Восстановление Триумфальной арки, возведенной по случаю посещения Хабаровска в 1891 году будущим императором Николаем II, вызывает массу вопросов. Многих волнует и то, не будут ли потрачены на эту прихоть деньги налогоплательщиков, когда есть более важные направления финансирования, и то, где разместится шедевр имперской архитектуры. Место, на котором он был возведен изначально, сейчас занято и постепенно превращается в пеструю смесь архитектурных эпох, стилей и откровенно противоположных идеологий. Своими мыслями по этому поводу с корреспондентом ИА AmurMedia поделился один из ведущих архитекторов дальневосточной столицы, советник Российской академии Архитектуры Александр Мамешин.
Комсомольская площадь Хабаровска — не самое лучшее место для размещения императорской Триумфальной арки, считает Александр Мамешин. Мало того, что в этом будут скрыты исторический конфликт и попытки переписать прошлое нашей страны, идеализировать эпоху правления царского дома Романовых, памятник попросту не впишется в сложившуюся по соседству архитектурную композицию. Ее облик из без того пестрит разноголосицей стилей и имеет сомнительную историческую достоверность, но явную претензию на помпезность.
— Градостроительная ситуация в том месте, где когда-то была возведена Триумфальная арка, существенно изменилась. Восстановление этого объекта там не очень хорошая идея. Комсомольская площадь наполнена различными компонентами с разным дизайном и архитектурным обликом. Там и памятник героям Гражданской войны стоит, и офисные здания, и храм, который отличается от храма, существовавшего изначально. Самое интересное, что в одном месте появилось три площади: Комсомольская. Соборная и площадь "Город воинской славы". Это феномен, которого, наверное, больше нигде в мире нет! — говорит архитектор.
Учитывая, что место, которое арка занимала с 1891 по 1924 год, сейчас занято зданием Амурского пароходства, а эскизов и фотографий, позволяющих восстановить ее с исторической точностью, не сохранилось, в первозданном виде имперский символ воссоздать не получится. Поэтому разместить его можно, в принципе, где угодно — лишь бы не возникало явных противоречий.
— Обсуждать тему, которая к реальной жизни не имеет никакого отношения, я не хочу, — обозначил свою позицию Александр Мамешин, отвечая на вопрос о том, где все-таки можно было бы установить неоднозначный памятник.
Напомним, идею восстановления Триумфальной николаевской арки в Хабаровске высказали представители общественности дальневосточной столицы. Тем самым предлагается воздать память последнему российскому императору, жизнь которого трагически оборвалась ровно сто лет назад. В 1918 году отрекшийся от престола Николай Романов был расстрелян большевиками вместе с женой и детьми, а также ближайшими слугами. В Хабаровске будущий правитель Российской империи побывал в июне 1891 года в ходе кругосветного путешествия. Кроме нашего города он посетил Владивосток и Благовещенск, где также по этому случаю были возведены аналогичные Триумфальные арки. Правда, в отличие от хабаровской они были каменные и на сегодняшний день уже восстановлены. Авторы хабаровского проекта считают, что разместиться Триумфальная арка образца 1891 года может на лестничном спуске с Комсомольской площади к Амуру и в этом случае станет новой исторической достопримечательностью дальневосточной столицы. Идея проекта была положительно встречена городскими и краевыми властями, однако основными источниками финансирования, как ожидается, станут частные инвесторы и пожертвования граждан.
Справка.
Александр Мамешин — почетный архитектор Российской Федерации; профессор Международной академии архитектуры, действительный член Международной академии информатизации; советник Российской академии архитектуры и строительных наук, лауреат государственных и краевых премий за достижения в области архитектуры и дизайна. Под руководством А. Мамешина и при его непосредственном участии разработаны крупные проектные решения, такие, как "Архитектурно-градостроительный комплекс площади Ленина в г. Хабаровске", "Архитектурно-градостроительный комплекс привокзальной площади с фонтанами "Менора" в Биробиджане, высотный жилой комплекс "Richeville". Участвовал в строительстве православных храмов на Большом Уссурийском острове, а также в Хабаровске (храмы святой Преподобномученицы Елисаветы и Преподобного Серафима Саровского).