Развитие Дальнего Востока: дорогу – молодым?

ИА AmurMedia представляет интервью с депутатом краевой Законодательной думы, ректором ТОГУ Сергеем Иванченко
Сергей Иванченко. Фото: из личного архива

О перспективах развития образования на Дальнем Востоке. О том, куда пойти молодому специалисту, и насколько актуальны полученные им знания, корр. ИА AmurMedia поговорил с депутатом Законодательной Думы Хабаровского края, ректором ТОГУ Сергеем Иванченко.

─ Сергей Николаевич, в следующем году в ТОГУ стартует обучающий курс, призванный сделать образование более актуальным и "жизненным". Расскажите, что включает в себя понятие "технологическое предпринимательство", и как это направление подготовки поможет молодым специалистам стать более конкурентоспособными на рынке труда?

─ Фактически, это ноу-хау. Каждое производство основано на использовании различных технологий: строительных, информационных. Чтобы соответствовать статусу современного вуза, нам важно при обучении давать не только теоретические знания о них, но и формировать у ребят четкое понимание того, как получить на практике коммерческий результат. Использовать в своих стартапах. Технологическое предпринимательство как предмет поможет с предельной четкостью представить весь процесс воплощения своей идеи в фактическое производство и в будущем реализовать его на практике.

─На кого рассчитан курс?

─ На всех, кто готов попробовать свои силы в коммерции. Нужно понимать, что предпринимательство – это риск, поэтому в силу того, что все мы разные, у каждого свои потребности и жизненные цели, подходит далеко не всем. Но это не значит, что каждый, кто выбрал этот путь, должен прокладывать его вслепую. Предпринимательству можно и нужно учиться. Узнавать нюансы. Воспитывать характер, чтобы быть готовым к риску. Этот вопрос регулярно звучал на круглом столе Дальневосточного форума предпринимателей, который проходил на базе нашего интеллектуального центра. Об этом постоянно говорят и на западе страны. Поэтому, когда мы узнали о разработке Российской венчурной компанией совместно с МГУ и ИТМО подобного курса, в числе первых 30-ти вузов страны подали заявку на его освоение. С января, когда вернутся с обучения преподаватели, мы тоже начнем реализацию курса в формате факультативных занятий, разбитых на несколько блоков по степени погружения в предмет. В идеале выпускники курса будут иметь реальные бизнес-проекты и уже готовые к реализации стартапы. В этом и есть наша цель.

─ Это новое явление или есть уже более-менее успешные проекты в этой сфере?

─ Я знаю, что подобное сейчас активно продвигают в Китае. В России так же идет процесс формирования необходимых условий. И уже есть некоторые результаты. Та же известная по всей стране "Yota" изначально была студенческим проектом. Есть и другие, и их все больше. "Студенческое предпринимательство" ─ сейчас даже термин такой появился. Когда студент работает непосредственно с преподавателями и прорабатывает свои идеи, формирует команду и выходит непосредственно на рынок.

─ Какие сложности есть в продвижении этого направления? И насколько государство готово оказывать поддержку?

─ На том же Дальневосточном форуме предпринимателей мы обсуждали этот вопрос. Поддержка есть. Бизнес готов вкладываться, оказывать помощь новичкам. Например, мы провели успешные переговоры с МТС-банком. Он готов назначать стипендии лучшим студентам курса технологического предпринимательства. Выдавать гранты на реализацию наиболее интересных идей. Проводить конкурсные отборы стартапов. Текущего законодательства тоже пока вполне достаточно. Мы пока находимся на старте, поэтому сложно говорить, какие тонкости могут возникнуть. Сейчас нужно набирать опыт и работать. Кстати, данный вопрос, в том числе, обсуждался на VI Форуме ректоров ведущих вузов России и Кореи, который прошел на прошлой неделе в ТОГУ. Данное направление может развиваться на уровне двух стран, в рамках партнерства вузов и коммерческих компаний России и Республики Корея.

─ Что-то делается уже сейчас?

─ Недавно были слушания в Общественной палате под руководством Михаила Погосяна. Мы выходили с предложением по налоговой поддержке. Университетам не выгодно работать на рынке, потому что, в отличие от предпринимательских структур, малого бизнеса, мы не имеем налоговых послаблений и поэтому, участвуя в конкурсах, сразу находимся в проигрышной ситуации. Наряду с другими предприятиями мы участвуем в них и делаем очень много проектов в области строительства, дорожной инфраструктуры, информационных технологий. Например, наладили связь на участке дороги Лидога – Ванино. Установили 7 точек на автономном питании – от солнечных батарей до ветровых установок. В следующем году еще четыре точки ставим. Это важно для аварийной связи. Благодаря этому мы можем чувствовать себя в пути безопаснее. И таких проектов ученые и студенты ТОГУ разрабатывают много. Поэтому нас услышали, и сейчас главное, чтобы наше предложение вышло на федеральный уровень.

─ Еще один немаловажный фактор развития любой отрасли – это профессиональные кадры. Как с этим обстоит дело на Дальнем Востоке? Насколько у нас ощущается их утечка в западные регионы?

─ Есть три уровня кадров: рабочие, среднего и высшего звена. И на каждом – свои потребности. Благодаря тому, что в перестроечный период около 90% людей получали высшее образование, этот сегмент практически заполнен, но среднее звено закрыто только наполовину, а в рабочем есть довольно ощутимая нехватка кадров. Если брать высокотехнологичные отрасли, например, авиазавод, то у нас большая часть потребности в подобных специалистах перекрывается выпускниками Комсомольского-на-Амуре государственного университета. Так же, в соответствии с поручением президента, мы создаем систему подготовки кадров совместно с ведущими вузами страны. В приоритете нефтехимическая отрасль, нефтегазовая. Большая проблема подготовки кадров в области информационных технологий и защиты информации. Эти специалисты будут готовиться в альянсе с бизнесом, Минвостокразвития, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и вузами.

─ Не будет ли ситуации, когда подготовленные кадры просто уедут?

─ Да, такая проблема есть и она ощутима во всех сферах. Молодые специалисты, выпускники университета не хотят идти работать на предприятие на низкий уровень зарплаты. У части из них есть семьи, дети. Многие нуждаются в улучшении жилищных условий, и все хотят, чтобы зарплата соответствовала их представлениям о нормальном уровне жизни. Не найдя достойных предложений со стороны работодателей здесь, на Дальнем Востоке, они, к сожалению, уезжают из региона или уходят работать совершенно в другие отрасли, не по специальности.

─ Что делается на государственном уровне для того, чтобы избежать подобных ситуаций?

─ Сейчас идут изменения в законодательстве. Вносятся инициативы. Делается акцент на целевое обучение. Но здесь возникает другая проблема. Это может быть актуальным для государственных предприятий, но когда приходишь с предложением обучить профессиональные кадры под конкретного работодателя в частный бизнес, то там отвечают: "5 лет для подготовки – для нас это много. За это время многое может измениться: технологии, заказы, профиль работы". Поэтому может быть так, что мы подготовили специалиста, а через 4–5 лет он уже там не нужен – упали объемы, предприятие нашло кого-то другого на его место. Что делать с этим? Теперь мы, приезжая на предприятия, говорим уже так: "Вам нужен через год специалист? Давайте, вот с 3-го курса ребята. Выбирайте, и мы подготовим их персонально под вас, под вашу специфику работы". Такой опыт у нас уже есть. Например, мы готовили специалистов по автоматизации производства и информационным технологиям в сфере деревопереработки для компании "Аркаим". Специально для них мы вводили дополнительный курс по этой сфере, чтобы, окончив его, ребята могли сразу ехать работать. Та же история и с "Полиметаллом", куда после обучения ушла работать практически вся группа.

─ Чего еще, на ваш взгляд, не хватает, чтобы Дальний Восток стал привлекательным для студентов и молодых специалистов?

─ Я считаю, что образование должно быть той отраслью, которая привлекала бы ребят для обучения на Дальнем Востоке и мотивировала их оставаться здесь работать. Это должна быть конкурентная отрасль. Причем конкурентная по отношению к ведущим вузам Российской Федерации, чтобы к нам съезжались учиться из других регионов. Для этого, я думаю, нужно больше бюджетных мест. Многие средства были придуманы еще в Советском Союзе. Например, подготовительные курсы и вечернее обучение. Знаю, что многие, кто проходил здесь службу в армии, после ее окончания поступали в наши вузы и оставались здесь, закреплялись на Дальнем Востоке, а затем шли работать на предприятия или открывали свой бизнес. Сейчас это так же могло бы стать хорошим стимулом для развития региона.

─ Это должна быть федеральная или местная инициатива?

─ Если брать высшее образование, то это, все-таки, прерогатива федерального центра. А вот средне-профессиональное и общее образование зависят больше от краевой власти. И процесс идет. Как мы видим, оно развивается в Хабаровском крае, создаются новые техникумы и организации профобразования. Конечно, маловато, но это уже шаг вперед. Чегдомын, Ванинско-Совгаванский узел открывают для себя проф. образовательные центры, которые будут готовить востребованных именно в их районе специалистов. Мне кажется, это очень хорошая инициатива. А дальше уже подключимся мы – учреждения высшего образования, чтобы создать все условия для того, чтобы эти ребята могли выходить на новый уровень в своей профессии. Обучаться кто-то очно, кто-то заочно или дистанционно. Мы можем выстроить программу под любое предприятие, и это наш вклад в развитие региона, в укрепление его привлекательности для молодых специалистов.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia