, — забил тревогу начальник управления ГИБДД по краю Игорь Петряшин на совещании при губернаторе Хабаровского края.
Как выяснилось на совещании, в Хабаровском крае насчитывается 116 стационарных рубежей видеофиксации, которыми управляют пять разных владельцев. При этом лишь 66 систем регистрируют показания официально. Остальные либо выполняют роль муляжей, либо подключены, но воспользоваться их данными нельзя, так как установка камер проведена не по ГОСТу.
А в Хабаровске, и того хлеще, администрация города за федеральные деньги в рамках проекта "Безопасные и качественные дороги" установила 78 рубежей видеофиксации. Однако, как говорили на совещании, лишь с 43 из них полиция может использовать информацию. Остальные комплексы не соответствуют нормативным требованиям и от того простаивают. А средства на их обслуживание государство продолжает выделять.
Постовой в Хабаровском крае. Фото: ГИБДД по Хабаровскому краю
Зачем купили, если не работает
Кроме того, при анализе сайта госзакупок выяснилось, что за счет бюджетов разных уровней в крае за период до 2019 года были поставлены не менее 170 комплексов фото-видео фиксации, включая передвижные камеры (так называемые треноги), стационарные камеры скоростного режима и системы камер, устанавливаемые на перекрестках.
Естественно, для приобретения 170 комплексов фото-видео фиксации из государственной казны была потрачена огромная сумма наших с вами, налогоплательщиков, денег. Но кроме покупки самих приборов их еще нужно установить, настроить и проводить постоянное техническое обслуживание, а также оплачивать электроэнергию, связь, аренду за места размещения. Каждый выставленный штраф нужно отправить по почте нарушителю, что тоже ежегодно выливается в многомиллионные расходы средств налогоплательщиков. Насколько эффективно эти средства были потрачены?
Мы решили сравнить сколько нарушений фиксируют камеры в ЕАО и сколько в Хабаровском крае. За прошедшее полугодие с января по июнь ГИБДД по ЕАО было оформлено 177 410 постановлений с использованием материалов, отснятых камерами фиксации скорости и нарушений на перекрестках, коих в ЕАО работает 37 штук. За этот же период в Хабаровском крае ГИБДД по ХК было оформлено постановлений в количестве 217 500 штук. И это при том, что камер куплено в крае в 4 раза больше, чем в соседней области, да и поток машин в Хабаровске нельзя сравнить с ЕАО.
4 794,9 / 1 279,44 = в 3,7 раза приборы в ЕАО отслеживают большее число совершаемых правонарушений ПДД. Такая разница связана видимо с тем, что половина из 170 камер в хабаровском крае попросту вообще не используется. Спрашивается, зачем было тратить государственные деньги на дорогостоящее оборудование? И есть ли смысл проводить ещё очередные закупки на камеры ФВФ, если вопрос стоит не в их наличии, а в грамотной и эффективной эксплуатации?
Зоркий "видеоглаз" в ЕАО. Фото: ИА AmurMedia
К слову, поток транспортных средств в Хабаровском крае. известное дело, куда больше. По данным с сайта stat.gibdd.ru в крае зарегистрировано 481 151 автомобилей, а в области — 52 126 штук.
— И не надо думать, что любой может купить камеру, заключить договор, поставить, где хочет, и стричь штрафы. Слышали и такие обвинения. Камеры устанавливаются там, где укажет ГИБДД. И постановления о штрафах выносит тоже ГИБДД. Инвестор делает всю техническую работу, но никаких решений не принимает, — сделал вывод Евгений Турбин. – Итог во всех отношениях положительный. Наша область заняла второе место в России по снижению аварийности и смертности на дорогах.