Нет нужды расписывать пользу молока. Каждый из нас на нём вырос. Невозможно молоко и продукты из него исключить из рациона взрослого человека. Но, так уж вышло, что в Хабаровском крае с обеспеченностью молоком ситуация аховая: при потребности в 250 тысяч тонн, край производит только 25 тысяч, остальное закупает на стороне. И под привозным надо понимать не цистерны с молоком, а мешки сухого: так возить и хранить проще.
Из таких невесёлых статистических выкладок понятно, что шанс встретить на магазинной полке молоко, которое два-три дня назад надоили, изначально невелик. 90% того, что мы видим – восстановленный продукт. Как ранее сообщало информагентство, например, Переяславский молочный завод до недавнего времени также часть продукции производил в соответствии с регламентом. Сырье предприятие закупало в Уругвае, ориентируясь на хорошее качество продукта и минимальную цену.
А что же мешает закупкам у местных производителей молока?
Во-первых, их мало. Во-вторых, у них малые, по меркам молокозаводов, производственные мощности. В-третьих, молоко надо ещё доставить, от разбросанных по территории края ферм до молокозаводов. А это добавит к цене молока и транспортные расходы, и риски испортить молоко в жару или в холод. В копилочку, определяющую цену фермерского молока, добавляется и достаточно долгий цикл от "купил телочку" до "надоил молока". И проблемы с кормами и местом выпаса. И отопление коровников, и обслуживание оборудования для машинной дойки. А самое главное — в расходах сидит зарплата специалистов, в том числе зоотехников, ветеринаров, технологов. А экономить на них фатально: стадо может моментально вымереть. Что в крае происходило неоднократно.
Всё это сказывается на стоимости молока, которое стабильно, год от года, дорожает. Без всякого злого умысла или сверхкорысти со стороны фермеров и молокозаводов. Расходы на "молочку" у жителей края достигают 20-30% от всех затрат в потребительской корзине. И велико искушение сократить расходы, взять молокопродукты подешевле.
И откликаясь на подобный запрос потребителя, на полках магазинов стало появляться молоко и прочая молочная продукция по подозрительно низким ценам. Проверки, произведенные в специальных лабораториях, показывают, что содержание пакетов с подобной продукцией можно смело относить не столько к молочной промышленности, сколько к химической. ИА AmurMedia уже рассказывало читателям сайта о результатах исследования молока, выявивших замену животных жиров в нём на жиры растительного происхождения.
Законодатель до сих пор ищет верную формулировку закона, который обяжет магазины развести настоящее молоко и молокосодержащие продукты по разным полкам. А значит в настоящий момент потребителю ничего другого не остаётся, как внимательно изучать этикетки, относясь к своему выбору максимально ответственно. Если каждый начнёт делать свой выбор, ориентируясь не только на цену товара, а сделав решающим аргументом покупки именно качество. Иными словами, если каждый из нас будет голосовать своим рублём именно за настоящее молоко, то это, вполне возможно, изменит ситуацию с угрожающим количеством фальсифицированной продукции на магазинных полках.
А поможет рациональному выбору потребителей участие производителей в добровольной сертификации в НСС – Национальной системе сертификации.
О том, как и кто это может сделать, мы поговорили с руководителем органа по сертификации продукции и услуг ФБУ "Хабаровский ЦСМ" Викторией Ваниватовой:
—В основу Национальной системы сертификации входит подтверждение качества продукции национальным стандартам (ГОСТ). Предприниматель, прошедший данную процедуру, вносится в реестр НСС и получает возможность маркировать свою продукцию QR-кодом и знаком Росстандарта. QR-код содержит информацию о документе, подтверждающем качество продукции (сертификат соответствия) и о соответствии продукции показателям, установленным ГОСТом. Процедура НСС направлена на содействие потребителям в компетентном выборе продукции, повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках, снижение рисков поставки потребителю фальсификата и контрафактной продукции.
— Виктория, а кто может обратиться к вам, в Хабаровский ЦСМ для того, чтобы сертифицировать своё молоко?
— Любой производитель, изготавливающий и выпускающий в оборот продукцию по национальным стандартам (ГОСТ). Если предприниматель считает, что процесс его производства выстроен верно, если он хочет повысить конкурентоспособность своего продукта и подтвердить его качество для того, чтобы, например, стать поставщиком детской молочной кухни, или зайти со своим продуктом в торговые сети или предприятия общественного питания, то ему необходимо пройти процедуру подтверждения соответствия продукции требованиям ГОСТ.
— А если в ходе проверки выявятся несоответствия?
— Никто не работает идеально. На любом производстве, независимо от размеров, будь то фермер или молокозавод, встречаются несоответствия. Но всегда есть возможность их устранить в установленный срок.
Как найти, куда звонить, когда идти
Орган по сертификации ФБУ "Хабаровский ЦСМ" — ул. Карла Маркса, 65 офис 406 тел.70-37-65
Режим работы: понедельник — четверг 08.00 — 17.00, пятница 08.00 — 16.00, перерыв: 13.00 — 13.45.
Подробную информацию о работе, услугах и их стоимости Хабаровского Центра стандартизации и метрологии можно найти на официальном сайте csmkhv.ru и аккаунтах в социальных сетях.