В концертном зале краевой филармонии 22 апреля состоялся концерт под очень прозаическим названием "Квартет виолончелей приглашает друзей". Друзей, прямо скажем, оказалось немного. Пустых кресел в концертном зале филармонии было предостаточно. Все вокруг обещало обычный камерный вечер классической музыки, после которого выходишь не разгрузившись эмоционально, а, наоборот, загрузившись мыслями о тщетности бытия. А вышло всё наоборот, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Прежде всего для непосвященных сообщим, что Растрелли, как гласит Википедия и еще с добрую сотню всевозможных исторических источников, был никем иным, как русским архитектором 18 века с глубокими итальянскими корнями (его отец – известный скульптор был приглашен Петром I в Россию, да так там и остался). Говорят, что петербуржцы очень ценят вклад Растрелли в каменную красоту города. В подтверждение этого трое музыкантов, окончивших Санкт-Петербургскую государственную консерваторию, решили объединится в квартет. Случилось это на немецкой земле (то есть в Германии) в 2002 году.
Довольно быстро к музыкантам пришла мировая известность. Сегодня это один из самых модных музыкальных коллективов. Всяк, считающий себя образованным, культурным и приличным человеком, просто обязан хотя бы раз побывать на их концерте. Попасть куда довольно трудно. И не мудрено: квартет играет музыку собственной аранжировки. В их исполнении звучит не только классика, но и джаз, фолк, рок. Многие произведения до исполнения квартетом Растрелли вообще никогда не звучали на виолончели.
Четверо музыкантов-мужчин, черные костюмы, величественно большие виолончели и больше ничего и никого на сцене. Казалось бы, больше 10 минут их никто не будет слушать. Однако слушать их одно удовольствие…
Начало концерта – И.С. Бах и его Токката с фугой ре минор. Грустно. Этот композитор умеет приглушить все радостные нотки в душе. Ничего, это полезно — иногда погрустить (лучше на концерте от мелодии, чем в жизни от реальных досадностей). Надо набраться терпения – это только первое отделение…
В продолжении – Марчелло. Тоже не взрывает душу весенним настроением, ожиданием буйного цветения, сумасшедшего птичьего щебета, близости перемен к чему-то обязательно лучшему. Под высокие и печальные звуки его концерта для гобоя и струнных вообще плакать хочется (не дай бог что-то в жизни печальное недавно произошло)!
Чайковский знаком многим и воспринимается куда как легче, однако, не любителям классической музыки тоже, пожалуй, будет скучноват. Но хотя бы уже не вгонит в тоску. Так, что же будет дальше? Ощущение, что третье произведение потащило стрелку настроения куда-то вверх. Захотелось программку посмотреть. Ан, нет. Не предусмотрели организаторы концерта таковой. Жаль!
Слушаем дальше: четвертый пункт программы – полька. Ну, полька, это уже совсем другое дело. Полька – это радость, это всегда легкая интрига, это вечный спутник праздника.
И, о-о-о! Белая симфония на органе! Это уж точно на любителя! Для некоторых – так это словно ушат холодной воды, когда разгорячен танцем или игрой. Очень мощно. Аж мороз по коже.
Собственно, после ошеломляющего выступления органа в программе не встретилось ни одного минорного произведения.
Румынские танцы Бартока, еще одна полька, вальс, регтайм, сюита для флейты – удивительно не знакомые по авторам и названиям, но знакомые по звучанию (многие фрагменты использовались в кино, в радио и телепередачах и т.п.) превратили концерт в нечто феерическое.
На первом ряду сидели две девчушки лет шести. Так они под Бассо Остинато Власова и плечиками, и руками, и головой отплясывали родившийся экспромтом танец.
Вы не любите аккордеон? После этого концерта его невозможно не полюбить. Если бы вы видели и слышали, как исполнял "Libertyn" аккордеонист Александр Веретенников! У него на лице и во всех движениях было столько удовольствия от произведения и от игры, столько музыкальной страсти! Глядя на музыканта, не возможно было не вовлечься в происходящее на сцене. В тандеме с виолончелями была рассказана чудесная история, сюжет которой каждый придумывал сам и был ее героем.
Оказывается, виолончель обладает настолько широким звуковым диапазоном, что способно заменить многие музыкальные инструменты. В оркестре, как правило, красота и уникальность этого инструмента прячется – слишком много других инструментов. А когда участников оркестра слишком мало, например, всего четыре виолончели и в компании с ними только один другой инструмент, то становится очевидным – никого больше не надо! Это прекрасно доказала фантазия на тему "Бременских музыкантов". В этом номере у виолончелисток не было соучастников. Однако, складывалось ощущение, что играет целый оркестр.
А еще родилось в процессе концерта сравнение с многоголосьем. Оно, пожалуй, не оставляет никого равнодушным. И всегда любое произведение в этом исполнении звучит настолько гармонично, что вне зависимости от музыкального направления пробуждает желание услышать его еще.
Сила зрительских аплодисментов увеличивалась по мере приближения окончания концертной программы. Градус хорошего настроения у публики и удовольствия от проведенного времени рос от номера к номеру.
На двери в зал висела табличка "Фото— и видеосъемка запрещается". Ну, кто же удержится от нарушения запрета, когда пришли на одно действо, а попали на другое. И уже в середине программы в зале загорелись огоньки камер телефонов, снимающие фрагменты концерта. Интересно, куда их зрители дели?! Может быть, кто-нибудь выложит на YouTube? А было бы здорово!
Я тоже не удержалась: сняла несколько коротких фрагментов. Жаль, что не все! Кончилась память у телефона. Кто ж знал, что захочется снимать?!
В конце вечера ведущая сказала просто и коротко: "Вот и родился коллектив". И тут вспомнился тот самый знаменитый квартет Растрелли. Много показалось общего у хабаровских артисток с этим коллективом. Музыкальные смелость, оригинальность, темы, энергетика. Инструмент, наконец. Вот только пол другой: там мужчины, у нас женщины.