Хабаровску нужен культурный переворот

В краевых музеях хранятся настоящие сокровища, порой недоступные его жителям
Обжора. Фото: Телеканал Вести - Хабаровск

Пока по федеральным каналам твердят о необходимости распространения и развития культуры, в фондах Дальневосточного художественного музея делают потрясающие открытия. В то время как сам музей фактически терпит бедствие, сообщает ИА AmurMedia.

Сенсацией стала новость о том, что одна из картин, взятая сотрудниками музея на реставрацию, оказалась полотном, стоимостью около 100 миллионов евро. Бесценный холст, в плачевном состоянии попал в наш край в далеком 1931 году – его прислали из Эрмитажа, как неликвид. На картине полный мужчина с яркой мимикой, вилкой и ножом яростно разделывает гуся. Название, говорящее: "Обжора".

— В 2005 году клеевой слой с обратной стороны начал желтеть. Картину было решено реставрировать. Она была в очень плохом состоянии: с утратами и порывами. Несколько десятилетий она хранилась в фондах музея. В 1973 и 1978 годах была проведена неудачная реставрация при нарушении технологического режима. Один из порывов был прямо на лице. С тыльной стороны холст склеивали ниточка в ниточку и армировали другими нитями, чтобы не было шва, — говорит реставратор высшей категории Дальневосточного художественного музея Елена Евстратова.

При реставрации на картине была обнаружена книга на которой по-французски значилось: "Французский повар". С этой находки началась настоящая детективная история по поиску автора картины. Сотрудники искали похожие сюжеты в английской и французской живописи. Спустя месяц поисков они наткнулись на фотографию вывески магазина Корселе. На ней был "Обжора" с картины их запасников Хабаровского музей.

Им оказался Александр-Бальтазар-Лоран Гримо де Рейнер.— журналист, автор восьми выпусков парижского "Альманах гурмана". Нашлось множество его портретов, датированных различными периодами. Чаще других его писали Филибер Дебюкур и Луи Буальи. Сотрудники музея склоняются к тому, что их картина кисти последнего.

— Безымянный обжора оказался первым и самым знаменитым французским кулинарным критиком Александром Гримо. История его работ увековечена в музее истории Парижа. В недалеком будущем картина обретет своего автора, поиск которого сузился до двух имен известных французских художников. Стоимость полотна теперь оценена Министерством культуры России в сумму около ста миллионов евро, — сообщила директор музея Валентина Запорожская. Она рассказала, что сотрудники музея написали письмо во французский музей, но ответа пока не получили.

Находки, подобные этой, в современном искусстве большая редкость. Это все равно, что открыть необитаемый остров, в современных условиях, когда все уголки Земли так изучены. Впрочем, и без обжоры фонды Дальневосточного художественного музея хранят уникальную коллекцию. Среди 16 тысяч экспонатов картина Тициана – в России их всего девять. Есть в нашем музее и другие шедевры с мировыми именами: Паоло Веронезе "Блудница перед Христом", Бернардо Белотто "Церковь Санта Мария Маджоре в Риме", Петров-Водкин "Дочь рыбака" и другие полотна. И всем им катастрофически не хватает места в здании музея, которому очень нужен ремонт.

В Хабаровске нет нормального выставочного зала, а практически все имеющиеся учреждения культуры: театр Драмы и театр Юного зрителя, краевая научная библиотека, краеведческий музей – нуждаются в финансировании.

— Хабаровску нужен статус культурной столицы Дальнего Востока. С соответствующим финансированием и проектами. Без серьезной программы с гарантированной финансовой поддержкой мы не сдвинемся с места в "культурном вопросе". Проблему Дальневосточного художественного музея пытаются решить несколько лет. А уникальные коллекции продолжают ютиться в кабинетах сотрудников музей. Потому что их некуда ставить! Сейчас мы можем увидеть меньше 1% всех фондов – больше не позволяет теснота музея. Я считаю, что для этого музея нужна специальная федеральная программа по сохранению его уникальных фондов. Нужно еще один новый и современный корпус. Это же национальное достояние – без преувеличения! Этим надо заниматься на федеральном уровне. Мы понимаем, что это очень большие деньги. Но это уникальный объект. Мы должны его сберечь, — сказала Виктория Цыганова на встрече с общественниками и работниками культуры.

По-хорошему, нашему городу нужен культурный переворот, потому что время культурных реформ уже прошло. Нужны экстренные меры и, как любят говорить федеральные чиновники "качественный скачок". Нужны новые формы: формат картинных галерей с камерными концертными залами и кафе, парки с выставочными залами.

— Нам нужен парк, который сможет стать нашим дальневосточным "Зарядьем". Представьте себе пространство, на котором представлены все регионы Дальнего Востока: их природные особенности, национально-этнические, гастрономические. Это может быть уникальный комплекс с выставочными и концертными залами, кафе, галереями, большой парковой зоной. Мы могли бы привлечь туристов не только из России или Китай, но и из Европы, — говорит специалист культурно-просветительского отдела музея истории города Хабаровска Светлана Коваль.

Запрос от общества "на культуру" есть, но у наших музеев и театров нет денег, чтобы их удовлетворить. Пока работники культуры рисуют проекты и мечтают о новых помещениях и парках, чиновники федерального уровня твердят о необходимости "оторвать детей от интернета", привлечь людей в Дома культуры и театры. Но что увидят люди в небольших городах, если в краевом центре уникальную коллекцию и полотна великих мастеров сотрудники музея вынуждены размещать в своих кабинетах?

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia