Промышленно-строительный кластер Хабаровского края пополнился новыми резидентами
08:21
Утро в Хабаровске: -12°С, а по ощущениям -20°, ветер западный, уборка снега продолжается
07:20
Авито Авто: доля новых китайских авто на рынке составляет 68%
28 ноября, 21:05
Итоги дня: когда друг оказался вдруг, минус пять, снежный мишка и эвакуация продолжается
28 ноября, 21:00
Гороскоп на 29 ноября: Козероги инвестируют, Весы решают проблемы, Рыбы побеждают
28 ноября, 20:00
Можно не заморачиваться: знаки зодиака, которым всегда везет в деньгах
28 ноября, 19:30
Новый центр ГИМС построят в Хабаровском крае
28 ноября, 19:00
В Хабаровском крае увеличится финансирование строительства жилья для сельских жителей
28 ноября, 18:30
Районные вести: визит министра, обновлённая больница, открытие парка и ликвидация циклона
28 ноября, 18:00
Дополнение Правил рыболовства позволит избежать штрафов
28 ноября, 17:30
Дорожные службы Хабаровского края продолжают ликвидацию последствий снежного циклона
28 ноября, 17:30
Клад под деревом: подруга обокрала хабаровчанку на миллион рублей
28 ноября, 17:00
Рейды Госавтоинспекции усилятся на дорогах Хабаровска из-за снегопада
28 ноября, 16:30
Инициативу ВАРПЭ о развитии "рыбной" аналитики приняли в ДВФУ
28 ноября, 16:25
Новую производственную площадку планируют создать в Хабаровском крае
28 ноября, 16:00

Перенос столицы ДФО только раздраконит дальневосточников и настроит против Москвы

Политологи о шансах, причинах и последствиях
12 октября 2018, 18:30 Политика #ХабаровскStatusQuo

Идея переноса столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток, озвученная кандидатом в губернаторы Приморья Олегом Кожемяко и подхваченная полпредом в ДФО Юрием Трутневым, приведет к тому, что два региона столкнутся лбами, и лишь усилит неприязнь к федеральному центру. К такому мнению пришли эксперты, сообщает корр. ИА AmurMedia.

Владивосток forever

Пожалуй, самая громкая новость сегодняшнего дня — перенос столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток.

Больше всего поражают скорость и размах. Не успел кандидат в губернаторы Приморья Кожемяко высказаться, как его уже поддержал полпред Трутнев, приведя целую раскладку доводов "за", администрация президента и премьер. Осталось, убеждает кандидат, дело за малым: согласием президента. При этом мнения жителей Хабаровского края, ну так, из приличия, даже не спросили.

Надо отметить, что задолго до образования ДФО, еще в конце 80-х и в 90-ые в Приморье крайне скептически относились к одной только идее соперничества между Хабаровском и Владивостоком, ныне двумя главными центрами Дальнего Востока.

Привилегированное положение, а Владивосток, как и все Приморье, в советское время был закрытой территорией, довольно долго подпитывало убеждение приморцев в своей особости.

И в советскую эпоху так, наверное, и было. Военный флот с мощными линкорами и субмаринами наглядно демонстрировал жителям силу и надежность Советской власти, а торговый флот вносил радостное разнообразие в серые будни. Пока вся страна работала на отечественной бытовой технике, Приморье тихо осваивало импортную, как правило, японскую, предмет вожделения не одного поколения советских граждан. Неудивительно также, что первые по-настоящему дорогие автомобили, опять-таки японские, сначала появлялись в Приморье, а затем уж везде.

90-ые принесли региону совсем другую славу. Край открыли, и он прогремел на всю страну криминальными разборками, забастовками шахтеров, разграблением флота, долгами по зарплате, жизнью без света и воды, почти комичным противостоянием региональной и городской власти.

Хабаровск на этом буйном фоне выглядел тихой домашней гаванью. Да, и здесь постреливали и захватывали предприятия, но бесчинствовали, как-то не выходя за рамки приличий, то есть без приморской театральной шумихи, и уж точно, что свет с отоплением не исчезали в домах навсегда.

Несмотря на перемены долгие годы приморцы лишь вежливо улыбались в ответ на робкие замечания, что-де и в Хабаровске можно жить, пока вдруг с огорчением не обнаружили, что и в самом деле можно. Без помпы, без шума и практически без федеральных средств Хабаровск разросся, отстроился и расцвел. Новые парки, скверы, пруды, дороги и развязки, современная архитектура дали краевой столице право называть себя самым благоустроенным городом Дальнего Востока.

А Владивостоку отстроиться помогли. Точкой отсчета новой истории столицы Приморья стал саммит АТЭС 2012 года, на мероприятия которого пошли миллиардные вложения из федерального бюджета.

