"Грязное дело": как Хабаровский аэропорт с малым бизнесом работал

Взаимоотношения по оказанию клининговых услуг для крупной компании обернулись для предпринимателя убытками и судебными разбирательствами
Хабаровский аэропорт. Фото: Алексей Тимиргалеев

О том, насколько непросто вести свой бизнес в условиях "дикого российского капитализма", говорят очень много и на разном уровне. Но в основном речь заходит о мерах поддержки, льготах и преференциях, экономических и налоговых условиях и прочем. Моменты "внутривидовой", если можно так выразиться, борьбы опускаются, как не оказывающие существенного влияния на процесс. Речь идет о том, как крупный бизнес и госкорпорации пытаются оказывать давление на малый бизнес. Именно такие действия усматриваются в истории деловых взаимоотношений между АО "Хабаровский аэропорт" и компанией "Прим-ДВ", передает ИА AmurMedia.

История эта началась в прошлом году, когда "Хабаровский аэропорт" на сайте zakupki.gov разместил запрос предложений для заключения договора по оказанию клининговых услуг. Согласно техзаданию, исполнителю предстояло содержать в чистоте помещения аэропорта и прилегающую территорию в течение трех лет.

Здесь сделаем небольшое отступление. В настоящее время в Хабаровском аэропорту идет масштабная стройка, в сентябре текущего года будет введено в эксплуатацию новое здание пассажирского терминала, идет реконструкция привокзальной инфраструктуры. В будущем здесь планируется появление еще нескольких объектов, среди которых – гостиница и бизнес-центр. Естественно, что конкурс на предоставление клининговых услуг для аэропорта вызвал большой интерес у специализированных компаний: тот, кто его выиграет, сможет в будущем зайти на новое здание, а также получит шанс взять в работу и новые объекты.

Итак, первая закупка ка сумму в 89,5 млн рублей была размещена в мае прошлого года. Получены предложения от шести компаний, пять из которых допустили к участию в конкурсе, и даже определен победитель — компания "Амазон". Но внезапно заказчик отменяет закупку, ссылаясь на необходимость внесения изменений в техническую документацию. Вторая закупка появилась в конце июня, ее сумма составила уже 81,4 млн, срок заключения договора – 3 года. Также прошел сбор предложений, работа конкурсной комиссии и все полагающиеся процедуры. Среди участников также значится компания "Амазон", а победителем признали компанию "Маркес". Но в августе Управление федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю усматривает в действиях закупочной комиссии АО "Хабаровский аэропорт" нарушения.

"Подсчет баллов произведен закупочной комиссией с нарушением положений закупочной документации, а установленные в документации формулы расчетов создают преимущественные условия участия организациям, находящимся на упрощенной системе налогообложения. ОАО "Хабаровский аэропорт" предписано аннулировать данную закупку", — говорится в официальном сообщении ведомства.

Третью закупку тех же самых услуг "Хабаровский аэропорт" провел в августе 2018 года. Но сумма договора и срок исполнения услуг были совсем иные. Договор на сумму около 23 млн рублей предполагалось заключить всего на год, его действие заканчивалось непосредственно перед вводом в эксплуатацию нового здания.

Конкурс на предоставление клининговых услуг выиграла компания "Прим-ДВ".

— В конце сентября прошлого года по результатам конкурса мы заключили договор с АО "Хабаровский аэропорт", и с 1 октября приступили к работе, — рассказывает директор ООО "Прим-ДВ" Илья Немиш. – Сразу скажу, что еще в самом начале у меня сложилось стойкое впечатление, что нам, мягко говоря, не совсем рады. Но, тем не менее, за девять месяцев к нашей работе со стороны заказчика не было ни единой претензии. Недоразумения начались пару месяцев назад.

Вначале, как рассказывает предприниматель, в общении с представителями АО "Хабаровский аэропорт" стали звучать намеки а то, что хорошо было бы просто прекратить сотрудничество. Потом пошли разговоры о расторжении договора.

— Естественно, терять работу, нести убытки нам было совсем не нужно, — продолжает предприниматель. – Если нет претензий, какие могут быть основания к расторжению договора?

Но, судя по всему, заказчик поставил себе конкретную цель – выжить с объекта ставшего чем-то неугодным предпринимателя.

— В начале июля я вдруг узнаю, что моих сотрудников перестали пускать на территорию объекта, отобрали у них пропуска, которые, кстати, были выданы совсем не бесплатно. Более того, выясняется, что представители АО "Хабаровский аэропорт", как они выразились, арестовали мое оборудование общей стоимостью более 2 млн рублей. Все оборудование, от поломоечных машин и пылесосов до веников и совков! Это известие меня настолько шокировало, что вначале я даже не знал, как реагировать. Задаю вопрос: в чем причина? Получаю уведомление, датированное 5 июля 2019 года о том, что руководством АО "Хабаровский аэропорт" принято решение о "приостановлении оказания услуг по договору № 8-639/18 от 21.09.2018 на оказание клининговых услуг" и намерении расторгнуть его в судебном порядке с 07.07.2019. Основание – претензии на качество этих самых услуг.

В распоряжении редакции ИА AmurMedia имеются копии документов, рассказывающих историю взаимоотношений АО "Хабаровский аэропорт" и ООО "Прим-ДВ" — договор, счета, акты выполненных работ и прочее, включая это самое уведомление. Действительно, судя по документам, до недавнего времени все акты принимаются заказчиком и подписываются без претензий. Исключение составили лишь два последних документа, за июнь и июль. На них пометки: "принято с претензией №3.1 – 1957 от 08.07.2019". То есть претензия появилась позже, чем уведомление о намерении расторгнуть договор. Как такое может быть? И насколько законно со стороны заказчика расторгать договор за два дня?

АО "Хабаровский аэропорт", как и заявлял в своем письме, обратился в суд с намерением расторгнуть договор, однако суд посчитал, что в данном случае был нарушен претензионный порядок, и оставил исковое заявление без движения. Сейчас конфликт между сторонами перешел в правовое поле – компания "Прим-ДВ" считает, что действия АО "Хабаровский аэропорт" принесли ей убытки и негативно повлияли на деловую репутацию, поэтому намерена отстаивать свои интересы в суде. А чистоту в помещениях аэровокзала и на прилегающей территории сейчас наводят люди в спецодежде с логотипом фирмы "Амазон"...

Ситуация, описанная выше, к сожалению, не является прецедентом во взаимоотношениях малого и крупного бизнеса. Таким способом, как полагают правозащитники, некоторые компании манипулируют собственными финансами. Происходит это так: составляется закупка с определенными параметрами под конкретную компанию, с которой уже есть предварительная договоренность. Далее эта компания выигрывает конкурс, а средства, уплаченные за товар или услугу, частично возвращает заказчику в виде так называемых "откатов".

— К сожалению, такая практика имеется, — говорит уполномоченный по правам предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов. – Нередко крупные компании делают закупку специально под кого-то, оговаривая какие-то специфические условия. Это является нарушением антимонопольного законодательства и жестко контролируется УФАСом. Но, к сожалению, нет механизма, позволяющего на законодательном уровне отслеживать выполнение сторонами условий уже заключенного контракта. Здесь приходится полагаться исключительно на порядочность сторон, что, согласитесь, не всегда имеет место. Поэтому крупные компании пользуются подобными нормативными несовершенствами и "выдавливают" более мелких игроков с рынка в угоду собственным, не всегда прозрачным интересам. Единственный инструмент, который сможет как-то защитить малый бизнес в подобных ситуациях, это, на мой взгляд, усиление ответственности сторон за исполнение условий договоров. И чем больше компания, тем больше должна быть ответственность.

О несовершенстве законодательства, которое регулирует деятельность в области госзакупок, говорят давно и много. Но пока все слова не превратятся в конкретные действия, ни о каком развитии малого и среднего бизнеса в стране речи быть не может.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia