Прозрачность тарифов на услуги ЖКХ в Хабаровском крае весьма сомнительна - эксперт

Вопросы о формировании цен на коммунальные и жилищные услуги нужно задавать краевому правительству, считают экономисты
Услуг ЖКХ. Фото: ИА AmurMedia

Более чем в два раза превышает среднероссийский показатель платежи за жилищно-коммунальные услуги в Хабаровском крае. На 1 июля средний платеж составил 8,4 тысячи рублей при условии выставления счетов в отопительный период. Эксперты связывают это с высокой монополизацией рынка энергоресурсов, отсутствием прозрачности тарифов и бесконтрольной деятельностью управляющих компаний, сообщает ИА AmurMedia.

Средний платеж за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в России в первые шесть месяцев 2019 года составил около 3,7 тысяч рублей, посчитали "Известия" на основе данных консенсус-опроса банков.В Хабаровском крае же средний платеж составляет 8,4 тысячи рублей (в зимний период). Известно, что сумма в квитанциях складывается из двух основных составляющих: коммунальные (вода, электроэнергия, отопление, газ и др.) и жилищные (содержание и ремонт жилья, вывоз мусора и так далее). Тарифы на первую составляющую утверждаются Комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. Вторую часть устанавливают управляющие компании по согласованию с собственниками жилья. На днях глава ФАС Игорь Артемьев заявил "Известиям", что россияне переплачивают более 100% себестоимости коммунальных услуг, а в соседних регионах размер тарифов может различаться в 54 раза.

— На Дальнем Востоке в целом и в Хабаровском крае в частности электрическая энергия самая дешевая по себестоимости и одна из самых дорогих для конечного потребителя, не важно, для обыкновенного гражданина или для бизнеса, — говорит к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровской академии экономики и права Владимир Норин. — Количество вырабатываемой энергии превышает потребности нашего немногочисленного населения, поэтому она продается за рубеж. Но по цене в разы дешевле, чем местному потребителю. Возможно, это правильно с точки зрения экономической политики. Но я уверен, что выскажу общее мнение — цена на энергоресурсы для конечного потребителя должна быть намного меньше нынешней.

О том, что тарифы на услуги ЖКХ должны быть под жестким контролем, не раз говорилось на самых различных уровнях. Тем не менее уже 20 лет никто не может их обуздать.

— Прозрачность тарифов под большим вопросом. Известно, что у каждого предприятия имеется статья доходов и статья расходов. В расходы включаются все издержки предприятия, включая заработную плату рядовых сотрудников и топ-менеджмента. Насколько обоснованы эти затраты никто никогда не считал. Тем не менее, они ложатся на наши плечи в виде тарифов, — продолжает экономист. — Контролировать процесс тарифообразования должно главное контрольно-ревизионное управление правительства Хабаровского края совместно с МинЖКХ. Но здесь тоже больше вопросов нежели ответов. И все потому, что часть доходов от оплаты квитанций за жилищно-коммунальные услуги идет в региональный бюджет, а следовательно, и на содержание этих ведомств. Выводы делайте сами.

Правительство РФ в последние годы проводило жесткую политику ограничения роста тарифов. Так, их повышение контролировали по системе "инфляция минус". Это привело к тому, что в сопоставимых ценах они не росли, а уменьшались. Но в то же время из-за законодательных ошибок в отдельных регионах тарифы повышали на большие значения. Были эпизоды, рассказал глава ФАС, когда рост составлял 76%. Только за последний год зафиксировано около 800 случаев, когда законодательные органы на местах повышали тарифы выше уровня инфляции и делали это законно.

Редакция ИА AmurMedia обратилась в краевое МинЖКХ с целью выяснить, насколько, по мнению чиновников, обоснована величина тарифов на жилищно-коммунальные услуги в крае, но, к сожалению, оперативно получить ответ не удалось. В ведомство подготовлен и направлен официальный запрос.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia