Итоги дня: топ врачей, благоустройство территорий и рекорд на "Играх ГТО"
21:00
Гороскоп на 26 апреля: день сюрпризов у Тельца, Рак расслабляется, Весы "бегают по кругу"
20:00
Совместимость Тельца и Весов
19:30
ФАП в Кругликово района имени Лазо принимает пациентов
19:00
Хабаровский край выходит на рынок Монголии
18:30
​Отправиться в спелеопоход и познакомиться с бытом нанайцев смогут жители и гости Хабаровского края
18:00
Через "Единое окно" предприниматели Хабаровского края подключаются к инженерным сетям
17:30
Пункт пропуска "Покровка" в Хабаровском крае возобновил работу с 25 апреля
17:00
Сохранение ОДУ 2025 на уровне 2024 года – условие устойчивости популяции минтая
16:30
5 дней в запасе: хабаровчане ещё могут проголосовать за благоустройство территорий
16:30
Ещё около 200 мест для принудительных работ планируют создать в Хабаровском крае
16:00
Сопка любви в нежной розовой дымке багульника и… гигабайтах
15:31
В Хабаровском крае начнут готовить самолетостроителей
15:30
Прямой эфир: накормят ли аграрии Хабаровского края его жителей
15:30
В Комсомольске-на-Амуре завершили расследование уголовного дела о хранении растительного наркотика
15:25
Через "Единое окно" предприниматели Хабаровского края подключаются к инженерным сетям 17:30
Михаил Дегтярёв держит крепкую середину в Национальном рейтинге губернаторов 12:30
Александр Яц вновь стал главой Хабаровского муниципального района 23 апреля, 17:31
Военнослужащего ВВО из Хабаровского края наградили медалью "За отвагу" 23 апреля, 16:55
Больше 10 тысяч избирателей зарегистрировались для участия в праймериз "Единой России" 23 апреля, 15:00
Праймериз в разгаре, Первомай отметим трудом, а не шествием, готовимся к наводнению 22 апреля, 19:00
В Хабаровском крае выберут "Народного предпринимателя" 22 апреля, 15:30
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 14:50
Продукцию Хабаровская края вновь представят на Международной выставке-форуме "Россия" 22 апреля, 14:00
Стал известен первый участник на праймериз в кандидаты на пост мэра Комсомольска-на-Амуре 20 апреля, 16:52
​Продукция с брендом "Сделано в Хабаровском крае" получит региональную поддержку и продвижение 19 апреля, 17:00
Военнослужащий из Хабаровского края, проявил мужество и героизм в ходе СВО 19 апреля, 13:00
Военнослужащий ВВО проявил мужество и героизм в ходе проведения СВО 18 апреля, 16:00
Банк "Открытие": в топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли "китайцы" 18 апреля, 15:15
Кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" подтвердил на уровне ruAA 18 апреля, 11:20

«Кошмарить бизнес»: продолжение следует?

Инвесторы Дальнего Востока страдают от излишнего рвения контролёров
14 ноября 2018, 11:20 Бизнес
Морской траст Василий Толмачев
Морской траст
Фото: Василий Толмачев

В 2015 г. ДФО был назван зоной стратегического и приоритетного развития. Правительство России одобрило создание здесь территорий особого экономического и социального развития (ТОСЭР) — для привлечения инвестиций в проекты, которые возродят экономику и вытащат жителей самого большого федерального округа страны из сумрака и уныния. Но желаемое от действительного отличается сильно.

Контролёрский дух не истребим?

Всем, кто желал прийти на Дальний Восток с проектами, обещали поддержку на различных уровнях, особый подход в оформлении необходимых документов и налоговые льготы. Поначалу инвесторы вкладывали деньги неохотно, приглядывались. Бизнес понимал, что, если региональные власти заинтересованы в новых живых проектах, то контролирующие ведомства не особо спешат поворачиваться к предприятиям лицом, где бы те ни располагались.

И первый год работы ТОСЭРов показал, что, к сожалению, нехорошие сомнения оправдались. Поэтому в сентябре 2016 года по инициативе Генеральной прокуратуры России была создана рабочая группа по защите прав инвесторов. Особое внимание уделялось именно Дальнему Востоку.

"В июне прошлого года было проведено первое масштабное мероприятие по защите прав инвесторов, оказавшее заметное влияние на преодоление проблем, волнующих предпринимательское сообщество. Прокурорами ДФО оказана помощь по множеству вопросов, — делился в общении с участниками Восточного экономического форума — 2018 генпрокурор России Юрий Чайка. — Предприниматели открыто говорили о существующих проблемах, предлагали своё видение их решения. Мы дорожим этой обратной связью, поскольку получаем информацию из первых рук и можем оперативно реагировать на нарушения и своевременно предупреждать их".

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?. Фото: Василий Толмачев

Однако, несмотря на все усилия Генпрокуратуры, до сих пор существует одна очень существенная проблема, которая мешает бизнесу развиваться. И связано она отнюдь не только с большой удалённостью от Москвы, но и с тем, что обычно корректно называют человеческим фактором.

"Очень важный момент — предотвращение фактов неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Это серьёзная проблема, — считает Чайка. — Перед прокурорами поставлена задача исключить в своей надзорной практике принцип презумпции виновности бизнеса и самым жёстким образом реагировать на безосновательное проведение оперативных мероприятий, возбуждение в отношении предпринимателей заказных уголовных дел, факты незаконного применения к ним мер процессуального принуждения".

По его словам, "очень часто этот ресурс используют как метод борьбы с конкурентами, ликвидации или вмешательства в бизнес", в частности, на Дальнем Востоке. "Именно для решения таких проблем и организована рабочая группа совместно с омбудсменом и министром по развитию Дальнего Востока", — рассказал участникам ВЭФ-2018 Чайка.

Порой системный сбой или частный интерес конкретного должностного лица становится той самой ложкой дёгтя в бочке мёда — инвестиционной привлекательности региона. И от некоторых "перегибов" из эмоций остаётся только недоумение. С такими пришлось разбираться целой команде специалистов из полпредства и Минвостокразвития.

Гости в масках: "Всем лежать!"

Эта странная история началась 27 марта 2017 г., когда в группу компаний "Морской Траст" пришла выездная налоговая проверка. Собственно, обыденное для крупного налогоплательщика региона и участника ТОСЭР событие — за 10 лет существования компании, занимающейся бункеровкой морского транспорта, особых претензий к ней со стороны контролирующего органа не возникало. Всё было обычно и на этот раз, пока среди контролёров не появились сотрудники УБЭП УМВД по Камчатскому краю.

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?. Фото: Василий Толмачев

"Признаться, до этого случая мы нормально работали с региональной налоговой и никаких недопониманий не возникало, — рассказывает исполнительный директор ГК "Морской Траст" Иван Дымских, вспоминая события весны-лета 2018 года. — Но то, что происходило в последние месяцы, перевернуло всё с ног на голову".

Поначалу ничто не предвещало прихода незваных гостей в масках. И утренний визит 21 мая 2018 в офис компании сотрудников УБЭП при силовой поддержке в июне этого года стал для сотрудников шоком. Они вынесли всё, что, по их мнению, имело отношение к "криминальной деятельности руководства" фирмы. Из бухгалтерии забрали почти 1300 папок с документами, компьютеры, унесли и диски сервера.

"Документы не описывались, просто скидывались в коробки, которые не опечатывались. Сотрудникам бухгалтерии тоже не дали возможности составить опись изъятого, а ведь речь об архиве почти за 5 лет работы головного предприятия и всех его "дочек", — комментирует ситуацию адвокат Андрей Милюков. — Потом были ещё обыски, причём все под разным предлогом. А в одном случае документы изымались по уголовному делу в отношении фирмы, с которой у ГК "Морской Траст" вообще никогда не было деловых отношений".

Очередное появление сотрудников УБЭП принесло новую неожиданность — оказалось, что генерального директора ООО "Морской Траст" подозревают в умышленной неуплате налогов. Причём сначала это было 40 млн руб., а потом сумма уже выросла до 150 млн.

До последнего руководство компании надеялось, что логика в действиях полицейских всё же есть. Ведь даже налоговая инспекция, проводившая выездную проверку (ту самую, с которой и началась вся чехарда), к тому моменту уже больше года следила за финансовой деятельностью инвестора, но делать выводы не спешила. Чего не скажешь о следственном комитете на транспорте по Камчатскому краю.

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?. Фото: Василий Толмачев

"25 июня старшим следователем Камчатского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ в отношении генерального директора ГК "Морской Траст" было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов), — объясняет адвокат Максим Мизин. — Причём следователь даже не дождался окончательного решения налоговой и возбудил дело не по факту, а сразу в отношении конкретного лица — генерального директора. И основанием для подобного решения явились исключительно выводы полицейских".

После этого судьба предприятия вообще повисла в воздухе. Мало того, что все документы изъяты (включая те, что к материалам оперативных проверок вообще не имели отношения) и, соответственно, заторможена вся финансово-хозяйственная деятельность предприятий — так под угрозой оказалось строительство крупного нефтеперевалочного комплекса, а это большой проект в рамках ТОСЭР. Работы на этом объекте были приостановлены на 5 месяцев.

Было бы дело, а вина найдётся?

Первым в историю вник губернатор Камчатского края Владимир Илюхин — он обратился к заместителю генерального прокурора в ДФО Юрию Гулягину с просьбой разобраться в ситуации.

Дальневосточная транспортная прокуратура, внимательно изучив материалы, пришла к выводу, что решение следователя возбудить дело являлось необоснованным. Так, в рамках доследственной проверки сумма предполагаемого ущерба была установлена на основании исключительно промежуточных выводов налоговой инспекции и мнений сотрудников УБЭП, а лицо, в отношении которого возбуждено дело, вообще не было опрошено с целью установления его причастности к совершению преступления.

И реакция оказалась незамедлительной. Дальневосточная транспортная прокуратура внесла в Следственный комитет требование об отмене ранее возбуждённого уголовного дела как незаконного. Однако это требование не было исполнено и расследование продолжалось.

Почему? Чтобы понять это, приведу дословно фрагмент беседы с представителем следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ:

— Я считаю, что следователь имел все основания возбудить уголовное дело. И вообще следствие покажет, виновен или нет генеральный директор компании.

— Но насколько я понимаю, акт налоговой, которая, кстати, утверждает, что к вам его не направляла, ещё не является окончательным решением и его выводы вполне могут поменяться. Тогда как быть с уголовным делом?

— У нас на сей счет есть своё мнение, но пока идёт следствие, я его не буду озвучивать, мы считаем, что имеем все основания предполагать факт умышленного уклонения от уплаты налогов.

Документы потерялись?

Кстати о фактах и вещественных доказательствах. Только после вмешательства прокуратуры — через 3 месяца! — почти 600 папок из 1300 изъятых в мае были наконец возвращены в бухгалтерию предприятия. Правда, в них недоставало целого ряда документов. Как оказалось, следователь даже не позаботился о сохранности вещественных доказательств по делу, приобщив к материалам лишь протокол обыска. Документы же так и оставались у сотрудников УБЭП, откуда и вернулись не все. Адвокаты компании обратились в Прокуратуру Камчатского края с жалобой на действие сотрудников полиции по факту исчезновения документов и нарушений в ходе их изъятия и оформления.

"Прокурорская проверка факты действительно подтвердила, — комментирует ситуацию прокурор Камчатского края Анатолий Князев, отменивший решение нижестоящего органа. — Оказалось, что сотрудники полиции в ходе осмотра места происшествия допустили нарушения действующего законодательства при оформлении изъятия документов. Прокуратурой по данному факту руководству УМВД по Камчатскому краю внесено соответствующее представление. Проводится служебная проверка".

