Кажется, горнодобывающие предприятия Хабаровского края ждет неприятный сюрприз: тщательная ревизия всех представляемых ими данных на предмет расхождений бумажных цифр и реальных. На ревизии настаивает глава региона, возмущенный тем, что зарабатывают добывающие предприятия много, а вот налоги платить исходя из реальных цифр не хотят, сообщает корр. ИА AmurMedia.
С отчетным докладом об итогах работы горнодобывающих предприятий вчера на расширенном заседании правительства выступил и.о. министра природных ресурсов Андрей Ковальчук.
В 2018 году, со сдержанным оптимизмом докладывал чиновник, отрасль усиленно работала и развивалась. Объемы производства золота увеличились сразу на 7% до 24,8 тонн. Это стало для региона абсолютным историческим рекордом. Также хорошие результаты достигнуты в добыче олова — объем его разработки вырос в 1,5 раза и достиг 1,5 тысячи тонн.
За год предприятия горнодобывающей отрасли принесли в региональную казну 6,07 млрд налогов, что, отметил докладчик, на 9% больше, чем в предыдущем сезоне.
Взятые темпы не намерены снижать и в 2019 году, заверил Андрей Ковальчук. По добыче основных драгметаллов и олову согласованы следующие контрольные показатели: золота 24,9 тонн, серебра — 56 тонн, платины — 200 килограммов, олова -1,6 тысяч тонн.
— По 2019 году мы проводим мероприятия по недопущению снижения доходов добычи к уровню 2018 года, — подчеркнул, завершая доклад, Андрей Ковальчук.
Однако у губернатора оптимизм министра отклика явно не нашел. Наоборот, кажется, только даже раззадорил. Как это, в крае столько всего есть и столько вроде бы добывается, а какова была отдача от всего горнодобывающего комплекса в 2018 году? Да жалкие 7% от бюджета Хабаровского края!
Министр пустился в объяснения, мол, процесс добычи полезных ископаемых есть процесс прерывный: одни месторождения открываются, другие — закрываются, так как исчерпан ресурс.
— Но на 2019 год я не слышал кроме платины ни одного месторождения, по крайней мере не докладывали, более-менее значимого, которое закрывается или вырабатывает свой ресурс. Все месторождения показывают значительный рост. В связи с этим вопрос: не возникает ли у нас нарушение статистики между указанными цифрами добычи и реализации? Не настораживает вас факт, что все компании как один показывают значительное увеличение роста добычи, но при этом мы прогнозируем добычу золота 24,9 тонны (в 2018 году 24,8 тонны — прим. редакции)? Если выводятся у нас крупные площадки по золоту, тогда назовите их.
Смущенному ио министра пришлось раскрыть карты: добыча падает у того же "Многовершинного", так как месторождение как раз заканчиваются.
— Тогда зачем мы им всем даем льготы, если они заведомо снижают добычу и налоговые платежи. Я понимаю, даем льготы, если предприятие растет, увеличивает добычу и имеет хороший прогнозный план. Но зачем давать льготы, чтобы предприятие пять лет отработало, а потом просто снизило добычу? Давайте внимательно посмотрим статистику, кто у нас снижает, а кто — повышает. У нас сегодня сложилась ситуация, при которой золотодобывающие компании в ТОСЭР, в РИП и других налогосберегающих композициях находятся, — сделал толстый и нехороший намек Сергей Фургал. — Парадоксальная ситуация: 25 тонн золота, 60 тонн серебра и всего лишь 7% в бюджете края! 88 предприятий за год добыли 6,7 млн тонн. Вы верите в это? Вы, когда делаете доклад, берите калькулятор и считайте: сколько будет 6,7 млн тонн разделить на 88. Это ж по сколько они, бедные, в год-то добывают, по 55 тысяч тонн? Да, одна объездная дорога берет в год 13,5 млн кубометров! Как может быть такое, что в крае потребляется не менее, чем 60-70 млн тонн, я уверен, а показывается 6,7 млн тонн! Со всего этого богатства край имеет 71 млн рублей за год! НДПИ — это 5,5% от реализованной продукции. Мне жалуется Совгавань, 3 тысячи рублей стоит тонна песка!
Подозрения губернатора вызвала и другая статистика: столько предприятий, а сколько там работает человек, и все ли из них легально? А то, может, навезли гастарбайтеров, и ни они сами, ни за них налоги не платят.
А как МПР работает с теми инвесторами, которые нахватали себе месторождений, однако не торопятся их осваивать?
— Я сейчас вам с ходу назову пять месторождений, которые зарезервированы за российскими олигархами, которые находятся в их ведении по 10-12 лет. Что делается нами, чтобы расторгать с ними лицензионные соглашения? — спросил губернатор.
И выяснил, что ничего. Так как это не во власти регионального министерства, негромко пояснил ио министра. По закону, уточнил Андрей Ковальчук, нет нарушений лицензионных соглашений, значит, нет и повода для административного воздействия.
Одним словом, требуется решительная ревизия всей горнодобывающей отрасли, подытожил выступления Сергей Фургал.
— Богатейший край, 51% леса, драгметаллы, а какие-то смешные цифры. А лес — это 1,5% бюджета. Что ж получается, добывать лес, добывать металл у нас невыгодно, убыточно, — сказал губернатор. — Министерству предстоит очень серьезная, кропотливая работа, и к следующему докладу, наверное, мы должны услышать уже другие цифры.
Кстати
Золотодобывающее предприятие "Многовершинное" (лицензии на разработку месторождений "Многовершинное" и "Белая гора"):
— Только одно "Многовершинное" дает увеличение по золоту 87 кг по сезону 2018-2019 год, а "Белая Гора" дает 160 кг. Так что я не понимаю цифры, указанные в докладе, я смотрю свои цифры по налогам, и этих цифр там нет, — сообщил представитель компании.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Золотую копилку Хабаровского края готово пополнить месторождение Полянка