Свежие продукты в хабаровских супермаркетах вероятнее всего найдутся где-то в глубине полки. А "товары на кассе" притягивают внимание, но после оказываются не так уж и необходимы. В продолжении темы работы хабаровских супермаркетов корр. ИА AmurMedia в качестве "тайного покупателя" побывал в одном из супермаркетов Хабаровска, где подметил и заснял десять маркетинговых уловок, которые применяют компании для увеличения среднего чека покупки.
За 27 лет существования рыночных отношений маркетинговых уловок, применяемых торговыми точками для облегчения кошельков покупателей набралось больше 20 — по 1-2 за год. Не все из них дожили до сегодняшнего дня. Оно и понятно, информации по поводу "развода" покупателей в интернет и СМИ более чем достаточно. И всякий бережливый потребитель следит за ее обновлением, дабы не стать жертвой алчности ритейлеров.
Прием № 1 "Хаос в ценовой линейке"
К числу изживающих себя можно отнести правило "Товары, которые расположены на уровне глаз — самые дорогие". На смену ему пришло другое "товары одной группы располагаются хаотично, а не от меньшего к большему".
Например, сельдь горячего копчения разных производителей выложена по какой-то непонятной логике: сначала по цене 259 рублей за килограмм, далее 199 рублей, затем 219 рублей и только потом 159 рублей. Причем, за самую дешевую цену рыбка вполне так съедобна, без каких-либо нареканий.
Прием № 2 "Самые свежие продукты — в дальних рядах"
Этот принцип, к сожалению, до сих пор действует. Оно, конечно понятно, что магазину не хочется нести убытки за товар, который покупатели не захотели быстро раскупить. Только вот забывает руководство супермаркетов о том, что товар с истекающим сроком годности может нанести вред тем, у кого чувствительный желудок или имеются проблемы с ЖКТ. И тогда выгода от продажи одной банки, упаковки и т. п. Такого товара может обернуться большими убытками. Поэтому, дорогие покупатели, рекомендуем быть всегда на страже со сроками годности: если вы в первом ряду не нашли товара нужной свежести, загляните во второй и третий ряд — глядишь, и найдете то, что нужно.
Позади более свежие продукты. Фото: Алла Макиевская
Прием № 3 "Перестановка в супермаркете"
В этот раз как будто все отделы находились на том же месте, что и неделю назад. Однако, это вовсе не показатель: перестановки по-прежнему делаются. Нередки переселения товаров в отделе косметических средств и бытовой химии: то прокладки переедут с одного ряда в другой, то мужская гигиена. В какой-то момент выяснилось, что жидкий порошок переехал на отдельный стеллаж. Найти его оказалось возможным, только пару раз посетив супермаркет. Какова логика этой перестановки, неизвестно. Разве что в маркетинговых целях. Если вы ходите в этот магазин каждый день, то уже знаете, где лежит нужный вам товар. После перепланировки вам приходится разглядывать все стеллажи. Таким образом, корзина ваших покупок пополняется не запланированным товаром.
Прием № 4 "Крупные тележки"
Сегодня прием "Второй товар бесплатно" встречается нечасто. Видимо, не благоволит сегодня к этому рыночная ситуация. А вот прием "крупные тележки" жив как никогда. Ручные корзины, в которых больше, чем на 500 рублей покупок не наложишь, мало-помалу исчезли, уступив место тележкам и корзинам, в которых уместится на несколько тысяч рублей. В день тестового похода в супермаркет в зеленой корзинке на колесах, куда визуально кажется много не наложишь, товара оказалось на полторы тысячи рублей — корзинка была заполнена чуть меньше половины. И, согласно психологии совершения покупок, хотелось эту корзинку заполнить до конца — что как раз и учитывают маркетологи торговых сетей.
Прием № 5 "Товары возле кассы"
На витринах — продукты эмоционального спроса. Пока вы стоите в очереди в кассу, вашему вниманию предлагается большое количество различных приятных мелочей, вкусностей. Удержаться от покупки которых не просто: кофе "3 в 1" обязательно на работе пригодится, "Баунти" повысит настроение после рабочего дня, гигиеническая помада пригодится от солнца, ветра и морозов и т.п. А потом выяснится, что гигиенической помады такой уже дома три штуки, от сладкого заныли зубы, а до зарплаты не хватает пары тысяч рублей.
Хлеб и молоко находятся от входа дальше всего. Фото: Алла Макиевская
Прием № 6 "Ходовой товар подальше от входа"
Еще один фокус торговых сетей — самые нужные продукты — хлеб и молоко — размещать как можно дальше от входа в магазин. Этот прием также жив и, вероятно, никогда не умрет. Чтобы дойти до этих отделов, нужно пересечь и промзону, и фруктово-овощную, и кафешку. Как правило, к хлебу и молоку уже добираешься с изрядно полной корзиной, уговаривая себя, что это правильно, так как пакет молока мягкий, может порваться и должен лежать сверху.
Овощи блестят, привлекая своей визуальной свежестью. Фото: Алла Макиевская
Прием № 7 "Иллюзия свежести фруктов и овощей"
Вымытые и начищенные до блеска они дают правильную команду нашему мозгу — купить, ведь это очень полезно! Кажется, что эта уловка должна жить вечно — и покупателю приятно брать чистые овощи и фрукты, и магазину выгодно, когда люди покупают чаще и больше. Однако, в нынешних супермаркетах, наравне с начищенными, все чаще можно увидеть гнилые и с огромным количеством индивидуальной упаковочной сетки фрукты и овощи, как, например, обычно бывает в персиках. Вопреки логике, однако.
Прием № 8 "Чувство голода от манящих запахов"
Редко в магазин ходишь на сытый желудок, чаще всего — после работы или в обед. А значит, любой вкусный запах готовых блюд неизменно побудит вас, возможно, не только присесть за стойку и сделать заказ, но уж набрать лишних продуктов неизменно, причем, таких, которые сразу можно будет съесть по приходу домой. К таковым относится и жареная соя, и чипсы, и гамбургеры, и картошка фри. Удовольствие в большинстве случаев не дешевое, а насыщение мнимое — чувство голода просыпается буквально через полчаса.
Кафе в центре супермаркета неизменно вызывает чувство голода. Фото: Алла Макиевская
Прием № 9 "99 копеек"
Пресловутые 99 копеек, которые всегда кажутся гораздо меньше, чем рубль. Подсознательно копейка вырастает до гигантских размеров экономии, и рука тянется за вожделенной дешевизной.
Пресловутая копеечная экономия до сих пор жива. Фото: Алла Макиевская
Прием № 10 "Сопутствующий товар"
Еще один инструмент маркетинга — размещать рядом "сопутствующий товар". Ведь наверняка к пельменям тебе захочется взять кетчупа, а к рому — пару литров колы. Не стояло бы рядом этих "сопутствующих товаров", глядишь бы и не вспомнил о них. А пельмени съел бы с маслом или с перцем — что, как минимум, дешевле.
Рядом с основным товаром находится очень часто сопутствующий. Фото: Алла Макиевская
Итог целенаправленного похода по супермаркету оказался неутешительным для "тайного покупателя": из десяти трюков современной сверхприбыльной торговли удалось обойти только половину. Оставшиеся увеличили сумму покупки почти в два раза: вместо планируемых 700 рублей в кассе супермаркета осело 1500 рублей.
Остается сказать лишь одно: читайте, запоминайте, вдумчиво совершайте покупки и не повторяйте ошибок "тайного покупателя" ИА AmurMedia!