В Хабаровске больше года работает система безналичной оплаты проезда. В общественном транспорте установлены терминалы-валидаторы, и расплатиться за проезд таким образом можно банковской бесконтактной картой, единой транспортной картой, должны войти в оборот краевые социальные транспортные карты. О том, как эта система работает, какие еще реформы ждут городской общественный транспорт, корр. ИА AmurMedia подробно рассказывает директор Хабаровского межотраслевого навигационно-информационного центра Павел Тесельский.
– В Хабаровске автобусы, трамваи, троллейбусы оборудованы терминалами для безналичной оплаты проезда. Павел Павлович, насколько это был удобный шаг для пассажиров?
– Совершенно верно, начиная с конца прошлого года, у нас весь общественный транспорт на сто процентов оборудован подобной системой. На сегодняшний день доля безнала в нем составляет порядка тридцати семи процентов. И это доказывает, что в настоящее время жителям города удобно расплачиваться за проезд банковскими и транспортными картами.
– Хотелось бы уточнить, это и наши обычные бесконтактные банковские карты, которыми мы привыкли расплачиваться в магазинах, и еще, может быть ими кто-то не пользовался, наверняка, есть такие люди, единые транспортные карты. Подскажите, что они собой представляют?
– Это подобие тех же банковских карт. Они чипованные, защищены от несанкционированных снятий денежных средств. Пока ими можно расплатиться только в общественном транспорте.
– Они неименные, правильно?
– На сегодняшний день у нас в городе действует несколько видов транспортных карт: есть обычные, которые неименные, обезличенные, а также городские социальные карты. В настоящее время в Хабаровске реализуются два таких проекта. Первый — это социальные карты для малообеспеченных многодетных семей. Коммерсанты пошли нам навстречу, они предоставляют скидку пятьдесят процентов на билет для этой категории граждан в будний день, с десяти утра до шестнадцати часов дня. Второй проект — социальные транспортные карты Всероссийского общества слепых. Сейчас у них полностью безлимитный бесплатный проезд на всем общественном транспорте города.
– Говорят, есть транспортные карты, по которым предоставляются какие-то бонусы, чем больше поездок — тем дешевле. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Да, наша транспортная карта на ряде маршрутов имеет так называемую бонусную систему: чем больше по ней ездишь — тем больше скидка в конце месяца.
– Получается, пассажир может сам вносить деньги на транспортную карту и таким образом расплачиваться? Я правильно понимаю или нет?
– Да, именно так. Вы можете пополнить данную транспортную карту через Сбербанк Онлайн или через терминалы Сбербанка. Деньги там виртуальные, списываются после каждой поездки. Кроме того, есть специальное приложение для смартфонов, планшетов и компьютеров, где в онлайн режиме можно узнать остаток на карте или количество совершенных поездок. Также это можно сделать по телефону, позвонив на номер нашей диспетчерской службы.
– Как Вы думаете, насколько это удобно для пассажиров, насколько это облегчило работу кондукторов?
– В первую очередь, это облегчило проблему проезда для детей, потому что на сегодняшний день каждую третью транспортную карту покупают для ребенка. Чтобы дети не потеряли карту, ее можно приобрести в форме браслета, в форме брелока, есть совершенно разный дизайн. Это очень удобно для родителей, потому что они действительно знают, что ребенок доедет до учебного заведения, либо куда-то в кино, на отдых и т. д.
– Это как в такси, можно отслеживать?
– Да, совершенно верно, самое главное, что теперь родители могут в режиме реального времени посмотреть, как их ребенок доехал, сколько раз он проехал, сколько денег осталось на карте, сколько еще нужно. И опять же не надо давать наличные деньги и бояться, что он их потеряет, либо у него их украдут.
– Крайне удобно, правда! Остается сказать, как и где их можно приобести?
– Приобрести транспортную карту сегодня не проблема, она продается уже во многих местах. В первую очередь, мы работаем с крупной сетью "Союзпечать", карту можно приобрести в любом их киоске. Кроме того, ее можно спрашивать и у кондукторов в автобусах, потому что перевозчики также берут карты на реализацию. И, само собой, их можно приобрести у нас, на Ким-Ю-Чена, 44 "б", всегда в наличии.
– Хотелось бы затронуть также и "больную" на сегодня тему краевых социальных транспортных карт, которые должны были вступить в оборот первого июня, но по каким-то причинам пока это не случилось. Подскажите, для какой именно категории лиц они изначально выпускались?
– На самом деле, там довольно большой перечень категорий. Есть два вида льготников: федеральные и региональные. Если региональные льготники раньше получали компенсацию за проезд в денежном эквиваленте, в среднем 720 рублей в месяц, то сегодня согласно конкурсу Министерства социальной защиты у них есть право выбора: либо продолжать получать деньги, те же 720 рублей, либо заменить их на транспортную карту, на которую соцзащита готова зачислять одну тысячу рублей в месяц. Есть также федеральные льготники, которые в настоящее время не получают финансовую поддержку от государства.
– А давайте разъясним, чем федеральные льготники отличаются от региональных?
– Они как раз отличаются тем, что федеральные льготники на сегодняшний день не получают никаких денег от края. И тем самым соцзащита попыталась при внедрении этого проекта также выдать транспортную карту федеральным льготникам. Чтобы эта категория лиц также могла воспользоваться правом проезда, для них предполагается зачислять на транспортную карту триста рублей. В настоящее время условием конкурса соцзащита обязала краевого оператора произвести интеграцию с городской системой.
– Павел Павлович, не могли бы Вы назвать, кто у нас в этом конкурсе выиграл, кто в итоге стал краевым оператором?
– В конце марта соцзащита подвела итоги конкурса, победителем была признана московская фирма, проектно-производственное бюро "Новое поколение", она и занимается внедрением новых социальных транспортных карт на территории Хабаровского края. Одним из условий конкурса было то, что с первого июня данный проект должен был заработать на территории города Хабаровска и Хабаровского района. К большому нашему сожалению, краевой оператор не смог вовремя организовать систему интеграции. Прежде всего это произошло по двум причинам. Изначально он планировал, что получит полный доступ к нашей системе и тем самым сможет установить второе приложение на наши терминалы. Но ввиду многих аспектов, в том числе и информационной безопасности, мы не можем предоставить полный доступ к терминалам, которые установлены перевозчиками в городе, потому что мы опасаемся, что тогда возникнут случаи несанкционированных списаний денежных средств с банковских и транспортных карт, которые уже учтены в нашей системе.
– То есть это в первую очередь забота о пассажирах?
– Конечно, мы не можем позволить, чтобы эти данные "ушли" в какие-то третьи организации. В связи с этим, еще в начале апреля мы высказали наше видение этой интеграции. Поскольку у нас нет абсолютно никаких договорных отношений ни с органами социальной защиты, ни с этим краевым оператором, то мы готовы провести процесс интеграции своими силами. Для этого нам всего лишь необходимо знать, как шифруются транспортные карты краевым оператором. После того, как мы получим ключи шифрования к этим транспортным картам, мы сможем обновить наше программное обеспечение, чтобы точно также получать необходимую информацию по картам и передавать ее краевому оператору. Но, к сожалению, такой сценарий не совсем удовлетворяет краевого оператора. Стоит также отметить, что в конце мая Правительство Хабаровского края выпустило новое постановление, в котором сдвинуло сроки реализации проекта на территории города на первое сентября этого года. Я надеюсь, что к этому времени мы найдем общий язык с краевым оператором и придем к некому консенсусу, который удовлетворит и его, и нас с точки зрения законодательства Российской Федерации.
– А как быть тем людям, которые уже получили краевые социальные транспортные карты? Это же около двух тысяч человек.
– Органы социальной защиты заявляют, что на сегодняшний день по Хабаровску и Хабаровскому району подано около шести тысяч заявлений на получение этой транспортной карты. В настоящее время введен переходный период, и те граждане, которые имеют право на эту льготу и кому уже выдали транспортную карту, сегодня получают эту льготу в денежном эквиваленте.
– Всё это делается во благо пассажиров, во благо жителей города.
– Конечно, мы полностью поддерживаем этот проект. Несмотря на то что мы не выступаем никакой стороной этого процесса ни со стороны соцзащиты, ни краевого оператора, ни правительства, мы понимаем всю важность данного социального проекта для жителей Хабаровска и вместе с администрацией города делаем всё возможное, чтобы привлечь краевого оператора на свою сторону и как-то найти с ним общий язык.
– Я уверен, что всё решится лучшим образом, все придут к общему консенсусу, главное, чтобы пассажиры были в цифровой безопасности, и их денежные средства никуда не "ушли".
– Безусловно! Стоит также отметить, что на сегодняшний день в Хабаровске нами уже выдано двадцать четыре тысячи транспортных карт. Это не беря в расчет банковские карты, их насчитывается порядка 170 тысяч, которые уже учтены в системе и по которым граждане ежедневно совершают поездки. У нас накоплен довольно большой опыт, налажена большая сеть, и это работает.
– Причем работает хорошо, потому что мы видим, как обновляется транспортный парк, какие красивые автобусы сегодня выходят на маршруты. Порой возникает ощущение, что мы находимся в Европе.
– Да, совершенно верно, и главное — это удобно для самих коммерсантов и для всех хозяйственных субъектов, которые в настоящий момент выполняют перевозки, потому что они в режиме реального времени на следующий день могут посмотреть отчет за предыдущий, узнать, сколько пассажиров у них проехало, на каких маршрутах. Кроме того, важно сказать, что в нашей схеме взаимодействия с перевозчиками, коммерсанты получают деньги за безналичный расчет по транспортным и банковским картам уже на следующий день. В отличие от того, что им предлагает Министерство социальной защиты. И это на сегодняшний день является тем камнем преткновения, который не позволяет быстро развернуть этот процесс, поскольку сейчас те деньги, которые коммерсанты тратят на перевозку пассажиров по краевой социальной транспортной карте, это прямые их расходы. Органы соцзащиты обещают возмещать их перевозчикам только через десять рабочих дней.
– А заправляться-то нужно на следующий день!
– Да, не только заправляться, но и чиститься, оплачивать работу водителей, кондукторов, страховки и т. д. На сегодняшний день для транспортников это большая проблема.
– Но не будем о проблемах, давайте лучше поговорим о том, что еще нас ждет нового, какие инновации от вашего ведомства появятся в ближайшее время?
– Кроме сопровождения подобной системы, наше учреждение также занимается и мониторингом общественного транспорта. В этом году идет масштабная модернизация нашего программного комплекса "АСК-навигация". У нас уже существует ряд приложений для телефонов, смартфонов и компьютеров, которые позволяют в режиме реального времени отследить движение общественного транспорта на территории города.
– Давайте приведем примеры! Кроме информационных табло, которыми уже оснащены некоторые остановки в Хабаровске, я могу и на собственном смартфоне посмотреть, через какое время подойдет автобус. Правильно понимаю?
– Да, это большой комплекс мероприятий, в котором работает не только наше учреждение, но также и перевозчики, потому что на сегодняшний день ведется большая работа по смене бортового навигационного оборудования у перевозчиков, чтобы мы могли в реальном времени четко понимать, где движется автобус, и информировать об этом население. Мы живем в двадцать первом веке, в веке информационных технологий, все хотят знать, когда придет автобус, сколько нужно затратить времени на дорогу. Кроме того, в нашем приложении можно также посмотреть информацию о пробках на дорогах. В настоящий момент мы ведем переговоры с компанией "2ГИС". Надеюсь, в конце года в приложении "2ГИС" также можно будет отследить движение автобусов.
– Судя по вашим словам, выходит, что автобус — это транспорт будущего?
– Совершенно верно! На сегодняшний день все мы столкнулись с проблемой парковки в центре города. В последнее время всё больше жителей выбирает общественный транспорт, потому что это действительно комфортно и удобно в передвижении по городу.