Заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион Кубка России, двукратный чемпион Европы и мира. Его рекорд по приседанию в экипировке до сих пор не побит – в категории 105 килограммов взял вес 422,5 кг. И это далеко не все достижения нашего земляка – дальневосточной легенды по силовому троеборью Валентина Дедюли. В чем его секрет успеха и какой он за пределами спортзала, в беседе с чемпионом узнал корр. ИА Amurmedia.
— Валентин, Вы ведь не сразу стали таким сильным и могучим. С чего начался Ваш путь к силе и спортивной славе?
— Разумеется, не сразу. У меня было самое заурядное детство. Помню в школе на уроке физкультуры подтянуться не мог ни разу. У меня были проблемы с лишним весом и в мою сторону сверстники отпускали обидные шуточки. Я хотел заниматься в спортзале, но в то время в Комсомольске их было мало и попасть туда человеку с улицы было сложно. Я поступил проще: в 14 лет на день рождения приобрел пару гантелей по 6 кг и стал ежедневно заниматься дома: самостоятельно, без методик и систем. Через два месяц я уже смог подтянуться семь раз, да и внешне изменился. Такой результат меня вдохновил и появилось желание дальше развивать свои способности.
— Когда Вы взялись за штангу?
— Примерно лет в 17, а до этого пробовал заниматься боксом, фехтованием, плаваньем, борьбой. На легкую атлетику стал ходить только потому, что можно было посещать тренажерный зал, который находился в этом же здании. Через полгода я окончательно перебрался в тренажерный зал, попал "в лапы" к штанге. В Комсомольске намечались соревнования по тяжелой атлетике и мне тоже захотелось поучаствовать. Пару месяцев я тренировал рывок и толчок, выступил и выполнил второй юношеский разряд.
На первые соревнования по силовому троеборью я попал, как зритель. Мне очень понравилось, поскольку там присутствовал мой любимый жим лежа. К тому же, мне показалось, что пауэрлифтеры выглядят лучше, чем тяжелоатлеты. Так я выбрал свой вид спорта.
— Кто был вашим тренером?
— Евгений Белецкий — Чемпион Европы по жиму лежа. Поощряя меня к самостоятельности на тренировках, он многое не досказывал из того, что знал. И сейчас я ему благодарен за это. Моя самостоятельность научила меня умению анализировать свои тренировки и правильно делать выводы. По приезду в Хабаровск, я пришел заниматься к Евгению Пупышеву. Его значение в моем становлении, как спортсмена, трудно переоценить. Он и тренер, и добытчик денег на поездки. Его советы не раз помогали мне в повседневной жизни. Тоже самое могу сказать о Викторе Чернышове, не раз возившем меня на соревнования и принимавшем активное участие в моем тренировочном процессе.
— Как Вы сами можете объяснить свои успехи в силовом троеборье?
— Пауэрлифтинг, действительно, пошел у меня очень хорошо и легко. Генетика в спорте имеет большое значение. Я вот был предрасположен именно к этому виду спорта: в моем роду все крепкие, коренастые, я ведь родился весом 5 кг. Еще я несколько раз участвовал в соревнованиях по силовому экстриму, но там я бы не смог показать высоких результатов: снаряды для всех одинаковые и для меня неудобные. В этом спорте преимущество имеют спортсмены с высоким ростом, длинными руками и большим весом. А силовое троеборье — это тот спорт, который подошел мне идеально и я смог себя реализовать.
— Из тяжелой атлетики нередко переходят в пауэрлифтинг, бодибилдинг. Эти виды спорта такие близкие?
— Относительно. Во время тренировок используется одни и те же снаряды: штанга, гантели, тренажеры. К примеру, в бодибилдинге силовые показатели не важны. Но вместе с наращиванием мышечной массы, естественно увеличивается и сила. И мнение, что качки надутые, и на деле слабые — полный бред. Они гораздо сильнее, обычных людей, хотя пауэрлифтерам уступают. В тоже время, в силовом троеборье для развития силы, занимаются и развитием мышц. Когда приседаешь со штангой 300-400 кг или жмешь штангу в 200 кг, с неразвитыми мышцами этого не сделаешь.
Но принципы тренировок в этих видах совсем разные. Переходы из одного вида в другой возможны, но, к примеру, из тяжелой атлетики можно уйти в пауэрдифтинг, а вот из пауэрлифтинга в тяжелую атлетику — практически нет. Односторонний переход. Спортсмены меняют виды спорта по разным причинам. К примеру, известный пауэрлифтер Андрей Драчев ушел в бидибилдинг после того, как травмировал колено. Оставаться в силовом троеборье для него было проблематичным, а переход в другой вид спорта позволил продолжить спортивную карьеру и добиться успехов и там.
— Вы были знакомы с Андреем Драчевым?
— Да, в спортивном сообществе все друг друга знают. Хотя Андрей начал свою соревновательную деятельность, когда я свою завершал, мы были знакомы. Он был очень сильным пауэрлифтером. Кстати, я был судьей на соревнованиях по силовому экстриму, в которых он участвовал. У него для этого вида спорта данные лучше, чем у меня — Андрей был высоким. Для паэурлифтинга и бодибилдинга Андрей Драчев сделал немало, именно поэтому я подписал петицию о посмертном признании его спортивных заслуг.
— А каким Андрей Драчев был вне спортзала?
— Очень сдержанным и уравновешенным. У него было ярко выражено чувство собственного достоинства, он ощущал себя большим и сильным и гордился этим. Но представить его зачинщиком конфликта невозможно. Андрей был выше этого. За все время, что я занимаюсь спортом, среди "силовиков" я встречал только дружелюбных и позитивных людей. На моей памяти был лишь один случай, когда тренер выгнал из секции парня, за его бесконечные конфликты в институте и дома. И сейчас, когда я занимаюсь тренерской работой, у меня просто нет причин кого-то одергивать и ставить на место. Я думаю, что люди с повышенной агрессией выбирают иные вида спорта.
— Вы согласны с депутатским предложением усилить контроль за секциями единоборств?
— Да, с этим я согласен, но с оговоркой. Уверен, что по статистике конфликтов с участием спортсменов намного меньше, чем с людьми далекими от спорта. Но случаи эти — самые резонансные, поэтому и кажется, что спортсмены очень опасные люди. На Востоке при обучении единоборствам философии и воспитанию уделялось огромнейшее внимание. Мне кажется, иногда именно этого не достает современным секциям боевых искусств. Справедливости ради отмечу, очень много клубов, к которым претензий по воспитанию и поведению спортсменов нет. Поэтому важно, чтобы государственный контроль при надзоре за деятельностью не приводил к трудностям в работе секций и не угнетал развитие спорта.
— Что касается убийства спортсмена: преступление совершено конкретным человеком, и он лично должен за него ответить, спорт и национальность здесь не причем.
— Совершенно верно. Расследование идет, уверен, что рано или поздно, результат будет. Со своей стороны мы прорабатываем возможность провести турнир по силовому экстриму памяти Андрея Драчева — это будет достойная память выдающемуся спортсмену. Надеемся, это мероприятие не даст забыть о случившемся и положительно повлияет как на сознание нашего общества, так и на работу органов внутренних дел.
Картина Дня. Хабаровск. Все, что происходит в нашем городе
Канал AmurMedia в Telegram. Быстрые, свежие и разные новости
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Со смертью Андрея Драчева мечта детдомовских мальчишек оборвалась — хабаровские активисты
Следком Хабаровского края прокомментировал расследование убийства Андрея Драчева
Депутат хабаровской Закдумы предложила посвятить памяти Драчева чемпионат по пауэрлифтингу