Эксперты рассуждают, зачем Дальнему Востоку город федерального значения и каковы на это звание шансы Хабаровска, которого хотят лишить статуса столицы ДФО. Экономисты и политологи поговорили о том, что помогает и что мешает Хабаровску стать четвертым в стране федерально значимым городом, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Города-избранники
Редкий российский город не мечтает получить статус города федерального значения. К примеру, миллионник Новосибирск несколько раз официально подавал такое предложение, однако федеральный центр ее аккуратно отвергал.
Почему муниципалитеты так рвутся в федерально значимые? В первую очередь из соображений экономических: это расширенная доходная база, относительная автономия и независимость от центра, свобода маневра и имидж избранного. Не всем городам дано стать вровень с Москвой и Санкт-Петербургом.
Из этого ряда несколько выбивается Севастополь, третий и пока последний в списке российских городов федерального значения, получивший этот статус в 2014 году. Если федеральный статус столиц никто не оспаривает, то к нему как к новичку вопросы в обществе возникают периодически. Несмотря на очевидные геополитические соображения.
— Севастополь — это Крым, это близость к Европе, это отношения с Украиной, это Черноморский флот. Одним словом, большая политика, — напоминают эксперты.
Севастополю новый статус открывает возможности для ускоренного развития.
— Город федерального значения — это, без сомнения, престижный статус. Именно там формируется своего рода элита, интеллектуальная, управленческая, финансовая, там концентрируется крупный бизнес, — отмечает доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев.
Никто не спорит, что развитие Крыма — это геополитика, но и Дальний Восток, занимающий треть страны и объявленный президентом приоритетным направлением развития России в XXI веке, тоже геополитика. И как и Крым, Дальний Восток, по мнению экономиста, к.э.н, доцента кафедры ТОГУ Владимира Норина, безусловно, также достоин города федерального значения, а главный кандидат на это звание — это Хабаровск.
— Хабаровск потому и стал административным центром ДФО, что у него объективно удобное географическое расположение, это крупнейший транспортный центр, откуда расходятся все транспортные пути: железнодорожные, авиационные, автомобильные и водные. В Хабаровске развитое жилищное и дорожное строительство. Традиционно здесь сосредоточены все силовые ведомства, что немаловажно, учитывая геополитический фактор, — подчеркивает Владимир Норин. — Главный конкурент Хабаровска Владивосток, несмотря на все вливания федерального бюджета, так и не смог преодолеть давние проблемы с развитием дорожной сети и инженерной инфраструктуры.
Стоит отметить, что недостаточность развития приморской столицы как потенциального кандидата в города федерального значения отметил и полпред президента в ДФО, вице-губернатор Юрий Трутнев. При этом он, напомним, активно поддержал идею переноса столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток.
"На мой взгляд, не надо уж сильно торопиться, не надо перепрыгивать через несколько ступенек. Давайте попробуем сделать так, чтобы Приморье стало центром развития Дальнего Востока., комфортным, удобным местом для жизни, чтобы там хотелось жить. И тогда, я думаю, можно будет рассматривать и следующий вопрос, а сейчас в этом смысла нет", — ответил он на вопрос о готовности Владивостока стать городом федерального значения.
Шапка по Сеньке, но по сезону ли?
Отдавая должное Хабаровску, эксперты тем не менее сомневается, насколько актуален этот вопрос именно сейчас.
Да, теоретически статус город федерального значения означает наполненную казну, реализованные проекты, это место средоточия бизнеса и власти, притягивающее дополнительные ресурсы. Но, если отталкиваться от практики, говорит Владимир Норин, возникает очень серьезный вопрос к качеству управления финансами. А это проблема общая для многих администраций. В том числе и для получивших высокий статус.
После того, как Севастополь стал городом федерального значения, его благосостояние резко выросло. В 2015 году бюджет оказался бездефицитным, разрыв между доходами и расходами наметился лишь в 2016 году. Причем в этом же году бюджет был освоен лишь на 85%. Доля федеральных трансфертов в бюджете Севастополя в разные годы составляла от 53% до 70%.
— Пока выделенные дальневосточным регионам бюджетные средства возвращаются из-за того, что их не смогли вовремя освоить, говорить о городе федерального значения на Дальнем Востоке, может быть, рано, — подчеркивает Владимир Норин. — У нас миллиард сняли за то, что дамбу не освоили. А посмотрите, сколько денег было выделено Хабаровскому краю на реализацию программы по модернизации дальневосточной экономики. Три было проекта, деньги выделялись немалые, но от этого бюджет города и края не стал ведь профицитным. Наоборот, дефицит вырос. Не стал также профицитным бюджет Якутска и Петропавловска-Камчатского, участвовавших в этих программах. Импульса экономике не дали и свободные экономические зоны, какие были созданы, к примеру в Магадане. А все почему? Дело не столько в статусе, сколько в качестве управления экономикой. Денег регионам выделяется уйма, но как ими распоряжаются?
Право управлять финансами эксперт готов предоставить управленцам типа бывшего хабаровского мэра Александра Соколова. К слову сказать, сейчас, по данным мэрии, Хабаровск дает более 50% всех налоговых поступлений в краевой бюджет, то есть главные налогоплательщики сосредоточены в столице.
— Вспомните, до Соколова в городе был другой мэр, и бюджет, кстати, был тогда профицитным, но Хабаровск не развивался, экономика стагнировала. А потом пришел Соколов, и всё закрутилось, начало развиваться, деньги пошли. Поэтому первичен всё же не статус, а личность мэра и прививаемое им качество управления. Где гарантия, что и через 10, и через 20 лет последующие хабаровские градоначальники справятся с поступающими деньгами? — не скрывает сомнений Владимир Норин.
Свои доводы против перехода дальневосточных городов в города федерального значения есть и у Вадима Заусаева:
— Любой город федерального значения так же, как и региональные центры, будет тянуть одеяло только на себя. Экономика будет еще больше концентрироваться в этих городах, обескровливая близлежащие территории. Москва почему жирует? Потому что все крупные компании сидят там, она может себе позволить предложить работникам и хорошие условия труда, и приличную социалку, и хорошие пенсии. А как живут другие регионы? Разве это справедливо? Я думаю, что нет, что регионы в целом должны жить хорошо, а не одни только отдельно взятые города. Хотя, повторю, статус города федерального значения, конечно, престижный.
Реплика
Политолог, доктор исторических наук, профессор Дальневосточного института управления РАНХиГС Валерий Чудесов:
— Тема присвоения статуса города федерального значения возникла как реакция на инициативу кандидата в губернаторы Приморья Олега Кожемяко по переносу столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток. При том, что никакого глубинного смысла в этом предложении нет. Это часть предвыборной кампании, попытка завоевать доверие электората, и неизвестно еще, насколько удачная.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Хабаровск должен встать в один ряд с Москвой, Санкт-Петербургом и Севастополем — Гладких
В Кремле оценили вероятность переноса столицы ДФО во Владивосток