Статус раздора

Эксперты отмечают, что начиная с 90-ых карту "Владивосток круче Хабаровска" в Приморье разыгрывали не раз, но всегда с большим воодушевлением. При этом показательно, что в Хабаровске она не действует совсем.

— На этих губернаторских выборах командой Шпорта был заброшен тезис о том, что, если выборы выиграет либерал-демократ Фургал, столицу перенесут во Владивосток под крыло единоросса Тарасенко. Однако этот тезис не подхватили, и тема ушла, а затем и Тарасенко, — отметил политолог Григорий Говорухин. — Тема ушла, а вот политтехнологи московские, которые ее предложили, уехали мастерить избирательную кампанию в Приморье господину Кожемяко и, видимо, решили там ее отработать — не пропадать же добру. Мне вообще трудно представить, что эта тема может быть кому-то так уж интересна, хабаровчанам или приморцам. Ну как столичный статус поможет изменить пенсионную реформу, повысить зарплату или снизить цены на коммуналку и бензин? А ведь именно за это выступило население Хабаровского и Приморского краев, отказав в доверии кандидатам в губернаторы от "Единой России".

С Григорием Говорухиным согласен социолог Юрий Березутский:

— Определенного рода ревность есть, сродни той, что существует в отношениях между Москвой и Петербургом, но всерьез рассчитывать на этот довод не стоит никому. Обществу по большому счету этот вопрос не интересен. Уже даже появились шутки на эту тему: то сахалинский Корсаков заявляет о своих столичных притязаниях, то Колыма. А недавно прием серьезно Магадан. Приморцы, как и хабаровчане, отлично понимают, что статус столицы не улучшит жизнь людей в регионе. Очевидно, с этой инициативой выступили в надежде хоть как-то расшевелить общество, добавить популярности кандидату в губернаторы от ЕР Кожемяко.

Другой немаловажный момент связан с силовыми ведомствами, которые традиционно размещались в Хабаровске. Перевод силовиков во Владивосток — дело немыслимое, и с точки зрения организационной и с точки зрения финансовой, а без силовиков новая столица неполноценна.

Если же оставить силовые ведомства на месте, переведя во Владивосток все остальные структуры, то де-факто в ДФО будет две столицы, что вряд ли устроит федеральный центр: территория огромная и далекая — центр должен быть один.

Третий момент — связи с другими регионами ДФО.

— Рвутся сложившиеся логистические цепочки. Смена столицы означает, что придется ехать в Приморье из той же ЕАО и Амурской области, откуда до Хабаровска можно легко добраться и на машине. Хабаровск находится куда в более выгодном положении, чем Владивосток. Следовательно, неизбежны издержки, — говорит Григорий Говорухин.

Но самый важный вопрос, по его мнению, а нужен ли перенос столицы власти.

— Зачем сталкивать лбами два региона, население которых и так доказали свою нелояльность федеральной власти? — удивляется политолог. — Неужели выдвижение одного кандидата в губернаторы настолько важно?

Между тем, есть доводы и в пользу этих соображений. ДФО — вотчина полпреда Трутнева, и фиаско партии власти на выборах в двух самых значимых регионах округа автоматически ставит под сомнение его способности хорошего управленца и организатора. Не исключено, говорят эксперты, что дабы не допустить третьего громкого провала в случае с Кожемяко, полпред хватается за любую возможность усилить позиции своего кандидата.

— В этой версии есть определенная логика, и она вполне имеет право на жизнь. Но сама идея противопоставления партийных элит в корне не верна и не укладывается в формирующуюся политическую концепцию. Если федеральный центр допустил приход к власти представителя ЛДПР, то попытки затем дискредитировать его, а перенос столицы во Владивосток — это, безусловно, удар по репутации губернатора Хабаровского края, выглядят как мелкая месть и откровенная слабость, и так и будут прочитываться населением. Что, как вы сами понимаете, не улучшит отношение населения к федеральной власти и только повысит градус социального напряжения. А впереди у нас череда выборов. Поэтому я склонен думать, что перенос столицы — часть предвыборной кампании господина Кожемяко.

Главный показатель удовлетворенности дальневосточников качеством жизни, подчеркивает Юрий Березутский, — это желание жить и работать на родине. Между тем увеличивающийся с каждым годом миграционный отток с Дальнего Востока ясно дает понять, что качеством жизни они недовольны. Ни перенос столицы, ни другие подобные мелочи никогда не звучали в списке чаяний дальневосточников, и не таких "прорывных" решений ждет от Москвы Дальний Восток.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Сенатор Елена Грешнякова: Споры о переносе столицы ДФО – совсем не то, чего ждут люди

Кожемяко предложил перенести столицу Дальнего Востока во Владивосток

116497
77
29