Выводы о причинах крушения вертолета в Хабаровске сделает специальная комиссия, однако уже сейчас известно, что все находившиеся на борту воздушного судна являлись профессионалами своего дела. В этом свете версия о том, что опытнейшие пилоты якобы могли упустить из виду показания приборов высоты, видится наименее вероятной, поделился своим мнением в беседе с корреспондентом ИА AmurMedia пилот-инспектор по безопасности полетов авиации МЧС Станислав Штинов.
— Станислав Борисович, задам вам вопрос, который волнует большинство несведущих в авиации людей: почему полет, пусть и учебно-тренировочный, проводился в настолько неблагоприятных погодных условиях?
— Для летного состава это как раз очень долгожданная погода. К сожалению, Дальний Восток в целом и Хабаровский край в частности подходящими метеоусловиями радуют нас довольно редко. Дело в том, что летать в хорошую погоду могут все: и молодые, и опытные пилоты. Наша же цель – подготовить специалистов к так называемым слепым полетам, к выполнению заходов на посадки именно в неблагоприятных погодных условиях. Этому пилотов специально учат. Если же люди необходимыми навыками уже обладают, то в любом случае раз в год устраиваются обязательные проверки, то есть полеты отрабатываются именно в жестких погодных условиях. Например, в авиации МЧС сегодня тоже были плановые полеты. В такую же ненастную погоду. Это абсолютно нормально. Мы профессионалы своего дела. А вот какое именно из наших профессиональных звеньев дало сбой, уже должна будет разобраться комиссия по расследованию этого происшествия.
— О причинах трагедии говорить пока рано, ее установят специалисты, однако среди прочих бытует версия, что пилоты якобы не обнулили при взлете прибор высоты.
— Да, из-за неправильной установки высоты катастрофы бывают. И таких случаев предостаточно. Но дело в том, что на вертолете есть очень много дублирующих приборов. И если ты на одном из них не установил высоту, не обнулил ее, как вы говорите, то на другом она будет показана правильно. Кроме того, у нас есть не только системы барометрические, но и радиосистемы, которые точно показывают удаление от земли. В случае с трагедией в Хабаровске, я сомневаюсь, что крушение связано именно с высотой.
- Если не с высотой, то с чем? И почему такая уверенность, что в этом случае экипаж установил высоту правильно?
— Здесь все просто. Дело в том, что перед вылетом экипаж, каждый его командир зачитывает контрольную карту. Там одним из пунктов доклада как раз является включение всех приборов, установка их на правильное давление. И я не думаю, что четыре опытнейших командира экипажа, в том числе командир-инструктор, этого не сделали. Это вряд ли. Здесь, скорее всего, может быть какая-то банальнейшая причина.
— А почему, кстати, на один экипаж в этом случае пришлось столько командиров?
— Речь идет об учебно-тренировочных полетах. В гражданской авиации может быть так. В военной же, например, составляется плановая таблица, и на борту обычно находятся бортовой инженер, проверяющий и командир экипажа. Смотря кого проверяют: командира или второго пилота. Воздушное судно, в данном случае вертолет, выполняет полет по кругу, заход в плохих метеоусловиях. Затем оно приземляется, и место того, кого уже проверили, занимает другой командир экипажа. В гражданской авиации может быть свой порядок. Мы называем это полет с конвейера. То есть, на борт воздушного судна садятся сразу все командиры экипажа. Вертолет взлетает, выполняет заход в сложных метеоусловиях, затем — посадку. Приземлился — командир, которого проверили, выходит из кабины. На его место садится следующий. И так пока не проверят всех. Так проходят производственные полеты, это нормально.
— Следствие рассматривает три основные версии крушения вертолета: погодные условия, техническая неисправность воздушного судна или ошибка пилотирования. К какой склоняетесь вы?
— Комиссия, конечно, установит все причины. Но, по-моему, в этом случае причина какая-то простейшая, банальная, на которую просто не обратили внимание. В кабине воздушного судна находились профессионалы. Я их всех знаю. Двое из них — мои очень близкие друзья. С одним я воевал в Афганистане, со вторым – в Чечне. Я их очень хорошо знаю. Полет выполняли настоящие специалисты своего дела. Можно выдвигать разнообразные версии, но это будет неправильно с этической точки зрения. Что там на самом деле произошло, выяснит комиссия.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Вертолет в Хабаровске разбился при втором тренировочном взлете
Опубликован список погибших при крушении вертолета МИ-8 в Хабаровске
При крушении Ми-8 в Хабаровске погибли все находившиеся на борту
По факту падения вертолёта МИ-8 в Хабаровске проводится процессуальная проверка