Но и это не всё. 7 сентября 2018 года Инспекцией ФНС России по Петропавловску-Камчатскому — спустя 1,5 года с момента начала той проверки, из-за которой разгорелся весь сыр-бор! — принято окончательное решение. Вместо 150 млн руб., на которые рассчитывало следствие, возбуждая уголовное дело, ГК "Морской Траст" был выставлен счёт на 21 млн руб., а умысел в действиях руководства не выявлен. Для компании с миллиардными оборотами подобная погрешность вполне допустима.

В итоге уголовное преследование в отношении генерального директора, как того на протяжении 2 месяцев требовала прокуратура, следствием было закрыто. Вот такой счастливый конец, после которого можно сделать глубокий выдох и расслабиться? Но ведь история с "Морским Трастом" не единственная. Увы, но примеров особого рвения представителей правоохранительных органов в отношении бизнеса немало. Да и в нашем случае вопрос, кто и зачем заварил эту "уголовную кашу", так и остался открытым.

Только цифры

Как следует из выступления на ВЭФ-2018 заместителя генпрокурора по ДФО Юрия Гулягина, за 1 полугодие 2018 г. прокурорами в округе оспорено 478 незаконных правовых актов, выявлено 2 тыс. нарушений, 26 проверок признаны незаконными.

По инициативе прокуроров, 196 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 64 наказаны в административном порядке. Из 20,5 тыс. проверочных мероприятий, предложенных контролёрами для включения в сводный план проверок на 2018 г., отклонено 3 тыс. Нарушения 296-ФЗ допускались почти во всех регионах ДФО.

При согласовании внеплановых проверок в отношении предпринимателей прокурорами ежегодно отклоняется до 40%. Всё это серьёзно влияет на инвестклимат и состояние законности и правопорядка.

Обращение в полпредство создало прецедент

13 сентября 2018 г. "дело "Морского Траста" взял на личный контроль полпред в ДФО Юрий Трутнев.

"Я вмешиваюсь во все случаи, когда до меня доходит информация о неправомерных действиях сотрудников силовых, правоохранительных органов, — сообщил полпред журналистам на ВЭФ-2018. — Я всегда встаю на сторону инвесторов. У меня может измениться позиция, если я вижу нарушение законов, но принципиально моя первая позиция — защита инвесторов. Будем продолжать этим заниматься. Мы системно будем создавать максимально твёрдую защиту инвесторов, но и в частном порядке будем продолжать работать. Встречаться с теми организациями, в том числе, которые это давление оказывают"

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?

"Кошмарить бизнес": продолжение следует?. Фото: Василий Толмачев

Своевременное обращение инвестора в полпредство и Минвостокразвития оказалось результативным — это позволило не довести ситуацию до критической. И регион не потерял таким образом крупного инвестора.

"Плохо прогнозируемые, иногда некорректные действия региональных представителей исполнительной власти могут привести к последствиям, влекущим за собой блокирование или остановку реализации масштабных инвестиционных проектов и целых цепочек экономической деятельности, — считает руководитель Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов. — Проблема, с которой столкнулся якорный резидент Свободного порта Владивосток в Камчатском Крае, ООО "Морской Траст", и его собственники, потребовала совместных согласованных усилий федеральных органов власти по должному анализу сложившейся ситуации и уведомления региональных структур о повышенном внимании к возможным последствиям их действий".

Это, по его словам, и позволило снять "излишнее давление на инвестора, продемонстрировать задействованным банкам и контрагентам наличие контроля за ситуацией и дать возможность вынесения адекватной оценки".

Глава агентства уверен, что "результат обращения инвестора за поддержкой, обеспечивший в итоге возможность реализовать проект, является прецедентом".

Справка

ГК "Морской Траст" специализируется на перевозке нефтепродуктов и бункеровке морских судов. За 10 лет флот компании вырос в разы, сегодня он насчитывает 17 судов, 11 из них — это танкеры водоизмещением от 1,5 до 50 тыс. тонн. Компания работает не только на Камчатке, но и в портах Приморского края.