Мужик в городе на обходе ЛЭП
Фото: Алексей Тимиргалеев

"Мужик в городе": профессия сильных духом и телом или что делать электрику в тайге

Сотрудники ДРСК рассказали, как электроэнергия попадает в дома горожан и какая масса усилий стоит за восстановлением обрыва линии

Евгений Никитенко. Как связаны электричество и лес, и сколько километров через бурелом должен пройти в год сотрудник электросетей, чтобы в квартирах жителей краевой столицы горел свет, работали холодильники и телевизоры. Мужик в городе корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко поближе познакомился с тяготами и романтикой самой что ни на есть мужской профессии.

Мы давным-давно привыкли к тому, что дома у нас есть электричество, а проводами городского жителя не удивишь и подавно. Но задумывались ли вы когда-нибудь, сколько линий электропередач расположено за городом, в лесу и кто их обслуживает? Ведь, чтобы устранить обрыв линии посреди тайги, нужно несравненно больше усилий и времени, чем при аварии, произошедшей в соседнем районе Хабаровска.

Для начала давайте оговорим один момент — выходное напряжение в обычной домашней розетке 220 В, однако пускать его по линии электропередач было бы просто-напросто нецелесообразно. Именно поэтому в проводах, которые вы видите на фото, напряжение составляет ни много, ни мало — 110 тысяч Вольт.

1 / 2

И, поверьте, не имея специальных знаний по технике безопасности или не соблюдая правила поведения, приближаться к обрыву провода на такой линии не просто глупо, но смертельно опасно. Как раз для того, чтобы искать места аварий и предотвращать их возникновение, работают специальные бригады электриков, с работой которых нас познакомил начальник службы линии структурного подразделения Центральные электрические сети Сергей Гуляев.

Евгений Никитенко (слева) и Сергей Гуляев (справа)

Евгений Никитенко (слева) и Сергей Гуляев (справа). Фото: Алексей Тимиргалеев

— Сергей Владимирович, как называется подобный выезд для проверки состояния линии и что требуется от сотрудника, прибывшего на место?

Евгений Никитенко (слева) и Сергей Гуляев (справа)

Евгений Никитенко (слева) и Сергей Гуляев (справа). Фото: Алексей Тимиргалеев

– Такой выезд называется — плановым обходом с верховым осмотром воздушной линии электропередач, в данном случае — это линия 110 кВ С50 "Князе-Волконское – Елабуга". В основном обследование представляет собой пеший ход вдоль линии с проверкой габаритов поросли, целостности изоляции и многого другого.

Обход линии электропередач: слева — Сергей Гуляев, справа — Евгений Никитенко

Обход линии электропередач: слева — Сергей Гуляев, справа — Евгений Никитенко. Фото: Алексей Тимиргалеев

— В процессе, при необходимости, монтер поднимается на анкер и осматривает арматуру, к которой крепится провод, чтобы она была на месте, не было открученных болтов, заодно проверяется и состояние самой опоры.

1 / 3
1 / 3

— И каковы действия электромонтера, если обнаруживается повреждение линии? Это ведь не провод от чайника, а линия 110 тысяч Вольт, обычный человек к ней и на несколько метров подойти побоится.

— При обнаружении обрыва предупреждается диспетчерская служба, которая производит отключение линии, а монтер остается на месте, наблюдать за тем, чтобы никто не приближался к опасной зоне. Особенно это актуально для работы в городе, где всегда множество прохожих, но и в лесу никогда не стоит забывать об осторожности – всегда есть вероятность, что к месту обрыва выйдет грибник или еще кто-нибудь. После того, как линия отключена, на место выезжает бригада со всем необходимым для конкретной ситуации инструментом и в кратчайшие сроки производит ремонт.

Осмотр опоры ЛЭП

Осмотр опоры ЛЭП. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Кратчайшие сроки — это сколько? Ведь пока линия отключена, люди сидят без электроэнергии...

— Ориентировочно ремонт при замене изоляции занимает от 40 минут до 1 часа. А вот время ремонта непосредственно самого провода зависит от района, в котором произошел обрыв – если это удаленная местность, то работы могут затянуться от 10-12 часов до суток. К примеру, в том месте, где мы сейчас находимся, рядом с дорогой, придется снимать другие провода, не относящиеся к нашему ведению – их обслуживает сетевая служба района, и только после того, как они выполнят свою задачу мы сможем приступить к ремонту своей линии. А это тоже не дело 5-ти минут – провод нужно спустить, соединить заново, поднять обратно на опору. В лучшем случае, даже в удобном месте, ремонт обрыва займет 3-4 часа.

Обход линии электропередач: слева — Сергей Гуляев, справа — Евгений Никитенко

Обход линии электропередач: слева — Сергей Гуляев, справа — Евгений Никитенко. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Как часто происходят обрывы?

— Раньше было чаще, сейчас и техника стала лучше и возможностей появилось побольше, к примеру мы производим рубку боковых угрожающих (деревьев — ред.), производим расширение просек, для предотвращения падения деревьев на линию, да и процесс ремонта сегодня тоже заметно ускорился за счет использования более современных материалов и инструментов. По отключениям: в этом году лесничество выдало людям довольно много делян в охранных зонах, те начали пилить деревья, которые нередко падают как раз на линию — с начала 2017 из-за этого было уже пять отключений. Из них именно обрыв был только один — в Некрасовке, а так обошлось без серьезных повреждений – просто сняли упавшие деревья с проводов в течении 20-ти минут и восстановили ее работоспособность.

Корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко на обходе линии электропередач

Корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко на обходе линии электропередач. Фото: Алексей Тимиргалеев

— Какова основная причина обрывов?

— Вообще самая частая причина повреждений – упавшие деревья. Здесь это не так заметно, но во многих местах есть "великаны", вдвое превышающие высоту опоры, они могут легко упасть даже за пределами охранной зоны и все равно достать до линии. Так у нас был случай когда 34-метровая осина верхушкой легла на линию 110 кВ, а при таком напряжении предусмотрено, что она при любом замыкании на землю отключается.

— Для кого, в первую очередь, представляет опасность упавший на землю провод и в чем эта опасность заключается?

— Опасны любые линии, не только 110 кВ, но и 6,10,35 тысяч Вольт. В каком случае? При падении дерева на одну фазу (один провод) линия не отключается и через ствол дерева происходит "растекание" тока в землю. Человек, находящийся в радиусе 8 метров, от эпицентра может попасть под шаговое напряжение… а последствия, я думаю, ясны.

— Что делать, если человек по каким-то причинам оказался в зоне обрыва?

— Если сразу ничего не произошло, то нужно стоять на месте и не двигаться — тогда ничего не будет. Вот простой пример. Нередко бывает, что в городе работает техника с краном или люлькой и в процессе передвижения случайно задевает провода. Линия при этом отключается, но это ненадолго — стандартно происходит автоматическое повторное включение (часто бывает, что после повторного включения электроснабжение восстанавливается). В случае, когда кран "влез" в линию, водитель зачастую пытается покинуть автомобиль, и, как раз это приводит к летальному исходу. Если он находится в машине, то остается "под потенциалом", двигаться внутри кабины можно относительно свободно, но как только он попытается выпрыгнуть, то тут же попадет под разность потенциалов и погибнет. Я работаю в электросетях уже 23 года, из них 5 лет начальником, и на моей памяти было уже 4 смерти, когда люди по незнанию сами способствовали собственной гибели. В Березовке человек в незаконном месте краном разгружал мусор зацепил линию и погиб на месте. Еще двое воровали металлолом в районе МЖК, зацепили стрелой крана "стодесятку": один, оказавшийся в тот момент в кузове и не пытавшийся выбраться с автомобиля, остался жив, а второй, стоявший на земле, мгновенно погиб.

— Если мы говорим про лес – людей здесь однозначно меньше, но наверняка встают другие проблемы – то же возгорание?

— Возгорания были – упал провод на 110 кВ, серьезного пожара от короткого замыкания, к счастью, не произошло, просто обгорело все вокруг места падения. Пожары на самом деле возникают не так часто, как можно подумать – этому способствует минимальное время отключения линии. Плюс ко всему, очищенная нами просека даже помогает лесникам в предотвращении пожаров – огонь доходит до полосы и останавливается. Линия, на которой мы сейчас находимся, уже три года подряд останавливает распространение пожара.

Обход линии электропередач

Обход линии электропередач. Фото: Алексей Тимиргалеев

— И много времени приходится проводить в лесу на осмотре линий?

— Есть линии ГВФ – гражданский воздушный флот, Хабаровский аэропорт — малый и большой, их нужно обходить два раза в год. Всего же у нас 73 линии, каждую из которых необходимо обойти раз в год. А это очень большое расстояние, учитывая, что их общая протяженность составляет 5 тысяч километров. Вообще линии моей бригады идут до поселков Маяк и Сукпай, но нередко помогаем товарищам и при необходимости выезжаем до Бикина.

— Вы же не все 5 тысяч километров проходите пешком по бурелому?

— Конечно, там, где есть возможность, используем вездеход, но он, к сожалению, может пройти далеко не везде. Да и если где-то произошло отключение, передвигаться нужно пешком – у нас есть специальные приборы, которые показывают расстояние до короткого замыкания, и мы с их помощью выясняем, куда именно нужно направляться, чтобы найти место аварии. Конкретно эта линия достигает в длину 56 километров.

— Правильно я понимаю, что даже 56 км по лесу – это не задача одного дня?

— Безусловно, даже на вездеходе один выезд может длиться 5 дней и дольше. Ведь это не просто проехаться вдоль проводов – нужно остановиться около каждой опоры, осмотреть ее на предмет трещин и прочего, подписать ее заново, восстановить, если необходимо.

Как объяснил мне Сергей Гуляев, это совсем не та работа, на которую можно прийти, отсидеть положенные 8 часов и с чистой совестью отправиться домой. Работа в подобной бригаде предполагает, что немалую часть времени человек проводит в глуши, вдали от цивилизации, а без любви к своему делу долго на таком месте не задерживаются.

1 / 3

— Учишься радоваться жизни в любых условиях — вот выехали на неделю в лес, это же не значит, что и днем и ночью с опор не спускаешься — вечером можно и грибы пособирать... вы бы только знали, сколько их на просеке в сезон выскакивает. Виды здесь великолепные, да и не только ведь по тайге ходить приходится. Есть опоры, стоящие посреди своеобразного "болота", где под полуметровым плотным слоем почвы плещется вода, а во время паводков этот слой поднимается так, что половина высоты опоры оказывается под ним. Красиво здесь, а те, кто втянулся, эту работу наверное ни на что не променяют.

1 / 7