Состояние общественного транспорта и ситуация, сложившаяся на рынке пассажирских перевозок в Хабаровске и Хабаровском крае — давняя горькая боль жителей. В последние несколько лет в этой сфере проблемы только множились. Редакция ИА AmurMedia попыталась проанализировать, в чем причина удручающего состояния дел в этой отрасли и есть ли "свет в конце тоннеля".
О том, что сфера общественного транспорта в Хабаровске давно больна, знают все, кто передвигается на автобусах, трамваях и троллейбусах. Печалит то, что перемен в лучшую сторону в ближайшем времени не предвидится. В прошлом году обанкротился и закрылся ХПАТП-1. Его сотрудники и имущество перешли к МУП ГЭТ.
Сейчас в городе из 63 маршрутов в государственном ведении остались лишь два автобусных, четыре трамвайных и один троллейбусный маршрут. Остальные поделили между собой 33 коммерческие структуры.
В итоге в сфере пассажирского общественного транспорта вместо здоровой конкуренции, направленной на улучшение качества услуг, горожане получили полнейший хаос и безвластие. Судите сами.
— Я не знаю, что произошло, но сегодня не пришли подряд три автобуса, которые должны были следовать по расписанию из Некрасовки в Хабаровск, — рассказала, с трудом сдерживая эмоции, жительница пригорода Хабаровска Елена Скворцова. — Я не буду воспроизводить те слова, которыми поминали перевозчика десятки человек, опоздавшие сегодня на работу, а также те, кто не вместился во все-таки пришедший автобус. При этом по расписанию интервал между рейсами отнюдь не пять минут. Куда жаловаться? Кому? И когда прекратится это безобразие?
Сидения в троллейбусе. Фото: ИА AmurMedia
Это высказывание касается пригородных маршрутов. В самом городе ситуация не лучше. О том, что расписание существует, горожанам известно лишь в теории. Но это не самая большая проблема. Больше всего, судя по отзывам пассажиров, их беспокоит удручающее состояние подвижного состава и отсутствие элементарного сервиса на городских маршрутах.
— У меня стойкое ощущение, что владельцы транспортных компаний считают пассажиров скотом, — возмущается хабаровчанин Александр Михайлов. — То транспортное средство, что приезжает по утрам на мою остановку, трудно назвать автобусом. Это сарай на колесах. Драные сидения, ржавые, грязные поручни, пыльные окна, дыры в полу, щели в бортах, весь салон заляпан выцветшими рекламными листовками столетней давности. Про вежливость и корректное отношение к клиентам ни кондуктор, ни водитель автобуса, похоже, не слышали никогда. А вы видели трамваи, которые ходят по маршруту № 5? Те, квадратные, с фанерными бортами? Их нужно было отправить на свалку еще лет тридцать назад!
Салон троллейбуса. Фото: ИА AmurMedia
Еще несколько лет назад существовала единая система, отвечавшая за весь городской общественный транспорт, но реформы сделали свое дело. И сейчас, как говорят специалисты, сосредоточение всего транспорта в одних руках повлечет за собой нарушение законодательства. По идее, есть городское управление транспорта, которое, согласно ФЗ № 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ", принятого в июле 2015 года, является уполномоченным органом по организации транспортного обслуживания населения. На деле, согласно этому же закону, функции управления состоят в определении схем маршрутов, составлении расписания движения и проведения конкурсов между перевозчиками по распределению маршрутов общественного транспорта.
Контролирующие функции возложены на две структуры: ГИБДД и Дальневосточное межрегиональное управление Госавтодорнадзора (ДМУ ГАДН). Разговоры водителя по телефону во время движения, курение, несоблюдение расписания, дыры в полу – все эти жалобы должны идти туда, поскольку у этих структур есть рычаги воздействия, привлечения к административной ответственности.
Специалисты управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска говорят, что отрасль общественного транспорта в сферу своей социальной направленности всегда нуждалась в дополнительных денежных дотациях. Именно благодаря поступлениям из федерального бюджета в рамках различных программ в 2009-2015 годах частично обновился подвижной состав:
за 7 в общей сложности лет было приобретено 60 автобусов, 11 трамваев и два троллейбуса. Для сравнения – на улицы города ежедневно выходит более 700 единиц транспорта – порядка 670 автобусов, 30 трамваев и 20 троллейбусов.
Ситуация в Хабаровске не является уникальной. Аналогичные проблемы испытывают все населенные пункты края, где есть общественный транспорт.
В краевом правительстве структуры, регламентирующей и контролирующей деятельность предприятий сферы общественного транспорта нет. Единственная структура, имеющая небольшое отношение к этой сфере — Главное контрольное управление, которое только лишь выдает лицензии на осуществление пассажирских перевозок, и больше ничего.
Окна в автобусе. Фото: ИА AmurMedia
Навести порядок в этой непростой, но чрезвычайно важной отрасли сможет только твердая рука в лице краевых властей, считают эксперты. И это вполне возможно – достаточно обратиться к опыту других регионов.
Но, к сожалению, все взаимодействие правительства Хабаровского края со сферой общественного транспорта сводится лишь к "драконовским мерам". Возьмем, к примеру, социальную транспортную карту, внедрение которой идет с большим скрипом: для ее использования требуется дополнительное оборудование, которое должен установить перевозчик за свой счет в дополнение к имеющимся валидаторам. Дотаций и субсидий из регионального бюджета предприятиям, занимающимся пассажирскими общественными перевозками, не было никогда, более того, в правительстве посчитали, что те и так слишком много зарабатывают, и инициировали ряд проверок на предмет нарушения налогового законодательства. Обновление подвижного состава – да, конечно. Но силами самих предприятий, которые в данном случае смогут носить гордое звание инвестора.
Салон автобуса. Фото: ИА AmurMedia
— Состояние общественного транспорта в крае примерно везде одинаково, и навести в ней порядок вполне реально. Но для этого нужна сильная политическая воля. И воля эта должна исходить от краевого правительства, — говорит кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Хабаровской академии экономики и права Владимир Норин. – Во-первых, нужно побудить контролирующие органы к более тщательному исполнению своих обязанностей в сфере общественного транспорта, во-вторых, усилить контроль в области лицензирования пассажирских перевозок. Эти меры на первоначальном этапе не потребуют больших затрат. Но вопрос – кто будет этим заниматься? Общественный транспорт – сфера не столь убыточная, как о ней говорят, ведь ни один бизнесмен не будет работать, если его дело не приносит прибыли. А когда речь заходит о деньгах, включаются совсем другие процессы. В политических кругах этот процесс называется лоббированием интересов и зачастую носит коррупционный характер. У нас есть министерство промышленности и транспорта, есть Главное контрольно-ревизионное управление, есть множество структур и рычагов, которые смогут повлиять на ситуацию. Но нет только воли. Поэтому мы и имеем то, что имеем, и перемен к лучшему ждать не стоит. По крайней мере, не при нынешнем правительстве.